Философская трагедия

Философская пьеса в шести действиях.

Действующие лица:

Отец (родной отец Катерины и Ирины)
Катерина (сестра Ирины, дочь Отца)
Ирина (сестра Катерины, дочь Отца)
Любимый Ирины (претендент на руку и сердце Ирины)
Любимый Катерины №1 (претендент на руку и сердце Катерины №1)
Любимый Катерины №2 (претендент на руку и сердце Катерины №2)
Любимый Катерины №3 (претендент на руку и сердце Катерины №3)

Структура пьесы:
Действие I
Действие II
Действие III
Действие IV
Действие V
Действие VI

Действие пьесы происходит в доме Отца, Катерины и Ирины.

Действие I

Катерина и Ирина – девочки школьного возраста, рисуют красками, лёжа на полу.

Катерина: Ирка, а у тебя есть заветная мечта?

Ирина: Заветная мечта? А что это такое?

Катерина: Ну, это то, чего ты очень-очень хочешь.

Ирина: Тогда… я бы сейчас съела гору мороженого.

Катерина: Нет же, дурочка. Это такое желание, которое ты можешь исполнить только когда вырастешь.

Ирина: Только когда вырасту? Не знаю…

Катерина: А вот я когда вырасту, меня заберёт с собой принц на белоснежном коне и мы будем жить вдвоём в высоком-превысоком замке.

Ирина: Хи, хи. А зачем тебе нужен высокий замок?

Катерина: Чтобы бандиты туда не пробрались. И ты тоже.

Ирина: И я? Ты что, разве не пустишь меня в свой замок?

Катерина: Нет, не пущу.

Ирина: Даже погостить не пустишь? Ну почему?

Катерина: Потому что ты дурочка. А папа говорит, что от дураков нужно держаться подальше.

Ирина: Ну и ладно! Мне не нужен твой замок! Обойдусь! У меня тоже есть заветная мечта. Но я её тебе не скажу.

Катерина: Почему?

Ирина: Потому что ты злая.

Катерина: Нет, скажи, скажи! Я хочу знать!

Ирина: Ты меня обидела, я тебе ничего не скажу.

Катерина: Ах, так? Тогда… тогда я умру от горя, прямо сейчас.

Ирина: Я тебе не верю…

Катерина: Не веришь? Вот, смотри. (Притворяется мёртвой)

Ирина: (Обеспокоенно) Катерина! Катерина, очнись! Не пугай меня, очнись же. (Начинает её щекотать)

Катерина: (смеясь) Перестань, перестань, щекотно … (опрокидывает воду для макания кистей) Ах! Что ты наделала! Ты испортила мой рисунок!

Ирина: Ты сама виновата, ты сама стакан рукой толкнула.

Катерина: Неправда! Это всё из-за тебя. Теперь мне больше никогда не удастся нарисовать такого красивого принца. (Закрывает руками лицо и делано плачет)

Ирина: Не плач, не плач, Катерина. Хочешь, я тебе свой рисунок подарю? Вот, смотри какой он красивый.

Катерина: Что это? (успокаивается и берёт в руки рисунок)

Ирина: Это часы в Англии. Они называются Биг-Бен. Я когда вырасту, то обязательно поеду в Англию.

Катерина: В Англию? Это такая страна?

Ирина: Да, там живут красивые люди, там очень много разных цветов, там всегда солнечно, прекрасно, и поют птицы. Там у детей всегда новые и интересные игрушки, а на завтрак, обед и ужин они едят гору мороженого и пьют чай с разными сладостями. И, наверное, там меня тоже ждёт мой принц…

Катерина неожиданно рвёт рисунок Ирины.

Ирина: Что ты наделала? Зачем ты порвала мой рисунок?

Катерина: Потому что ты испортила мой рисунок. И потому что ты не умеешь рисовать.

Ирина: Неправда! Я умею рисовать! Я сейчас всё маме расскажу! Мама! Мама!

Ирина убегает. А Катерина берёт краски и рисует у себя на веке и под глазом тёмный синяк.

Катерина: Теперь мой синяк точь-в-точь как настоящий. Теперь надо лечь на пол и прикинуться мёртвой.

Катерина ложится на пол и притворяется.


Действие II

Прошло 20 лет
Комната Катерины. Катерина сидит перед овальным зеркалом и расчёсывает свои роскошные волосы. Стук в дверь.

Катерина: Войдите!

Входит Ирина.

Ирина: Катерина, можно войти?

Катерина: Да, конечно.

