Ловиса

   Следующим моим путешествием было путешествие в город Ловиса. Почему Ловиса? Потому что на один день, потому что на берегу Финского залива, потому что еще была дополнительная экскурсия на катере в крепость Свартхольм. Узнать что-либо предварительно об этом городе и крепости, я посчитала лишним, да и не было на это времени. Всё что нужно знать — мне расскажет экскурсовод, решила я и смело отправилась в путешествие.

   Единственно, что смущало, это ночной переезд из Питера до Ловисы. Почти все экскурсии от фирмы «Серебряное кольцо» начинались ночью от станции метро «Черная речка». С одной стороны было много плюсов - можно было хорошо выспаться накануне, спокойно собраться и без «давки» обычным транспортом добраться до экскурсионного автобуса. И главное, уже утром быть на месте назначения, значит было много времени непосредственно на экскурсию, что для любознательного туриста немаловажно.

   Но с другой стороны — провести ночь в сидячем положении как-то не комфортно, да еще толком не выспаться, так как вставать и бродить по чужому городу надо было с самого рассвета. Но то, что ждало меня в действительности, не могло мне представиться даже в кошмарной фантазии. Тем не менее я бодро пришла к месту посадки в автобус, держа пакет с бутылками  воды, которой я уже привыкла выпивать по 2 литра в день и ржаными лепешками на случай, если мне будет угрожать голодная смерть.

   Белый экскурсионный автобус, с ужасно неудобными креслами от которых болела спина, уже был подан и шла посадка. Экскурсоводом у нас был энергичный молодой мужчина Роман Петров. Мое место было как раз за ним у окна. А у прохода рядом со мной сидел молодой мужчина, явно высказывающий свое недовольство тем, что рядом с ним будет сидеть пожилая женщина, а не молодая супер-модель. И не смотря на пожелание доброго вечера и знакомство, недовольство еще больше усилилось, когда я нацепила себе на шею ортопедический воротник, лечебный воротник Шанца. Воротник был необходим, так как спасал меня от жутких головокружений еще после первой поездки.

   На задних сидениях Роман разместил свое семейство — очень приятную жену и двух сыновей-сорванцов. Один из мальчишек был явно дошкольник, а второму было лет 8. Роман — замечательный экскурсовод, много знающий. Но темп экскурсий у него рассчитан явно на молодых, сильных и здоровых. И организационные вопросы решались по-молодежному или по-мужски, уж не могу определить точно. Найти кафе или туалет было сложновато, так как Роман махал в неопределенном направлении рукой и говорил «там!». Туристы кидались бегом в направлении, которое уловили, и кто первым находил нужный объект, уже толково объяснял всей группе.

    Единственно к кому он относился бережно и трепетно, это была его жена. Очень приятно было на них смотреть, и не подумаешь, что они прожили лет 10, впечатление было такое, как будто после свадьбы прошло не больше недели. Я очень уважаю такие семейные пары, чтобы сохранить такое отношение друг к другу — это заслуга обоих.

   Пока мы ехали до бытовой остановки в «Огоньках», Роман вводил нас в курс организационных дел и в подробные планы экскурсий. И вот в пол второго ночи мы направились прямиком на границу. Подложив под щеку вместо подушки свою флисовую куртку, я долго пыталась уснуть и наконец мне это удалось. Не надолго! Не прошло и двух часов, как мы оказались на границе. Слишком много формальностей.

   Предъявление паспорта в автобусе, потом выход из автобуса для проставления штампа в паспорт, потом опять предъявление паспорта в автобусе. Через какое-то расстояние Финская граница, но там было достаточно проставить штамп в паспорт.
Между границами находился магазин беспошлинной торговли и Роман разрешил нам туда зайти ненадолго. Собственно, мне там ничего не надо было, но хотелось посмотреть, чем же там торгуют и что это за магазины такие. Потом Роман честно признался, что в этих магазинах практически нет импортных товаров, а торгуют нашими подделками. Настоящие, не поддельные товары только в магазинах, которые на паромах.

