Колька

Судьба играет человеком.

Клеймо дьявола - В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ ЕМУ НЕТ МЕСТА - обрекло на вечное изгнание - в ад - судьбы многих людей. Судьбу человека уже не повернуть вспять, не переделать! Kажется – переделал!  Нет, это ложь, не переделал  - всю жизнь живешь под томительным наркозом страха скосившийся судьбы. Живешь не своей судьбой. Живешь судьбой, которая предрешена дьявольской ошибкой, однако … однако … однако … однако, оказывается, дьявол пасует перед глобальными катаклизмами …

….

Недавно в Ереване мне встретился симпатичный американец. С ним были его очаровательная жена и чертовски красивая молоденькая дочь. Лицо его мне было очень знакомо. Никак не мог вспомнить откуда я его знаю. Мы смотрели друг на друга и вдруг он, совсем неожиданно для меня, сказал:

- Армен джан привет!

Меня поразил его чистый армянский, а обращение ко мне по имени повергло меня в некоторое раздумье и породило вопрос, за ответом на который мне недолго пришлось идти. Американец внес ясность:

- Коля Воронцов я! - и подал мне руку.

Прошло почти пол века. Голос его совершенно не изменился и я вспомнил Кольку Воронцова, с которым мы в школе вытворяли черти что. Он мне представился как инструктор Академии Художеств в Нью-Йорке. И привез сюда выставку своих картин, посвященных Армении. Он пригласил меня.

На выставке представлялись очень оригинальные полотна жителей Армении в 60-ые годы, в основном, передающие человеческие эмоции с помощью мимики лица. Одно полотно, надо сказать, магнитом притянуло меня. На переднем плане были изображены завуч нашей школы высокомерная и презренная Вера Николаевна и наш классный руководитель Магдалина Оганесовна потрясающе человечная женщина. А на заднем – Коля и наш класс. Поразительное сходство лиц героев на полотне, в тот зловещий день, когда Кольку Воронцова исключали из школы и вся его жизнь пошла наперекосяк, предвосхитило все мои ожидания.



- Познакомьтесь, у нас новый ученик, – сказала наш классный руководитель Магдалина Оганесовна – и представила в начале учебного года в нашем шестом классе русской школы Воронцова Николая.

Мальчик был русский, но прекрасно владел армянским. Коля был тоненький и длинный. Он был выше всех в классе. Очень компанейский и с первых же дней стал своим парнем в классе, можно сказать душой компании. Страшно любил подурачиться во время уроков и заряжал всех своими шалостями. Стрелял хлебными шариками из стеклянной трубки по ногам девчонок, когда те немного приоткрывали коленки. Ходил с маленьким, почти незаметным, зеркальцем, закрепленным на обуви и подставлял ногу под юбки одноклассниц и даже учительниц, чтобы узнать цвет их трусиков. Когда он шептал девочке на ушко цвет ее трусов, девчонки поражались, но не соображали откуда он все знает. Подумывали, что Коля обладает таинственным даром видеть через одежду и, когда он во время перемены подходил к девчонкам, те убегали от него как можно подальше. Боялись, что он выложит не только цвет их трусиков, но и их всякие другие подробности.

Однако, девчонки его любили, он не был агрессивным, он был очень честным и добрым и, если вдруг кто-то из парней класса или чужой обидит их, он мог защитить любую.

Выдумывал всякие игры в виде лотереи, например, кому какая девчонка в классе должна достаться для ухаживания. Естественно, ему попала лотерея поставленная на одну из лучших.

У него была неиссякаемая энергия придумывать, выдумывать, фантазировать что-нибудь, чего не прочитать ни в одной книге и никогда не додуматься до этого. Его богатый полет мыслей был просто не вообразим и невероятен. И что самое главное, все его неимоверные истории класс принимал за чистую монету и даже иногда Магдалина Оганесовна верила его легендам.

Но все эти истории были безобидными - они никогда никого не задевали. Например, чтобы слинять с последнего урока, он мог бы прибежать в класс и так, невзначай, сказать:

- Учитель по истории Тамара Акоповна заболела. Наверное пошлют замену, – и тихо мирно сесть за парту вытаскивая книгу по истории.

Класс мгновенно реагировал, собирал сумки, чтобы смыться, а он с умным видом сидел и перелистывал учебник истории, делая вид, что полностью погружен в повторение сегодняшнего материала. А потом кто-то из нас звал его:

- Коль, ты чего сидишь? Давай, быстро, смываемся!

