Выборг и Сайменский канал

   Наконец-то я прихожу в свое обычное состояние от своего необычного лета этого года!) Столько впечатлений, эмоций и чувств, что требуется не только много времени, но и много терпения, чтобы рассортировать все впечатления по значимости и яркости, но соблюдая последовательность. А они, эти впечатления, как будто понимая, что не могут храниться в моей памяти так долго, около полувека, как воспоминания и впечатления о детстве, лезут, расталкивая друг друга и перебивая.

   И так, придется начать с весенних воспоминаний).Когда свято веришь, что человек рожден для счастья, то невольно, лежа под капельницами, которые просветляют тебе голову, задаешь себе вопрос:» Ну, что бы ты хотела больше всего?». Ответ озадачивает, так как четко обозначились два желания огромных-преогромных, которые твой ум расценивает, как несбыточные. Первое — это издать книгу с рассказами, а второе — путешествовать.

   И тогда ум начинает усиленно думать, как осуществить эти четко сформулированные желания, продиктованные, наверное, не только моей фантазией, но еще и потребностью. Про книгу я рассказывать не буду, а про путешествия — поделюсь с вами. Когда годами не можешь дойти до ближайшего магазина за продуктами, то мысль о путешествиях кажется абсурдом! Но чем черт не шутит?!

   И он не шутил!) Он подсказал выход для осуществления мечты.  Выход в виде рекламы путешествия на паромах. Рекламы на радиостанции, которую я слушала. Рекламы, которую передавали в промежутках между хорошей музыкой. Так просто!

   Путешествовать с кроватью и питанием, которое и готовить-то не надо.
Путешествовать с комфортом, заботясь только о том, чтобы живой вернуться обратно.
И вот начались приготовления, еще более длительные, чем предисловие к моим рассказам))). Откладывались деньги, оформлялись документы... Как хорошо, что многое можно сделать через электронное обслуживание. Выбирались путевки. Консультации с приятельницами по вопросам путешествия внесли свою «ложку дегтя» в мои планы. Все заявляли в один голос, что даже на пароме недельное путешествия я не выдержу. ((( Знакомая врач сказала буквально следующее:» Уж если ты хочешь сдохнуть за кордоном, то одного дня будет сверх достаточно! А если повезет, то хоть отлежишься дома».

   И вместо путешествия в Норвегию был выбран Сайменский канал. Один день. Утром выезжаешь на автобусе в Выборг, затем теплоходом «Карелия» по всему каналу до Лаппеенранты, экскурсия по Лаппеенранте и автобусом к утру домой. Не совсем то, что хотелось, но была «заграница», теплоход, правда без каюты, но зато со «шведским столом» (хоть узнать что это такое))). Была возможность сделать много снимков и получить много впечатлений. Лиха беда начало!

   Смущало одно — Выборг! Зачем мне экскурсия по Выборгу??? Сто раз там была, да и многие, наверное, были. Зачем тратить силы на Выборг? Это говорил во мне страх. Страх, оставшийся после последней поездки и экскурсии по Выборгу. Экскурсовод таскала нас по развалинам и задворкам Выборга, по горбатым улочкам города и в таком темпе, что в крепость уже не было сил подниматься и гулять по прекрасному парку Монрепо тоже.

   Вместо посещения музея в крепости, который находился на втором этаже, я сидела в одиночестве на высоком крыльце замка и трескала свой бутерброд. А прогулка по парку обернулась для меня высиживанием на скамейке у входа в парк около двух часов, пока группа не вернулась обратно. Правда мое одиночество скрашивал бездомный лохматый, не чесанный пудель. Мы с ним мило беседовали и он преданно меня охранял от проходивших мимо людей. Вернулась я после этой поездки из Выборга домой с инфарктом.

   Очень не хотелось повторения. И решив для себя, что на экскурсию по Выборгу меня никто силой не погонит, могу отсидеться в автобусе, я решилась на поездку по Сайменскому каналу.

   Автобус отходил от Озерков. Я приехала самая первая, почти за час до отъезда. Стал накрапывать дождь и я сидела под навесом автобусной остановки. Прибывающих постепенно туристов было легко отличить от обычных пассажиров автобуса. На один день. Все без вещей, только с сумочками и мешочками, но какое-то внутреннее волнение и напряжение выдавало. Не зря говорят, что рыбак рыбака — видит издалека.