   Торговали там спиртным, но нам его нельзя было покупать, так как мы въезжали в Финляндию меньше, чем на трое суток. Была там косметика, шоколад и конфеты. Я увидела карамель и леденцы в красивых металлических баночках. Не для себя, а для сестры я набрала несколько разных таких баночек и коробочек. Сестра любит карамель. Вот ей подарок уже и куплен, думала я садясь в автобус и прикидывая в уме, во сколько это обошлось. Так как расплачивались уже еврами. В математике и логике я сильна, а вот в арифметике не очень. После длительных расчетов в уме, оказалась карамель «золотой», почти тысяча рублей. Но для сестры было не жалко, тем более конфеты ей очень понравились на вкус (говорит, что у нас таких нет), а баночки остались на память))),

   Удивляло то, что дома за компьютером можно просидеть и до трех ночи и дольше, и спать не хотелось, а в автобусе уже после часа ночи жутко хотелось спать, но не давали. Начинала болеть голова. Я уж не говорю про спину из-за этих неудобных сидений в белых автобусах. В других автобусах сидения гораздо удобнее.

   Часа два сна и мы уже подъехали к заправке АВС. Видимо у фирмы договор с этими заправками. Там можно позавтракать за 8 евро, кое-что купить здесь же в магазинчике и воспользоваться бесплатным туалетом.

   Шесть утра. Ночь, можно сказать, без сна. А Роман предлагает нам наесться до отвала за шведским столом, мотивируя тем, что больше нигде практически не удастся. Мое первое знакомство с завтраком в виде шведского стола на заправках АВС. Меню такое: овсяная каша, к которой прилагаются мороженные ягоды (совсем так, как я люблю ее есть дома), йогурт и мюсли, омлет, фрикадельки и к ним сладкий брусничный соус. Еще тушеная кубиками картошка не то с колбасой, не то с сосисками, тоже порезанными кубиками. Листья салата. Сыр, колбаса, ветчина, хлеб и булочки. Пить сок апельсиновый, молоко, кофе, чай.

   С первого раза, то есть в этой экскурсии, я холодной воды не нашла и пришлось наливать кипяток для чая. Долго мучила автомат, пока полилась вода в чашку. И то, спасибо, подсказали. Потом уже разбиралась, где надо чашкой нажать на рычажок, чтобы добыть заветную жидкость, а где-то надо было нажимать кнопочку вверху.
Положила себе немного омлета, фрикаделек без брусничного соуса (потом-то я научилась их уплетать с этим вкусным сладким соусом, как фины))), салат ( такой сочный и вкусный только и лез в горло после такой ночи и в такую рань). Сыр, колбаса и хлеб, чтобы не оставаться на тарелке, были завернуты в салфетку и положены в сумку. Потом они пригодились!

   Проехали еще с пол часа и оказались в Ловисе! По сути — это первый финский город, в котором я побывала. И я рада, что этим городом оказался Ловиса! По нашим меркам, этот небольшой (всего 15 тысяч населения, которого не было видно) пригород, с парками и скверами. С зелеными полянами аккуратно подстриженной травы. С красивыми деревянными домами, дворы которых были наполнены цветами и створки ворот были распахнуты, предлагая прохожим полюбоваться ухоженным двором и цветами.  Цветы были повсюду! В кашпо на балконах, у входов в магазины, даже просто на углах улицы висели кашпо с раскидистыми цветами. Не было ни суеты, ни обилия машин (почти никаких машин!), только тишина, спокойствие, свежий воздух и что-то необъяснимое еще, что наполняло саму атмосферу этого города, что-то светлое и доброе, как воспоминания счастливого детства.

   При въезде в город возвышался собор из красного кирпича в псевдоготическом стиле. Очень красивый. В нем проходили не только богослужения, но еще и музыкальные концерты. Ловиса оказался «богемным» городом. В нем любили жить и творить композиторы, художники, писатели, архитекторы. Семья Яна Сибелиуса какое-то время жила в Ловисе и тут он написал много своих произведений. В Ловисе проходят фестивали, посвященные этому композитору.

