Религия, образ истины и трусость

Что есть грех? Ошибка? Промах? Черта, перейдя которую, не вернешься назад? Кто страдает более всего, нарушив заповедь? Страдает прежде всего сам человек...
Самый страшный грех, как сказано в романе "Мастер и Маргарита" Пилатом, - это трусость. Сказано это именно Понтием, ведь Иешуа говорил, что это лишь один из самых страшных пороков. Но отчего именно Пилат? Где его добродетель, а где грех? Слишком рядом находятся они и слишком далеко.. Потерялся человек в мире людей, потерял веру в них, в себя, в будущее. А Пилат и грешит и не грешит одновременно: он обладает властью, способной освободить Иешуа, пониманием, что ему нужно это сделать, а собой не владеет, - не делает этого. Но: он признает свою ошибку,свою вину, однако, слишком поздно. И секунда становится вечностью. Понтий обречен остаться наедине со своим страхом и его осознанием, мучиться своею виной. Это не ад Данте, не вечные физические муки, это его собственный ад, состоящий из одних лишь мыслей, ад, в который он сам проторил дорогу, совершив неверный выбор.
Если сравнивать Иешуа с Иисусом Андреева из "Иуды Искариота", то трусливы были ученики Иисуса, они даже не были мучимы горечью своей трусости... Поэтому Пилат - главный герой романа Мастера.
Но проводится и еще одна параллель: Иешуа и Иисус Достоевского из "Братьев Карамазовых". Сравнивая их, становится заметна одна весьма интересная деталь: когда Иван пишет поэму о Христе, атеист Берлиоз, прочитав, говорит ему: "...выходит по твоему рассказу, что он действительно родился!..". А когда Иван(!) Карамазов рассказывает свою поэму о Христе(!) брату Алеше, последний замечает:"Поэма твоя есть хвала Иисусу, а не хула, как ты хотел того...". Странное совпадение наводит на мысль, что Иван - образ русского человека, человека потерявшегося(атеизм), и этот человек, сам не веря и не подозревая, опровергает себя и невольно приходит к вере!.. Пилат, в свою очередь, напоминает Великого Инквизитора: свободой своих действий и видимым бесстрашным безразличием он сам загоняет себя в муки и одиночество.
Ярче всего светятся именно эти три образа: Иисус Достоевского, Иисус Андреева и Иешуа Булгакова. И у всех писателей разный образ истины: у Достоевского и Андреева они похожи в своей кротости и тиши; у первого в болезненной тоске автора Иисус молча целует палача, у второго в потерянном пессимизме Иисус целует Иуду и спрашивает об этом... У обоих Христос проникновенно смотрит. Но у Булгакова Иешуа - живущий, он наделен человеческими качествами, он боится смерти, он устает.. и - он говорит! Говорит о трусости.Две безмолвные истины сменились и пришла третья, - нужно, чтобы люди узнали о своей ошибке.
А вообще, отчего надобно, чтобы за людей обязательно страдал кто-то? Неужто это лишь потому,что люди столь слабы, что не могут нести ответственность за свои же поступки и грехи? Неужто потому, что нужно им оправдать, успокоить себя и от этого раз за разом убивают они Иисуса? Не это ли и есть - трусость? Может, этот бессловесный устал, может... его и нет вовсе, а люди все боязливо оправдываются и неверием своим и верой.
Почему же, трусость - страшнейший порок? Чем так ужасен страх?
От боязни одиночества, боли, жизни - уныние, лень; от боязни быть нелюбимым - блуд; непризнанным - гордыня; хуже, чем другие - зависть; получать меньше, чем сам себе желаешь - жадность, чревоугодие. Один страх порождает все это. Человеческий страх - проявление незрелости, он есть тогда, когда нет внутреннего единства. Страх растворяет и желание что-то делать и понимание.. Страх заполняет свободу. То есть, - отрицательные эмоции - это и причина и следствие. Замкнутый круг. Дорога, ведущая в никуда. Поэтому, это самый страшный порок. Конечно, следует отличать сам страх и трусость, именно последнее является грехом, так как оно сознательно, зависит от действий человека. Может потому должен быть кто-то, умирающий за людей? Из-за их страха перед смертью... Но если это не так? Если все - ошибка? Почему это правильно и нормально? Видимо, в романе "Мастер и Маргарита" цель автора - показать читателям и заставить их задуматься, в чем и где их главный порок; объяснить, что бесконечно устал тот, кто ежесекундно страдает за ошибки людей и их неправильный выбор.


Рецензии