   Подъехал наш автобус, подождали немного, облепив автобус и призывая водителей нас впустить. Но пришлось ждать экскурсовода. Им оказалась хрупкая милая девочка — Оля Цветкова. Скоро все были в автобусе и сидели на своих местах. Мое место было у окна, а рядом сидел мужчина, который за всю экскурсию не произнес ни слова. Зато через проход в этом же ряду сидели две женщины в возрасте. Я думала, что самая старая буду, но та, что сидела у другого окна выглядела еще старше. Потом оказалось, что они обе старше меня. Та, что сидела у окна была из Москвы и выглядела бывалым путешественником. Сухонькая, но прямая, с огоньком в глазах и рюкзачком за спиной.

   Экскурсовод Оля вызывала мое восхищение. Правильный стиль слога, в отличие от многих современных экскурсоводов, и тонкий юмор, который был всегда к месту, четкая организация — всё вызывало симпатию и доверие. И я мысленно, вспомнив себя экскурсоводом и отождествляя себя  молодую с Олей, уже решила, что пойду на экскурсию по Выборгу. Ну в крайнем случае, вернусь к автобусу.

   Возвращаться не пришлось! Мы въехали в Выборг и проехали по нему на автобусе до самого моста к крепости. Там же была и таможня и пограничный пункт. Экскурсию Оля провела по красивейшим местам Выборга в центре города. Обращала наше внимание на отделку домов, которые украшены скульптурой и лепниной. И это не обязательно были львы или маски, как мы привыкли у себя в Питере. Украшали дома и скульптурой медведей, и рыцарями, и папоротником... Мы посмотрели и современные скульптуры в городском саду. Поднимались, кто мог, на смотровую площадку, где можно было увидеть весь город и сделать замечательные снимки.

   Темп экскурсии и остановки возле скамеечек, пока Оля рассказывала нам исторические подробности, не дал никому устать. Тем не менее, к обеду уже силы были на исходе. Вот в такие обессиленные моменты люди расслабляются и проявляются в своем истинном облике. Уже четко знаешь, кого лучше пропустить вперед, чтобы получить качественный снимок, чтобы этот человек, думающий только о своих снимках не помешал, а кто тебе даст возможность сделать снимок без помех. Вторых в группе оказалось большинство.

   В моменты усталости люди ведут себя более раскованно и общение возникает спонтанно. Уже к концу экскурсии мы с семидесяти пятилетней путешественницей из Москвы обменивались своими компьютерными навыками по созданию видеороликов из фотографий.)

   Пообедав в кафе, на 40 минут все разбрелись по интересам. Кто в кондитерскую за сдобными булочками, кто за сувенирами. Знакомая из Москвы пошла в крепость, а я на причал к таможне. Там уже стоял теплоход и были скамеечки посидеть. День был теплый, хоть и немного пасмурный. Ведь был июль.

   Ближайшие скамейки были заняты и я прошла подальше. Прошла мимо заросшей зеленью и редкими цветами клумбы, на которой спала сытая черно-белая кошка. Видимо на таможне и у кошек жизнь не плохая))). Жутко устала, но надо было сфотографировать теплоход, на котором предстояло пройти по озерам и каналу шесть часов. Здание таможни загораживало теплоход. Лучший обзор был с моста. Ради хорошего снимка встала и потащилась (идти уже не могла))) на мост. Кошка опять проследила за мной через щелочку полуприкрытых глаз).

   Взойдя на мост, взгляд упал на перила, которые были густо обвешаны замками разной величины, от маленьких до сантиметров двадцати в диаметре. Знаю, что замки эти повесили те, кто соединил свои жизни при регистрации брака. А ключи от них, чтобы брак не распался, выбрасывают в море. Честное слово, я таких новых примет не понимаю. Такое впечатление, что здравый смысл при создании семьи явно отсутствует.

   Пришлось дойти почти до середины моста, чтобы весь теплоход вошел в кадр. Где-то у последних замков, повешенных на перила моста, суетился молодой человек в бейсболке с большим козырьком. Этот козырек прикрывал ему почти всё лицо.
Создалось такое впечатление, что этот паренек либо ворует замки с перил, либо ловит рыбу, но на очень толстую веревку, перекинутую через перила в море. Когда я проходила он перестал тащить веревку наверх. Ну, я и не стала ждать, чтобы посмотреть, кого он там выловил.

   Сделав несколько снимков, я вернулась на свою скамейку. Кошка лениво поднялась с клумбы и пошла за мной. Она улеглась рядом на теплый асфальт. А я подумала, что в Выборге кошки с собаками ко мне явно не равнодушны.)