   Рядом с собором находится Замок Бонга – галерея профессора и художника Рийты Нелимаркка.

   Но мы проехали дальше, мимо торговой площади, к тому месту, где когда-то была  шведская оборонительная крепость. Этот город и возник, как шведская крепость, на месте одного хутора. И назван он в честь шведской королевы Ловисы. Жители города, хоть и фины, почитают шведскую королеву, раз в ее честь назван город, в котором они живу. Они устраивают летом костюмированные праздники в ее честь. И фестиваль песни. Фестиваль и праздники проходят как раз в том месте, где остались еще развалины крепости. Много интересного мы узнали от нашего экскурсовода Романа об истории этого города, о самой королеве-интриганке, о тайнах взаимоотношения нашей Петровской России со Швецией и Финляндией. Но, как говорил Роман, не перегрузить бы вас информацией))).

   Дальше мы вошли в парк, где местные жители гуляют и занимаются скандинавской ходьбой. Хотя скандинавской ходьбой они занимаются всегда и везде), Судя по урнам вдоль дорожки с нарисованными собаками, они и собак своих здесь выгуливают. И чтобы всегда было чисто на дорожках и полянах после выгула собак, поставлены специальные урны для них. Здесь же в парке расположена чья-то красивая усадьба и пруд с фонтаном. Передвигалась я медленнее, чем остальные туристы, да еще задерживалась фотографируя то, что не могла не сфотографировать, то часть информации я пропускала. Но мне было достаточно видеть окружающую красоту, дышать чистым воздухом, фотографировать, что считала красивым и нужным.

   Пруд перед усадьбой был совсем небольшой и посередине пруда был странный, для моего восприятия, фонтан. Я привыкла к позолоченным скульптурным фонтанам Петродворца, а здесь просто металлическая трубка торчала из воды и распыляла во все стороны воду. Получалось как воронка. Но всё было настолько гармонично, и усадьба, и парк, и этот прудик с таким непривычным фонтаном, что завораживало и глаз было не оторвать. Мне потом даже снился этот город и, особенно, это место и причал.

   Еще один интересный фонтан был в центре, у автовокзала и торговой площади. В центре большой фонтанной чаши, окруженной цветами, возвышалась скульптурная группа из трех журавлей. Сами небольшие струи воды били из трубочек по краям фонтанного бассейна.

   На торговой площади было не многолюдно. Торговали разным товаром, кто на лотках, привезенных вместе с товаром, а кто разложил свой товар прямо на земле. Причем было много секонд хенда из России — синие декоративные чайники из Новгорода, много всякой нужной и не очень мелочи, и даже керосиновые лампы «летучая мышь».

   На автовокзале я «зазевалась»,  изучая расписание. Оказалось, что до Ловисы из Питера можно было за пять с половиной часов доехать автобусами, которые проезжают дальше до Хельсинки или Турку.

   Кинулась догонять группу, а ее и след простыл... знаю только, что они должны были пойти по улице, где много старых красивых деревянных домов и дальше к причалу. Пошла наугад. Интуиция не подвела, далеко-далеко на одной из улиц увидела одну из туристок нашей группы. Она всё снимала на видеокамеру и получалось долго, поэтому она тоже была «замыкающей» нашей группы, как и я. Фотографировать я уже не стала, чтобы окончательно не потеряться, только любовалась домами и дворами.

   Но когда вышла к заливу и на горизонте видно было всю группу, я опять достала фотоаппарат. Ради фотографий той красоты, что открылась перед моими глазами, мне уже было не страшно даже потеряться. По берегу залива высажены одиночные березы, и еще там росли камыши, как обрамление залива. А от тропинки до берега — зеленые, аккуратно подстриженные поляны. Хоть в гольф играй. Поля для гольфа в Ловисе тоже есть, но немного подальше. В Ловисе даже ипподром есть!

   Вдоль посыпанной песком дорожки стояли скамейки, окруженные высоким крупным шиповником. Он как раз цвел большущими цветами. Когда я была здесь уже осенью, то плоды были тоже очень крупные. Кусты были посажены так, что не смотря на ветер у залива, сидеть на скамейках всегда было комфортно. Густые кусты стеной загораживали скамейку от ветра.