Правда на следующий день все нарекания обрушивались на старосту-девчонку, а Коля, как ни в чем не бывало, в сторонке ухмылялся. Оказывается, сделал он это из-за того, что в этот день историю не выучил, а оценок у него не было. Боялся, что учительница спросит. Староста класса никогда не выдавала его.

В шестом классе Колька был ударником. Мог бы учиться и на отлично, но не утруждал себя. Зачем? Главное отец был ублажен его четверками, а мать была довольна. В седьмом классе любовь к девушке вывела его почти что на отличника.

Колька лепил из пластилина фигуры поразительно похожие на учеников нашего класса и дарил им. Рисовал прикольные картинки на всех учеников и учителей, без малейшего желания кого-то оскорбить или обидеть, с уважительным и доброжелательным отношением к изображаемым людям. Я до сих пор храню его супер веселую картинку на меня в образе бравого солдата Швейка, заряжающую меня веселым настроением и бодрым духом, сделанную им в начале седьмого класса.

Было время шлягеров, шейков и твистов. Коля, танцуя твист, заряжал весь класс своей кипучей энергией. Девчонки по нему с ума сходили. На Новый Год среди школьников нашего района объявили конкурс на лучшего танцора танца твист. Конкурс проводился в нашей школе, так как у нас был большой актовый зал. Участвовали только ученики восьмого и выше классов. Ученикам седьмого класса не разрешили участвовать, но присутствовать можно было. В состав комиссии входили учителя из разных школ, а также профессиональные танцоры города Еревана и, естественно, не обошлось без представителя райкома. Из нашей школы в комиссию вошла завуч Вера Николаевна. В юности, по ее словам, она занималась балетом и понимала толк в танцах.

После третьего тура начался последний - финальный тур. Остались двое учеников борющихся за первое место. Один парень из десятого класса нашей школы и другой из восьмого из соседней. В середине танца твист финального тура Коля не выдержал, выскочил из зала на сцену и крикнул:

- Эй! Не то вы делаете ребята! Вот как надо!
- Ватуси, хич-хайк, обезьяна.
- Ватуси, хич-хайк, обезьяна.

Члены комиссии сперва возмутились и председатель комиссии хотел было остановить танцоров, однако, Коля танцуя с дикой энергией все три элемента твиста, причем после каждого хлопка увеличивая темп, так захватил всю публику своим танцем, что комиссии ничего не оставалось разве лишь присоединиться к буре восторженных эмоций зала и завороженно созерцать.

Завуч Вера Николаевна выскочила с опозданием из-за стола жюри, на сцену, крича:

- Воронцов, вернись! Что ты себе позволяешь! Уйди со сцены, сейчас же! Я кому говорю?

С зала посыпались крики болельщиков:

- Сама уходи, не мешай парню! Коль-ка да-ваай, нажимай! - и зал освистал завуча.

Двое претендентов на первое место стали повторять движения за Колей и через две-три минуты выдохлись и сошли со сцены. Под бурными овациями зала Коля добавлял свою собственную импровизацию в каждый элемент твиста. Зал ликовал. Он продолжал танцевать и, если оркестр не перестал бы играть, Коля, наверно, никогда бы не остановился. Он жил музыкой твиста. Его нельзя было отделить от твистовских движений и музыки. Казалось, что твист и Коля это одно и тоже, одна пластика. Комиссия и председатель жюри, известный танцор Армении, не знали как при таком неадекватном раскладе конкурса выбрать победителя. По предложению представителя райкома первое место присудили всем трем танцорам. Ребята из десятого и восьмого классов запротестовали и отдали первое место Коле. Молодцы ребята! Только Вера Николаевна в гневе вышла из-за стола членов жюри бормоча себе под нос:

- Я покажу ему, что значит срывать соревнование. Я это просто так не оставлю. Опозорить всю школу! – и ушла.

Коля был героем новогоднего соревнования и выиграл приз всемирную библиотеку приключений, которую директор школы должен был торжественно вручить ему после новогодних каникул. Однако Вера Николаевна добилась на педсовете, чтобы, за вызывающее поведение во время конкурса, которое не вписывалось ни в какие рамки приличия, приз Коле не вручать, так как это может быть дурным примером для других учеников. Директор не стал перечить ей и, чтобы не спровоцировать откровенный конфликт между учеником и завучем, позвал Колю и попросил его извиниться перед завучем.

- Соблюдение установленных правил внутреннего поведения в школе прежде всего. А извинение это определенный ритуал для того, чтобы забыть инцидент. К тому же это снизит напряженность между вами, – сказал директор.

Коля был очень ранимым мальчиком и извиняться не хотел, хотя на этом настаивал и его отец. Только просьба любимой девушки сломила его гордость. Однако, всемирную библиотеку приключений ему так и не вручили, а передали в школьную библиотеку, и Коля не мог забыть обиды.