   Я, как кошка, сидела и млела, щурясь на залив, на проплывающие яхты, на лодки с рыбаками. И невольно наблюдала за пареньком на мосту. А он в это время вытащил из воды на толстой веревке черный шар, сантиметров 15 — 20 в диаметре. Стало интересно! Он оглаживал шар руками и что-то оставалось у него в руке. А потом он подошел к замкам, что висели ближе к нему и попытался один замок открыть. Меня как жаркой волной накрыло от догадки. Ведь он пытается с помощью  шара-магнита достать ключ со дна моря к своему замку. Видимо по-человечески, с помощью диалога не удалось наладить отношения в своей молодой семье и он решил, что если откроет свой замок, то решит свою проблему.

   Он закидывал и закидывал шар-магнит в море и доставал всё новые ключи. Примерял их к своему замку. Они не подходили и паренек складывал их в карман и снова закидывал магнит в море. Мне стало его жутко жалко. Ведь в какую ловушку он себя загнал! Вместо решения проблемы, он создал другую, еще более нерешаемую. Ведь только чудо могло помочь найти ему его ключ на дне моря.

   Долго переживать не пришлось, так как собралась вся группа и наш экскурсовод Оля. Мы пошли на пропускной пункт. Прошли через металлоискатель и поставили штампы в паспорте. Это был первый штамп в моем новеньком заграничном паспорте.

   У трапа на теплоход нас очаровательными улыбками приветствовали молодые моряки-фины. До чего же они красивы! Светловолосые, голубоглазые, с открытыми спокойными лицами. Хоть и понимаешь, что мои года — мое богатство, но в такой момент с сожалением подумаешь о возрасте.)

   Слева от входа, в комнате хранения вещей, мы взяли флисовые пледы, так как собирались путешествовать на открытой верхней третьей палубе. На открытой палубе всегда прохладно, да и день был не самый жаркий. Русские туристы были в брюках и курточка, а фины, которые использовали этот теплоход не для обозрения красот, а как средство передвижения были одеты очень легко — в сарафаны и шорты с футболками. Оля сказала нам, чтобы мы не удивлялись, так как в Финляндии «объявлено лето» и даже если пойдет снег, они будут одеты по-летнему.

   Большая часть туристов из нашей группы и основные финские граждане, ехавшие на родину, собрались на второй палубе, где находился пивной бар и играл небольшой оркестр. Певец, распевавший под гитару финские песни, сам был немец и каждое лето приезжал работать на этом теплоходе. Он раздавал тексты песен на финском языке всем сидящим в баре. Так что к концу поездки, под действием пива и общего веселья, наши туристы лихо подпевали вместе с финами на финском языке этому немцу.

   Я, вместе со своими спутницами, одной из Москвы, а другой, сидевшей с ней рядом и оказавшейся жительницей моего района, разместились на деревянных скамейках. Вместо столиков у скамеек были просто положены на ножки полированные доски с выемками для стаканов и бутылок. Мы успевали любоваться красивой природой, щелкать своими фотоаппаратами и разговаривать.

   Путешественница из Москвы рассказала много интересного про свои путешествия. Она уже побывала во многих странах и видела красивые места и делилась с нами своими впечатлениями. Она была и в Норвегии. Но сказала, что их знаменитые красивые фьорды ни в какое сравнение по красоте не идут  с тем, что она видела в Норвегии, когда была там в самой северной точке, на краю Ледовитого океана. Конечно, она не участвовала в гонках за китом и не была на охоте на птиц, и даже на рыбалке, но она с таким восторгом говорила о красоте тех мест, что невольно захотелось там побывать.

   Она достала из своего, казалось бы пустого рюкзачка тоненький свитер и одела его под куртку. Как бывалый путешественник, она объяснила, что лучше одеть много тонких свитеров, чем один толстый. И еще рассказала, что для путешествия в Норвегии надо брать с собой варежки и шарф. И что там туристам выдают меховые комбинезоны, чтобы они не замерзли. Каждый год она приезжала в Питер к своей подруге и путешествовала от фирмы «Серебряное кольцо». Так она объехала уже почти всю Финляндию. Через день после поездки по Сайменскому каналу она собиралась поехать на Аланские острова. Я тоже планировала там побывать, но точно еще не знала когда и получится ли вообще. Ведь это было мое первое путешествие за границу в таком возрасте и как всё пройдет, я не знала.