Ирина: Я пришла пожелать тебе спокойной ночи. (Целует её в щёку)

Катерина (с улыбкой): Хм, очевидно тебя что-то очень беспокоит.

Ирина (смущённо): Вовсе нет. С чего ты решила?

Катерина: Твой поцелуй не такой как обычно – он быстрый и в своём корне отвлечённо задумчивый.

Ирина: Ты права, Катерина. Мне повезло, что ты так хорошо меня знаешь.

Катерина (весело): Значит, я не зря заслужила это умение. И, наверное, ты беспокоишься о нашей дискуссии на счёт противоположности души и материи.

Ирина: Да, у меня всё никак не выходит из головы одна мысль. Сестра, материя не может раздваиваться на модусы – на плохую составляющую и на хорошую, ведь это присуще только душе. Лишь в душе накапливаются хорошие и плохие стороны, а материя по всей своей природе нейтральна.

Катерина: Нет, дорогая сестра, материя никак не может быть полностью нейтральной. Возьми к примеру, яд. Выпей его – и сразу умрёшь, и выйдет неприятность и мучения как для тебя, для организма, так и моральное горе для других людей.

Ирина: Но со стороны яда - он такой, какой он есть, неважно как он действует и сколько. Он не передумает со временем действовать иначе, или же не передумает в последнюю секунду не действовать совсем. Он не мучается сомнениями, у него нет сознания чтобы провести аналогию – именно с этой позиции он действует нейтрально, прежде всего для самого себя. А предположим, для отравителя, действия яда может быть даже хорошим средством для борьбы с врагом – наказать таким способом нечестного или мешающего человека. С этой позиции действие яда можно рассматривать как очень позитивное. Поэтому, я продолжаю настаивать на нейтральности материи.
Конечно, любое явление имеет под собой в основании две стороны одной медали – как плохую составляющую, так и хорошую. Но такая двойственность справедлива только лишь для явлений. В то время как материя, это не явление, она подвержена только лишь одной стороне – нейтральности.

Катерина: Нет, ты не права. Душу, как и материю, тоже можно назвать явлением, или же проявлением – ума, творчества, чьего-то сознания. Так как же всё это может быть полностью нейтральным, если это всё вышло из разных созданий? Вещи придумали разные люди и вложили в них разные свойства – таким образом, градация положительных и отрицательных эффектов от вещей стала весьма полярной. А на счёт души, тут тоже наблюдается полярность – возможно, как я полагаю, потому что души выходят из разных источников сознания. Как материя – продукт сознания, так и душа – продукт сознаний более высокого порядка, и я подозреваю, что более высокое сознание не может быть нейтральным, оно должно быть подвижным и разносторонним, включая в себя множество модусов, как с плохой так и с хорошей составляющей.

Ирина: Ты не права, сестра. Нейтральность – это основа гармонии, всё должно быть уравновешено. Именно нейтральность подразумевает собой  взаимокомпенсированность как положительных, так и отрицательных модусов. Но возьми, к примеру, материю на примере ветра, он не задумывался как что-то плохое или хорошее, он задумывался как необходимость. Только живое сознание приписывает ему плохие стороны или же хорошие. Ведь душа двоякосторонняя – как плохая так и хорошая – она не может увидеть материю нейтральной. А у материи души нет, следовательно, у неё лишь одностороннее влияние и явление. Наделять себя двойственностью она не в состоянии.

Катерина: Нет, это ты не права, сестра. Нейтральность, если и была на начальном этапе своего существования, вскоре быстро распалась, она не могла постоянно находиться в одном и том же состоянии. Состояние нейтральности непрочно, нестабильно, шатко. Даже время тут бессильно – с течением времени, всё разрушается. Время – самый главный враг нейтральности.

Ирина: Время – это относительная величина, которую придумали люди. Но посуди сама – когда нейтральность распадается на разные модусы, эти сами модусы противоположны друг другу и сразу же начинают взаимодействовать друг с другом. Их взаимодействие прекратится только тогда, когда модусы достигают состояния нейтральности. Соответственно, состояния нейтральности и полярности – это два взаимоперетекаемые состояния.

Катерина: Значит, мы не имеем права говорить о том, что материя, душа, положительны, нейтральны, или же негативны? Получается этот процесс цикличен, и мы не можем сказать в каком состоянии модуса находится материя или душа в тот или иной момент. Это момент неопределённости.

Ирина: Совершенно верно, сестра, я с тобой полностью согласна. Спасибо тебе большое. (Целует Катерину в щёку) Теперь я смогу заснуть спокойно.

Катерина: И я тоже смогу заснуть спокойно. Спокойной ночи!

Ирина: Спокойной ночи.


