О козлах, гармошках, грехах вольных и невольных

Так вот кирилловские гармони и славились прежде всего своей душой. Не строем, не разливом, заметьте, а именно вот этим загадочным понятием – душа. И звучала, и пела, и страдала кирилловская душа по всем просторам великого Советского Союза от Камчатки до Калининграда…
Одни Золотовы за пятьдесят-то с лишним лет столько гармошек сделали, что и не сосчитать… Согласитесь, что в этом деле между супругами особые отношения должны быть, - гармоничные…
- Наверное, и не ругивались за эти годы, - спросил я их не без иронии.
- Да и не переставали, - засмеялся Анатолий Степанович, теша на руках очередную гармошку. - Она меня все за рыбалку пилит. Надо за что-то пилить. Они ведь, бабы, без этого, чтобы мужика не пилить, не могут.
-Мало того, еще ни за что, ни про что и козлами называют, - поддержал я Золотова, памятуя, что по восточному календарю был год козла.
- А козлы и есть, - радостно откликнулась Галина Ивановна. – Это не ложь. Мой так и отпираться не станет.
- Не стану, - простодушно согласился Анатолий Степанович.
- Он как упрется во что, не своротить. Вот скажет, что белое, так пусть хоть сто раз будет черное, все-равно по евонному выйдет.
-Правильно, - согласился Золотов. – Какой это мужик, если на своем не настоит.
-Да и бабы они тоже настойчивые бывают, - раздумчиво сказала Галина Ивановна. - Какая это баба, если мужа своего пока с печки летит семь раз не обманет? Дура, если только…

Мой миленок хитер, хитер
На клюке уехал в Питер,
А я маху не дала,
На ухвате догнала…

- А на торжественном вечере в честь пятидесятилетия-то объявляют: «А сейчас Анатолий Степанович в честь Галины Ивановны споет песню «Мама». А народищу-то эстолько, хлопают все. А он меня в бок толкает: «Давай, бабка, сама пой. Я чего-то слова забыл.» Вот я, как дура, и пела сама:
«Помнишь, мама моя, как девчонку чужую
Я привел к тебе в дом и тебя не спросил…»

- Правильно! У тебя память-то не как у меня, не пропита. - Нашелся Анатолий Степанович.
- То-то и оно, что пропита!
И они дружно засмеялись…
- А потом и речь говорить меня выкликают. А я и не готовилась. Встала.
- Пятьдесят, говорю, прожили, и худо и хорошо было, а семью не развалила, троих вырастила, все детки хорошие. Чего еще матери для счастья надо?
- А от кого больше зависело благополучие семьи?
-А мое дело было деньги заколачивать, а ее тратить. Я и гармони делал, и крыши крыл, и по плотницкой части успевал…А она у меня на должности инкассатора состояла. Бывало, все карманы обчистит!
-Верно. Тут у нас в гостях владыка Максимилиан был. Спрашивает: «Ходишь ли в церковь?» «На исповеди была, - отвечаю, - так батюшку напугала, что он даже от меня отшатился… На исповеди-то надо всю правду говорить, вот я и сказала, что грешна. Вся, говорю, изовралась да изворовалась…» А он : «Где же, ты, матушка, воровала-то?»
«А у дедка своего. Как пьяный придет, так я тут же все карманы проверю. Ему чего, он не подумает, что ребятишек надо поить, кормить, одевать. Он товарищам хоть сколько пропоит. Вот я вынуждена была по карманам лазать. Деньги приберу, а на утро божусь, что не брала и не видела. Теперь уж и не пьет давно, а привычка осталась. Так руки сами и тянутся карманы проверить…
-Эдак, эдак, - подтвердил Анатолий Степанович.

- Как, батюшка, - говорю, - простит меня Господь? Либо уж с таким грехом и жить? А батюшка меня и спрашивает: « Все деньги-то забирала?» « Нет, - отвечаю, - на опохмелку оставляла.» «Ну, тогда должен простить. Ты ведь не для себя, а для семьи старалась…» Понятно дело, не для себя. Мне то чего одной, а ничего и не надо. Я лучше свое отдам, чем чужое возьму…
- Вот так и жили. Если я и пил, то без отрыва от производства. – Заметил с удовлетворением Золотов. – За все годы ни разу на работу не опоздал. План на 150 процентов выполнял. Однех грамот…
-Я дак тоже не каюсь. Хорошо прожили. Весело.
Говорят, что дроля пьяница
Люблю, как пьет винцо.
Веселяя тогда девушке,
Как выйдет на крыльцо
-Как-то сестра у меня приехала из Череповца. А Толя-то уже в пять утра у себя в закутке принялся гармони настраивать. Играет на всю ивановскую коробейников. Она ко мне : «Галька, чего делать-то? То ли петь, то ли плясать? Ночь ведь на дворе-то!» Как ты с этим гармонистом и живешь? Не хочешь да пляшешь…
Тут пришла мне на память старая частушка:
« Гармониста любить,
Надо модною ходить.
Надо красится и мазаться
И брови подводить.»
- Вот уж не красилась и не мазалась никогда, - ответила бойко Галина Ивановна.
- Почему?
- И так пригожая. Владыка-то меня спрашивает: «Как хоть вы сошлись? Он смирный, а ты такая бойкая?» « Вот, - говорю, - бойкая, так и захомутала. Уж так бегал за мной, так бегал…»
- За мной тоже бегали, - многозначительно сказал Золотов и подмигнул мне лукавым глазом. – Бывало, за вечер троих провожал.
Галина Ивановна поглядела на мужа недоумененно.
- Вот трепло, так трепло…
Потом еще раз поглядела. Оценивающе.
- А я и не знала… Эстолько лет скрывал! – Сказала она. На этот раз ревниво.
Вот она и заиграла,
Двадцать пять на двадцать пять…
Вот она и загуляла
Наша молодость опять…


Рецензии
Прочла и так тепло на душе стало! Словно и я рядом с Галиной Ивановной сидела в том времени, и говорок её вологодский неповторимый слушала! Словно вчера это было! Спасибо!

Галина Балдина   31.03.2022 14:20     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.