   Я уже жутко устала, что даже фотографировала через силу.

   Теперь расскажу о самом канале. Канал — это не просто один большой канал. Это система озер, соединенных каналами. Озера расположены на разной высоте и если бы не шлюзы на канале, то от движения земляных пластов, которые поднимаются до сих пор, озеро Сайма давно бы вытекло всё в Финский залив. На самих озерах очень много небольших красивых островов, покрытых смешанными лесами, но в основном — соснами и елями. Похоже на наш Валаам. Скалистые берега и на них леса. Есть острова, которые называют «плавающими», потому что они то появляются, то исчезают под водой.

   Проплывая по этой системе каналов и озер, мы встречали и большие суда сухогрузы, и яхты, и лодки с рыбаками. На каком-то из островов по берегу было много рыбаков с удочками.

   От Выборга до Лаппеенранты  мы побывали во всех восьми шлюзах этой системы. Где-то подъем был на 10 метров, где-то меньше, а где-то больше. Всего мы поднялись на 80 метров над уровнем залива в Выборге. Пять шлюзов системы находятся на территории России, а три шлюза — в Финляндии. Раньше было больше шлюзов, но канал много раз перестраивался.

   Когда заходили в шлюз, то ворота шлюза плотно закрывались и мост, который был перекинут с одной стороны на другую опускался и по нему тотчас проезжали машины. Пока теплоход входил в шлюз канала, а это дело просто ювелирной точности, так как до краев стенок шлюза было с каждой стороны не более полуметра, народ с земли махал нам, а мы им. Обмен любезностями. И на верхнюю палубу высыпали «тепленькие» обитатели второй палубы. Зрелище подъема теплохода очень красивое и интересное.

   Вода заполняя шлюз, бурлит и пенится, а теплоход плавно без толчков поднимается всё выше и выше из черной ямы шлюза, пока не поднимется так высоко, что кажется, что он уже не в воде, а прямо на земле, на берегу. Ведь берег так близко!.

   Помню в молодости проплывала Волго-Балтийский канал. Там тоже были шлюзы. Но шлюзы были гораздо шире и по краям все увешены покрышками от колес машин, чтобы суда не царапались о стенки шлюза. Но не смотря на ширину шлюза, суда бились в стенки и царапались.)

   Ближе к вечеру нас пригласили на ужин - «шведский стол». Перед этим решили зайти в туалет. Я спустилась первой и увидела туалетную комнату сразу возле бара. Перед ней стоял огромный  фин, уже в возрасте с раскрасневшейся физиономией. Видимо выпитое пиво дало о себе знать). На дверях было две картинки — мужчина и женщина. Естественно я уточнила по-русски, ткнув в картинки, это туалет и для мужчин и для женщин?. Фин, наверное, истолковал мою русскую речь и обезьяньи жесты по-своему, решив, что я хочу как женщина пройти впереди его, так как побагровел еще больше и что-то стал говорить на своем языке. Но тут на мое счастье проходила наша Оля и она показала на палубу еще ниже, где были несколько туалетов совершенно свободных.

   Про туалеты я могла бы написать отдельный рассказ! Настолько они чисты, совершенны и отличаются от наших, даже уже заново оборудованных. Может быть вернусь к их описанию в рассказе про Ловиссу. Потому что таких, как в Ловиссе, почти космических, я больше нигде не видела.

   И вот мы в ресторане. Шведский стол. По середине зала стоит один длинный стол, на котором большие поддоны с кушаньями. Два вида овощных салата. Поддон с запеченной, нарезанной кружочками картошки, залитой молочным соусом. Почти такой же, как делала бабушка, нарезая картошку, заливала ее яйцами с молоком и запекала в русской печке. Вкус и бабушкиной и финской картошки был необыкновенный!  Был поддон с рисом. Я даже не поняла за счет чего он такой вкусный. Вроде обыкновенный отварной, но очень вкусный. Еще были мясо в молочном соусе и красная рыба, тоже в соусе. Всё очень вкусное. Чай и кофе были на другом столе, а вода прямо на столиках.

   Я знала, что много съесть не смогу и положила всего по ложке для пробы. Всё, кроме салатов. А наши туристы почему-то как раз накинулись на салаты. Я очень хотела пить и почти одна выпила целый графин воды. Да я одна и пила воду. Все пили кофе и ели булочки, намазывая на них мед из длинных бумажных трубочек. Да, «шведский стол» по-фински очень вкусный!