Действие III

Отец: Прежде чем я дам согласие на прошение руки моей дочери Катерины, ответь мне на один вопрос. Что важнее – сила духа, или сила души?

Любимый Катерины №1: Я думаю, что сила духа. Что такое сила души, я, если честно, не знаю.

Отец: Что же такое сила духа по-твоему?

Любимый Катерины №1: Сила духа – это твёрдость, решимость намерения, непоколебимость.

Отец: Ты считаешь, что это важные качества? Неужели они сильнее таких душевных качеств как доброта, нежность, забота. Я настаиваю на том, что сила души – это более важная составляющая человека.

Любимый Катерины №1: Но как же! Если человек постоянно будет таким мягкотелым, то нежность сделает его неженкой, доброта перерастёт в безотказность, а забота перерастёт в навязчивость. И это будет разрушительно как для самого человека, так и для окружающих.

Отец: Нет, ты не прав. То же самое можно сказать и о качествах силы духа – твёрдость  может перерасти в чёрствость, решимость намерения – в твердолобость, непоколебимость – в безудержность.

Любимый Катерины №1: Это я не прав? Ничего подобного! До таких крайностей доходят лишь единицы, они погибают из-за своих крайностей, но так им и надо, это их судьба. В этом мире не место слабеньким, добреньким и мягкотелым. Именно в силе скрывается та стабильность, которая обеспечит человеку стабильность пусть он даже чёрствый, твердолобый и безудержный. Сила – вот что важнее всех сил духа или сил души вместе взятых!

Отец: Да, сила конечно важна во всех своих проявлениях. Но ты забываешь о времени. Время – вот главный враг силы. Со временем силы иссякают, человек дряхлеет, время берёт своё, и уже в окружении не видно никого кто оказал бы доброту, нежность или заботу.

Любимый Катерины №1: Да, так ему и надо этому обессиленному силачу! Но вы забываете о том, что один умрёт, а на его место взойдёт другой ещё более сильный, а за ним – ещё, ещё и ещё более сильная армия людей, которые сотрут всех вас добреньких в порошок. И этот процесс уже не остановить.

Отец: Ты уже второй раз произнёс фразу "так ему и надо". Неужели в тебе нет никакого сочувствия и понимания? Кто дал тебе право считать, что именно так ему и надо? А вдруг ему так и не надо на самом деле? Готов ли ты самому себе сказать – "так мне и надо"?

Любимый Катерины №1: Готов, не волнуйтесь, да, готов! И скажу, если понадобится. Всё, закончили тему. Давайте своё благословение, и я пойду.

Отец: Нет, ты не заслуживаешь руки моей дочери.

Катерина: Папа, в чём дело? Я люблю его. Почему ты не дал нам своё благословение?

Отец: Увидел я мрак в душе его. Он тебе не подходит, Катерина, бриллиант души моей.


Действие IV

Отец: Прежде чем я дам согласие на прошение руки моей дочери Ирины, ответь мне на один вопрос. Что важнее – сила духа, или сила души?

Любимый Ирины: На самом деле важно ни то, ни другое.

Отец: Поясни свой ответ.

Любимый Ирины: Важнее всего – сила любви. То, с какой силой мы сможем пробудить в себе любовь к предмету, ближнему, или же к явлению – сила этого чувства и будет определять, насколько сильны будут сила духа, или сила души.

Отец: Хорошо, я тебя понял. Но предположим, сила любви высока. Что дальше? Не будет ли это губительной  ограниченностью или зацикленностью на чём-то одном? Когда страстно, до обожания зацикливаешься на чём-то одном, очень часто для такого человека перестаёт существовать весь остальной мир. Здесь, как мне видится, отсутствует и сила духа и сила души.

Любимый Ирины: Не совсем так. Сила и души и духа присутствуют, просто они максимально сконцентрированы в одной точке - точке обожания предмета ли, явления ли, ближнего ли и так далее. Да, некая ограниченность и узконаправленность в этом безусловно есть. И есть даже опасность потерять эти драгоценные силы, если окажется, что любовь не взаимна. Очень трудно падать с такой высоты приподнятости. Но этим-то падением и проверяется на прочность и сила духа и сила души, их качественность, скажем так. Что вас не уничтожит сделает вас сильнее - не помню уже кто это сказал. То есть сила духа и сила души могут как одномоментно вспыхнуть, так и одномоментно погаснуть. Очень трудно испытывать на прочность эти ощущения силы, не каждый выходит победителем из такой проверки.