   Догнала я всю группу уже почти у причала. Все столпились вокруг Романа, а он объяснял, как правильно пользоваться туалетами, которые находились чуть поодаль. Не могу удержаться, чтобы не рассказать про это «космическое чудо».))) Штук 8 — 10 кабинок из нержавейки стояли в ряд. Над дверью каждой горел огонек. Если кабинка свободна — зеленый, если занята — красный. Роман объяснял, чтобы не входили в кабинку, пока выходящий не закроет плотно дверь и не загорится зеленый огонек. Мы ведь как привыкли — не успеет кто-то выйти, как влетает следующий. Здесь так было делать нельзя, так как умная техника считала бы, что если дверь закрылась один раз, то значит человек вышел и никто не вошел. Загорался зеленый свет над дверью, кабинка не закрывалась на замок и в ней не было света.

   В самой кабинке всё было из нержавейки. И держатели для бумаги и всевозможных салфеток и то, что служило сразу и унитазом и раковиной. Это наподобие большой воронки, над которой на кронштейнах поднималось или опускалось сидение. Надо было только сбоку на стене нажать на кнопочку. Чтобы помыть руки надо было нажать на другую кнопочку и, из отверстия чуть выше, струей с сильным напором текла теплая вода. Наверное, можно было как-то регулировать температуру воды, но мне было с обычными импортными кранами трудно разбираться, а здесь и подавно. В общем, приятное с полезным.

   Около деревянной пристани-причала нас поджидал маленький, как большое корыто, катер. Но когда мы уже собирались в него войти, подошла группа финских туристов и хозяин катера, как патриот своей страны , посадил сначала туристов из Финляндии. Две группы сразу не помещались. Роман заволновался, стал договариваться и с хозяином катера и с турфирмой по телефону, но хозяин был непреклонен. Он сказал, что отвезет финских туристов сначала, потом через час приедет за нами.

   В итоге этот час обернулся двумя часами ожидания. Роман переживал, так как у нас не оставалось свободного времени погулять по красивому острову после экскурсии, да еще человек пять женщин приняли за личное оскорбление то, что хозяин катера пропустил вперед соотечественников. Конечно, у нас в России вперед бы пропустили иностранцев, но за границей больше уважают своих соотечественников, чем иностранцев. Роман вернул им деньги за экскурсию на остров и, наверное, переживал, что они пожалуются в фирму.

   Стали ждать. Кто помоложе, у тех хватило сил вернуться в город погулять, а остальные устроились или на причале на скамейках, или в кафе. Само кафе было небольшое, там только покупали кто что хотел и располагались за столиками рядом на улице. За массивными деревянными столиками на лавках сидело много финских граждан разного пола и возраста. Они потягивали пиво. Был выходной, а это место у причала было одним из любимых мест отдыха горожан.

   Перекусив рядом с городскими жителями, я устроилась на скамейке на причале. Было несколько причалов. Около одного были только яхты, у другого только катера. Был еще причал, видимо, гостевой. Вы даже представить себе не можете, какое это огромное удовольствие просидеть два часа на причале на теплой деревянной скамейке, вдыхая чистый морской воздух, любуясь потрясающе красивыми видами залива и ближайших островов, да еще наблюдая за жителями города.

   Ко мне на скамейку подсела пожилая, но энергичная учительница. Всё-таки очень нервная работа у учителей! Они даже на отдыхе расслабиться не могут. Все два часа она высматривала в море, не идет ли наш катер. И если какой-то катер или яхта появлялись на горизонте, то ей совсем покоя не было, пока я не переключила ее внимание на одну финскую пару.