   Разомлевшие от еды, мы снова устроились на верхней палубе. Уже смеркалось, фотографии получались плохо и я просто глазела, впитывая в себя воздух и красоту. Вот и Целлюлозно-бумажный комбинат. Он сверкает огнями так красиво, просто завораживает. В озере, ближе к нему плавают бревна. Огромное количество. Комбинат находится с левой стороны от нас. Проплываем чуть дальше и поражаемся огромному количеству частных яхт. В Финляндии это сейчас модное увлечение.

   А дальше справа открывается завораживающее зрелище гавани Лаппеенранты. В центре гавани бьет  высокий фонтан. Справа виден песчаный замок. Там оказывается каждый год к лету строят замок. И его можно осмотреть, но до 9 часов вечера. А сейчас уже 11. Фотоаппарат отказывается зафиксировать эту красоту. Пишет, что света ему мало.

   Мы сходим с теплохода в темный, теплый вечер Лаппеенранты. Финов раз в пять больше, чем нас. Они нагружены вещами, но в основном, это чемоданы на колесах. Чемоданы огромные. Интересно, что они могут такого везти из нашей страны к себе?))) Наверное, все-таки есть у нас то, чего нет у них. Один мужчина даже вез веники, которые, наверное, прикупил на рыночной площади в Выборге.

   Не смотря на то, что нас меньше, фины успевают раньше нас пройти пограничный и таможенный контроль. Их поджидает автобус, так же как и нас. Наш автобус из Выборга ехал вдоль канал по дороге.

   Один фин, от души посидевший в баре за пивом, на автобус не успел. Он остался один качаться у таможни со своим огромным чемоданом. А наша группа собралась у автобуса и пошла на пешеходную экскурсию по ночной Лаппеенранте. Так как надо было забираться на гору, а сил моих уже больше не было, я осталась в автобусе пить корвалол, закусывая валидолом. И утешала себя тем, что темно и фотографий всё равно не получится, а Лаппеенранта так близко от границы, что может быть я в нее приеду днем.

   Когда через час наш автобус поехал к месту встречи группы, я поняла, что приняла правильное решение. Такое расстояние пройти, даже не залезая на гору мне бы было не по силам. Когда группа собралась и все довольные прогулкой расселись по своим местам, мы поехали на автозаправку АВС, где можно было перекусить и кое-что купить. Надо же было привезти родне сувениры из моей первой заграничной поездки.

   Сувенирами оказались: сыр, масло, хлеб (до чего же он вкусный в Финляндии!) и другие аналогичные  «сувениры». Получился довольно большой и тяжелый пакет. И, наконец-то, поехали домой. Граница была близко, все пограничные формальности прошли быстро и мы поехали в Питер. Дальше ничего не помню. Я уснула, подложив под голову свою куртку и уткнувшись в нее щекой. Проснулась я не выспавшаяся, так как привыкла дома спать допоздна.  На улице было светло. Автобус стоял. Стоял как раз напротив метро «Озерки», но никто не выходил. Все сидели в автобусе.

   Я так обрадовалась увиденному и была удивлена, что никто не хочет выходить, и бурно выражала свою радость и удивление, что в автобусе все развеселились. Потом до меня дошло, что все выжидали, когда откроется метро. Не было еще 6 часов утра. Но я рвалась на свободу, а за мной и вся группа высыпала из автобуса. Через окно автобуса шофера мне жестами выразили благодарность,  что я всех вывела и им не надо было лишних полчаса сидеть с нами. Они тоже устали и хотели скорей отдохнуть.

   Своей первой поездкой я была очень довольна! Конечно, пришлось отлежаться, даже обратиться за врачебной помощью, но всё обошлось, а тяга к путешествиям не пропала. Впереди были новые путешествия, новые впечатления и знакомства, новые друзья. Началась новая жизнь!


Рецензии
Заядлая и увлеченная вы путешественница, как и я. Интересно описали, как будто сама с вами побывала.Приятно познакомиться с коллегой. С теплом и уважением.

Татьяна Чуноярочка   13.02.2015 17:13     Заявить о нарушении
Татьяна, спасибо Вам за отзывы и за то, что проявляете интерес к моим рассказам.
И Вам всего доброго и приятных и интересных путешествий!)

Иванова Татьяна 99   14.02.2015 08:47   Заявить о нарушении