Отец: Но тут уже намечается вывод, что изначально в человеке должен быть спасительный пласт из силы духа и силы души, чтобы смягчить падение при крушении идеалов. И возникает опять же вопрос - что должно доминировать - или сила духа, или сила души, чтобы противостоять всем невзгодам.

Любимый Ирины: Знаете, я думаю, что доминировать ничто не должно, это неправильно. Правильно - это когда достигается гармония и баланс между силами духа и души. Именно при взаимопомощи, при взаимном дополнении сил  духа, души и любви, и даже любви к самому себе - рождается превосходное средство в борьбе над всеми невзгодами. Да, возможно, в большинстве случаев получается неидеально, что обычно какая-то одна из трёх сил всё-таки доминирует.  Но то, насколько неподавляюще она доминирует, насколько она координирует и насколько она взаимосвязана с остальными силами - и определяет устойчивость человека в разных неприятных ситуациях.

Отец: Значит, можно сделать вывод, что сильнее всего – сила гармонии. Получается, что и сила любви меркнет по сравнению с влиянием силы гармонии.

Любимый Ирины: Полностью с вами согласен – выходит именно так. Я и не ожидал, что соглашусь с таким утверждением, всё это для меня неожиданно, но ваш вывод звучит лучше, чем мой вывод в начале.

Отец: Я тоже не ожидал что приму чужую точку зрения, но в ваших размышлениях есть нечто светлое.  Я с радостью отдаю тебе руку своей дочери Ирины!

Любимый Ирины: Спасибо большое, я очень счастлив!


Действие V


(Перед встречей)

Катерина: Папа, я тебя только прошу: не задалбывай! Иначе я опять останусь без мужа.

Отец: Не волнуйся, доченька, я знаю что делаю.

(Встреча)

Отец: Прежде чем я дам согласие на прошение руки моей дочери Катерины, ответь мне на один вопрос. Что важнее – сила духа, или сила души?

Любимый Катерины №2: Э-э-э… А может выпьем?

Отец: Нет, мы не будем пить. Ответь, пожалуйста, на мой вопрос.

Любимый Катерины №2: Слушайте, может о бабах лучше поговорим?

Отец: Нет, и об этом мы говорить не будем. Отвечай на мой вопрос.

Любимый Катерины №2: Э-э-э… А какой там вопрос был? Извините, я переволновался.

Отец: Что важнее - сила духа, или сила души?

Любимый Катерины №2: Блин… Сила духа, наверное.

Отец: Почему?

Любимый Катерины №2: Не знаю.

Отец: Хорошо, я тебе подскажу:  сила духа – это твёрдость, решимость намерения, непоколебимость. Это всё важные качества в человеке?

Любимый Катерины №2: Наверное.

Отец: А сила души – это доброта, нежность, забота. Это всё важные качества в человеке?

Любимый Катерины №2: Ну, да, как бы.

Отец: То есть ты хочешь сказать, что и сила духа, и сила души – оба важных качества?

Любимый Катерины №2: Во-во! Точняк! Так я и хотел сказать.

Отец: Но часто бывает, что в человеке сильнее что-то одно – либо сила духа, либо сила души. Какой человек успешнее – с силой духа, или с силой души?

Любимый Катерины №2: Не знаю.

Отец: Ну так подумай.

Любимый Катерины №2: Не хочу.

Отец: Иначе, не видать тебе руки моей дочери.

Любимый Катерины №2: Бл… Папаша, может хватит уже долбать меня? Сколько уже можно! Надоел уже. Меня такие темы не интересуют! Мне в кайф с мужиками или пожрать чё-то или о бабах поговорить. О бабах говорить вам не прёт, жрать тоже вы не хотите. Чё вам от меня надо?

Отец: Я хочу понять как ты мыслишь и как будешь разговаривать с моей дочерью.

Любимый Катерины №2: Молча я буду разговаривать, ясно? Ещё вопросы есть?

Отец: Нет, мне всё ясно, ты не получишь руку моей дочери, моей Катерины, слезинки души моей.

Катерина: Папа-а-а!!! Ну что ты наделал, я же просила: не задалбывай! Я же люблю его, почему ты не дал согласия?

Отец: Увидел я мрак, в душе его.

Катерина: "Спасибо", папа. Другого ответа я от тебя и не ожидала.

Действие VI

(Перед встречей)

Катерина: Папа! Я тебя умоляю! Не наседай. Я не знаю что ты там такое у них спрашиваешь, что все мои женихи выходят из себя, но постарайся не напартачить опять, а? Мне уже надоело в девках сидеть!

Отец: Не волнуйся, доченька, я знаю что делаю.