Он во дворе школы лепил из снега бюст завуча, и, самодельным пистолетом с медным дулом, куда запихивал серу соскобленную со спичек, стрелял маленькими 3-4 миллиметровыми шариками в бюст Веры Николаевны. Естественно, на него настучали и весь текст его неповторимого сочного русско-армянского мата в адрес завуча при стрельбе, был записан на карманный диктофон.

Колю на педсовете в присутствии всего класса исключили из школы и он перешел в вечернюю (полотно с этим эпизодом и притянуло мое внимание на выставке). Наш класс рук Магдалина Оганесовна добилась через педсовет, чтобы Колю в конце учебного года опять восстановили, при условии, если он будет учиться в вечерней школе на отлично и заодно сдаст экзамены для возвращения в дневную. Директор школы поддержал.

Коля действительно был отличником на вечернем и действительно сдал все экзамены для возвращения в дневную школу - в восьмой класс. Однако твердые намерения завуча Веры Николаевны не принимать Колю обратно в школу встретили поддержку в райкоме и с лозунгом – В НАШЕЙ ШКОЛЕ ЕМУ НЕТ МЕСТА - восстановление в дневное отделение Коле было отклонено.

Решение об отказе восстановить его в дневное отделение нашей школы было зачитано надменным завучем в нашем классе в присутствии класс рука, всех нас и Коли. Коля был железным парнем. Даже сделай ему очень больно он никогда бы ни пролил бы и слезинки. Моральное и психологическое уничтожение его личности дало волю его юношеским слезам. Проступили слезы и на глазах нашего класс рука Магдалины Оганесовны и многих из нас.

Характер Коли не выдержал и он в классе на глазах у всех пырнул перочинным ножом Веру Николаевну в живот. Рана была небольшой, задела только жировой слой. Вера Николаевна даже в больницу не легла.

К сожалению, суд назначил Коле наказание в виде лишения свободы с отбыванием срока в исправительной колонии общего режима.

Его жизнь была сломлена.



После выставки Коля пригласил меня с женой в ресторан. Оказалось, что его жена и дочь прекрасно говорят по-русски, так что разговор пошел на русском. Никак не решался спросить о его судьбе, но это получилось совершенно произвольно. Коля предложил тост за наш класс и за тех кто еще жив и здоров, а моя жена понятия не имея о судьбе Коли - я ей не рассказывал – взяла и спросила:

- А я вас не видела на выпускной фотографии.

Лицо Коли изменилось и застыло в печали, он смотрел куда-то в бесконечность и неземным, далеким голосом словно доносящимся из ада сказал:

- В седьмом классе я в тюрягу сел … 26 лет жизни отдал. После развала союза эти тупые сволочи с прогнившими мозгами пасанули меня армянам – те отказались принять такого выродка как я - и я чудом оказался на свободе. Если честно – в зоне мое место. УБОГИЕ ТУПИЦЫ.

Жена сжала ему руку и он пришел в себя продолжив уже нормальным голосом:

- Извините … разошелся … потом … потом … потом мой младший брат помог мне эмигрировать в США в Нью-Йорк. И я в сорок два года пошел учиться и там встретил Лизу, мою будущую жену, которой было всего двадцать лет. Она самое светлое создание в моей жизни. Она мое солнышко. Все, что я сейчас имею, это она и ее любовь ко мне. Она мое счастье и моя жизнь.

 Здесь он остановился, нежно обнял и горячо поцеловал свою жену в губы и продолжил:

- Лиза подарила мне дочь - Нину. Это имя моей матери, которая умерла от инфаркта - царство ей небесное - в тот день, когда судья вынес мне приговор в виде 3 лет и 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

Коля сделал паузу, выпил рюмку коньяка за наш класс и с проступающими слезами продолжил:

- Они с отцом с детства любили друг друга. Жили в одном доме, учились в одном классе и оба закончили архитектурный факультет ЕрПИ. Через 5 лет после смерти матери острое горе - переживание утраты близкого человека, утраты сильно влияющей на жизнь – сломило отца и он во сне скончался оставив двух моих младших братьев на произвол судьбы. Младший был несовершеннолетним, а средний учился на архитектурном факультете ЕрПИ. Средний, чтобы прокормить себя и младшего, бросил институт и пошел работать. Сейчас они оба в Нью-Йорке.



Сурово проникать в прошлое. Говорят старые грехи обрекаются на забвение. Может быть. Но грех греху рознь.
#

Ереван
сентябрь 2013г.


Рецензии