   Перед нами находился причал с катерами. Большими и красивыми. С огромными моторами. Вот на один из катеров пришел пожилой мужчина с небольшой собачкой, дворняжкой. Они вошли в свой катер и мужчина стал спускать и потом вычерпывать из катера воду. Мы решили с учительницей, что он готовиться отправиться в плаванье и стали ждать, когда он опустит огромный мотор в воду и заведет его. Но вычерпав воду, мужчина просто расположился на заднем сидении катера, сначала сидел, потом даже лег. Скоро пришла в катер женщина, видимо, его жена. Она села на переднее сидение. Собака перебралась ближе к женщине. Прошел час. На катере всё было без изменений. Мужчина лежал, женщина и собака сидели. Потом все дружно встали и покинули катер, так его и не заведя и не прокатившись на нем.

   По меньшей мере мы удивились такому ходу событий. Потом в автобусе уже Роман сказал, что фины так гуляют. Что они даже когда выезжают на пикник с друзьями на несколько часов за город, берут с собой банку пива, молча выпивают его и возвращаются. Еще он сказал такую фразу, которая мне очень понравилась), он сказал, что фины, как бы всё время находятся в состоянии медитации. Честно, мне тоже так показалось. Но мне понравилось это их состояние спокойствия, уверенности и отсутствие суеты, отсутствие на лицах выражения напряжения и озабоченности. И сидя там на причале, я как будто сама пропиталась этим состоянием. И чем больше я путешествовала по Финляндии, тем сильнее и прочнее во мне это состояние закреплялось.)

   Не обошлось и без курьеза. Моя вода закончилась, а пить очень хотелось. Я не пошла в кафе, а заглянула в киоск, где торговал молодой человек. Киоск был почти на причале и там была вода. Маленькая бутылочка воды стоила дороговато — 1,3 евро. Но пить хотелось. Деньги в монетах я плохо видела, а лупу доставать было не удобно, я как в России, достала горсть монет и на ладошке протянула молодому человеку, надеясь, что он возьмет сколько надо. Он и взял сколько ему надо!)))

    У меня было больше 7 евро, а осталось две монетки по 10 центов.) И еще он заулыбался мне и показал на пальцах Окей! У нас в России так не делают даже лица кавказской национальности на рынке. Чувствуя себя «лохом», но с бутылкой воды, я пошла к своей скамейке.

   Скоро подошел катер и мы поехали на остров в крепость Свартхольм. Хорошо, что не было больших волн, а то вода бы перехлестывалась через борт в салон. День был солнечный и теплый. Роман провел экскурсию по музею и дал свободное время на самостоятельный осмотр острова. И только переживал, что не хватило времени на посещение здешнего уютного кафе, где можно было бы посидеть с баночкой пива.

   От крепости мало что сохранилось, несколько стен и часть продовольственного склада внутри крепости. И пострадала крепость не столько от войны, сколько от решения властей, разрешивших разбирать крепость на кирпичи и камни для строительства и восстановление города Ловисы после пожара.

   Вернувшись после экскурсии в город на этом же катере, мы чуть не бегом бежали в автобус, чтобы быстрее ехать обратно, чтобы успеть в Питер до закрытия метро. Ведь еще не известно было сколько мы простоим на границе.


Рецензии
Тяжело так ездить на день, но интересные места посмотрели. С местными обычаеми познакомились. С улыбкой и теплом.

Татьяна Чуноярочка   13.02.2015 18:22     Заявить о нарушении
Татьяна, точно подметили, что ночные, почти бессонные, переезды, это очень тяжело. Особенно, тяжело после такой бессонной беспокойной ночи еще и воспринимать информацию (в любом виде - и глазами и на слух)))
Но более длительные поездки мне просто не выдержать... На третий день я должна оказаться в своей кровати)))
Но и от одного дня впечатлений и знаний масса! Да еще фотографии! За ними и ездила).
Ловису вспоминаю часто. Я там была два раза - летом и осенью. Очень хотелось побывать там зимой, но не получилось. Хотелось бы пожить там несколько дней.
Но благодаря таким коротким поездкам, хоть и тяжелым, удалось много посмотреть. Я за лето 2013 умудрилась побывать в 8 путешествиях.
Не обо всём написала и не обо всех путешествиях сделала видеоролики...
Татьяна, спасибо Вам!

Иванова Татьяна 99   14.02.2015 09:10   Заявить о нарушении