(Встреча)

Отец: Прежде чем я дам согласие на прошение руки моей дочери Катерины, ответь мне на один вопрос. Что важнее - сила духа, или сила души?

Любимый Катерины №3: Не важно ни то ни другое.

Отец: А что же тогда важно?

Любимый Катерины №3: Ничего не важно.

Отец: Поясни свой ответ.

Любимый Катерины №3: Всех этих надуманных понятий на самом деле не существует, мы лишь хотим верить в то что они есть. А на самом деле ничего этого нет.

Отец: Но мы же говорим об этом, значит это есть.

Любимый Катерины №3: Но мы поговорим и забудем об этом.

Отец: А если не забывать?

Любимый Катерины №3: От этого тоже ничего не изменится. Можно думать об этих явлениях как вашей душе угодно. Но каково это явление на самом деле – никто этого не знает.

Отец: Но если мы об этом, как вы утверждаете, мало знаем, то это не означает, что этого вовсе нет, что этих понятий вовсе нет.

Любимый Катерины №3: Верно, но проверить как всё есть на самом деле – мы не можем из-за ограниченности нашего восприятия. Мы никогда не узнаем что же важнее - сила духа или же сила души, не узнав каковы эти вещи на самом деле, а это истинное знание, к сожалению, в полной мере для нас невозможно.

Отец: Так что, получается, нам не стоит и пытаться выяснить с помощью умозаключений какое из понятий важнее?

Любимый Катерины №3: Совершенно верно. Можно, конечно, это делать для развлечения, но если таким путём идти, то можно узнать множество точек зрения на этот счёт, и вам они могут показаться истинными и логичными, но это всё может быть так далеко от действительности, что страшно себе и представить.

Отец: Но, смотрите, вы утверждаете что всё неважно поскольку этого всего нет. Но если есть некий источник истины, то и его может и не быть вовсе.

Любимый Катерины №3: Совершенно верно.

Отец: Как же тогда быть?

Любимый Катерины №3: Никак. Потому что мы никак не сможем проверить – существует этот источник или нет. Ни в чём нельзя быть полностью уверенным.

Отец: По вашей теории, выходит, что и жить незачем, и размышлять незачем. Остаётся только умереть.

Любимый Катерины №3: И умирать тоже незачем.

Отец: Какое-то подвешенное состояние – и умереть нельзя, и жить нельзя.

Любимый Катерины №3: Никто не сказал что нельзя – просто будь что будет.

Отец: Что, и пусть даже близкий умирает, когда надо проявить силу духа и помочь ему выжить?

Любимый Катерины №3: Никто не знает что наверняка надо делать в той или иной ситуации. Существует очень много вариантов решения проблемы, и какой из них верный – не знает никто.

Отец: Но вы так или иначе выбираете вариант "ничего не делать". И это один из всего возможного множества вариантов, который вы всё-таки выбираете. И нельзя сказать, что и он тоже правильный.

Любимый Катерины №3: Совершенно верно. Нужно найти золотую середину – как бы и делать что-то, и не делать это одновременно. Тогда можно, как говорится, убить два зайца одним выстрелом.

Отец: Постойте, но как вы себе это представляете? Делать что-то и не делать что-то одновременно? Такого попросту не может быть.

Любимый Катерины №3: Вот когда человечество поднимется в своём развитии и поймёт как это – делать что-то и не делать одновременно – вот тогда-то и появятся истинные ответы на все вопросы.

Отец: Почему вы так уверены? А вдруг не появятся?

Любимый Катерины №3: В любом случае, это особого горя не принесёт. Ведь человечество будет знать, как соблюдать золотую середину. А это поможет преодолеть все трудности.

Отец: Что ж, я признаюсь, не уверен стоит ли отдавать тебе руку своей дочери Катерины? Пусть она сама решает.

Катерина: Папа-а-а! Ну дай ты нам уже своё благословение, ради Бога!

Отец: Не знаю, дочь, не знаю. Решай сама. Но мне лично не нравятся его взгляды. Признаюсь, мне не очень приятна ситуация, когда кто-то из его близких будет умирать, а он не будет ничего делать. С другой стороны, он самый спокойный из всех твоих кавалеров, которых я встречал.

Катерина: Да ладно тебе, пап! И так уже я до сих пор не замужем, так тут ещё и одна, не дай Бог, останусь. Нетушки, ты этого моего любимого не избавишься! Я его люблю и хочу за него замуж!

Отец: Хорошо. Так тому и быть. Ты сама выбрала этот путь. Даю вам своё благословение. Будьте счастливы.

Конец


Рецензии