Каморка в театре Щепкина
Впрочем нам, театральным пожарным, этого не было видно. Каморка в семь квадратных метров, где мы сидели, помещалась за кулисами выше балкона второго яруса. Дежурили сутками. Иногда, особенно в праздники, к нам умудрялась набиться вся пожарная команда – пять человек. Трое умещались на ветхом диване, в котором днём отдыхали полчища клопов. По ночам насекомые вдохновенно сосали нашу кровь.
Сейчас в пожарке сгрудились начальник огнеборцев Абрам Иванович Файн, типичный еврей лет за пятьдесят, Сёма Клавир, молодой парень с раскидистой, как ветви дерева, рыжей шевелюрой, учившийся когда-то в музучилище (при этом Клавир была его настоящая фамилия) и бывший актёр провинциальных театров, вечно расслабленный, Вася Снегирёв. На ручке дивана помещается непризнанный поэт Александр Капустин, а на подоконнике я – бывший аспирант Института Истории Искусств Яша Брускин.
Конечно, вы можете усомниться, что из пяти театральных пожарных трое были евреями, но мой рассказ вовсе не об этом, хотя я пишу истинную правду.
Кроме того, спросите меня, так ли уж нужны были пожарные в Театре имени Щепкина. Да, мы не тушили огонь. Даже не ходили по храму искусства в поисках очага возможного пожара. Не исключено, что это к лучшему, потому что Клавир, Капустин и Снегирёв были алкоголиками и могли испортить своим видом настроение публике и даже по пьянке поджечь театр.
Собрались мы дней за пять до Нового года и естественно для троих из нас это был повод ударно отметить наступающий праздник. – Пить - здоровью вредить! – со злостью провозгласил Капустин, наливая Снегирёву и себе по стакану портвейна «Агдам». – Остальным поменьше дам, -- срифмовал он по привычке, понимая, что больше, чем по полстакана, мы и не осилим.
Клавир пристроил к краю стола первую из пяти бутылок «Жигулёвского» и резко ударил по крышке. Он пил только пиво.
– Ребята, – как обычно вполголоса, по-отечески тепло обратился к нам Абрам Иванович, – перед праздником каждый день будут дети, вечером – нетрезвые взрослые. Усильте бдительность.
Более мягкого начальника, чем Файн, я не встречал за всю жизнь. Его слова потонули в восклицаниях: « Хорошо пошла!» и «Дай бог не последнюю»! После своего наставления мало пьющий Абрам Иванович отправился в путь по театру предотвращать возможный пожар. Это он регулярно делал за нас.
– За всё хорошее! – произнёс очередной тост Капустин, и они со Снегирёвым накатили. Клавир пристроил вторую бутылку в редком месте cтола, не тронутом его предыдущими ударами.
- Что за актёр нынче пошёл? – с трудом промолвил Василий, охватывая мутным взором окружавший его натюрморт. – Вот в восемьдесят первом в Великих Луках я Гамлета играл!
Взгляд его после этих слов затуманился, и он положил голову на спинку дивана. О нюансах его трактовки роли принца датского мы так и не узнали.
В эту минуту, как назло, я увидел, что мимо пожарки шествует сам Камбулин. Не знаю, как оказался он в столь непрезентабельном месте, где кроме нас редко ступала нога постороннего человека. Я был почти трезв и среагировал моментально: закрыл собою дверной проём и подобострастно пролепетал – Здрасьте! Не тратя на меня внимания, мэтр молча прошёл дальше.
- Маша, ну наконец-то! - приветствовал минут через пять, затихший было Александр, даму постбальзаковского возраста. На её лице читалась неугасимая любовь к портвейну. Если бы дело происходило в Сибири, я назвал бы её бичихой*, но в столице так не говорят.
Уговорив со Снегирёвым и Машей ещё по стакану («Я пью «Агдам» за наших дам» - срифмовал он), Капустин уединился с мадам насколько это можно было сделать в крошечной комнатке в компании ещё троих сослуживцев и стал читать ей свои стихи.
Не знаю как Маша и присутствовавшие огнеборцы, но я не был *бич – бывший интеллигентный человек
поклонником капустинской поэзии. Наверное, Александр это почувствовал. Не прошло и пяти минут меладекламации, как он вдруг прекратил свой творческий процесс на полуслове и неприязненно упёрся в меня взглядом.
Минуты две молчал, соображая чем ответить на моё пренебрежение высоким искусством. - Ты почему с Машей не поздоровался? – спросил меня Капустин и надвинулся всей не худой фигурой. – Саша, быть того не может, чтобы я не здоровался, - попытался я остановить его боевой манёвр. - А я говорю не поздоровался, – повторил он и сделал ещё шаг в мою сторону. Маша, которая могла разрешить наш спор, помалкивала. Мутные глаза Капустина наливались кровью.
– Да, не тот нынче актёр. Вот в семьдесят девятом я в Кимрах играл Ромео… – проснулся Снегирёв. -- Ну что, вздрогнем? Взгляд поэта на секунду остановился на початой бутылке, и рука его потянулась к стакану.
Через час все гости разошлись. Мы остались вдвоём с напарником Сёмой. Если не заглядывать в его нахальные жёлтые глаза, он казался почти трезвым. Клавир относился к той породе тихих пьяниц, которые не склонны к пространным беседам после того, как приняли на грудь. Потянулись томительные часы дежурства.
Вдруг часов в одиннадцать раздался шум, и из темноты в открытую форточку заглянула чья-то небритая физиономия. Сердце упало куда-то вниз: мы сидели на третьем этаже. Потом морда канула в ночь, и на её месте образовалась волосатая лапа с татуировкой. Лапа довольно ловко стала открывать защёлку окна.
- Тать в нощи, - пронеслось в голове. Но что супостату от нас надо? Кроме последней бутылки «Жигулёвского», одиноко ждавшей под столом своей участи, взять с нас было нечего. -- Маньяк, - догадался я. Сердце упало ещё ниже, наверное, на первый этаж. Высокий, крепкий мужик спрыгнул с подоконника. – Сразу убьёт или будет долго издеваться?, - родился панический вопрос. Супостат с улыбкой двинулся вперёд. – Ну что, обоссались? – поинтересовался он. Мы молча изучали татуировки на его руках. - Я ж Серёга, монтировщик декораций, не узнали? Огромное радостное сердце прыгнуло обратно в грудную клетку. Мы рабочих сцены не узнавали, мы их и не видели, наше дело было - сидеть в пожарке.
Прошло ещё полчаса. - Слушай, мне бы надо сегодня слинять на ночь, – обратился я к Сёме. – Линяй. – Директор может утром проверку устроить. В случае чего позвони, вот телефон, - попросил я Клавира. – Позвоню.
Утро готовилось перейти в полдень. Прошло полтора часа после сдачи смены. - Это я, Сёма, - пробасил в трубке Клавир. - Что нового? - Директор приходил. Полдевятого. Орал сильно. – Что же ты не позвонил? Мой вопрос остался без ответа. То ли спал, то ли испугался.
На следующий день меня принудили покинуть навсегда храм Мельпомены.
Свидетельство о публикации №214042102140