Аландские острова

   Когда о чем-то долго мечтаешь и считаешь мечту несбыточной и неосуществимой, и когда она вдруг под напором твоих желаний и действий начинает осуществляться, то ощущаешь себя в сказке. Очень трудно поверить в реально происходящее. Так я думала, погружаясь в сказку происходящего, когда уже ехала в экскурсионном автобусе от метро «Черная речка» по направлению к Финской границе.

   И автобус-то был бордовый с удобными мягкими креслами, и попутчик-то, сидевший рядом, был приятный молодой мужчина, пожалуй ровесник моего сына, и экскурсовод был уже знакомый Роман Петров.

   Аландские острова манили к себе своей красотой и загадочностью. И добраться до них можно только на больших паромах «Викинг», и попутно побывать в Турку, куда и направлялся сейчас наш автобус. А на обратном пути — Хельсинки и Ловиса. Эмоции захлестывали, но все-таки после прохождения границы удалось еще поспать до Турку.
Город Турку встретил нас ранним утром густым бело-молочным туманом.

   На расстоянии 10 метров были только неясно различимы очертания зданий. Экскурсию проводить не было смысла. Только подъехали к собору, где желающие вышли из автобуса, пытаясь что-то рассмотреть в тумане. Я не стала тратить силы, так как фотографии всё равно бы не получились. И почти сразу решено было ехать в терминал и дожидаться там парома.

   Вещи можно было оставить в автобусе, так как автобус ехал с нами на пароме на острова и там сослужил нам добрую службу, сохраняя наши силы и наши ноги от длительных переходов с острова на остров и по самим островам. Около терминала, ничего примечательного разглядеть не удалось, только сквозь густой туман проступал силуэт старой крепости.

   Роман раздал нам посадочные талоны и мы прошли в сам терминал. Там тоже ничего примечательного не было. Обычные залы ожидания. Просторные и светлые, чистенькие и наполненные разными удобствами, со стеклянными стенами, что позволяло беспрепятственно наблюдать за происходящим снаружи. Порт жил своей жизнью. Не далеко стоял паром из Таллина. Потом прибыл бело-голубой паром из Хельсинки. Но мы ждали красно-белый большой паром «Викинг».

   Ожидание затянулось. Просто мы приехали слишком рано. И пока паром не подошел к терминалу, я вам немного расскажу об истории и самих Аландских островах. Эти острова находятся в Балтийском море, между Финляндией и Швецией. Испокон веков они принадлежали Швеции. И жили, да и живут поныне, на них шведы. Но где-то 300 лет тому назад, когда шла и закончилась Северная война между Швецией и Россией, острова оказались во владении России. Победив в войне шведов, русская армия не пошла на континентальные владения Швеции, а остановила свой победный путь на Аландских островах. И долгие годы, а точнее 100 лет, эти острова принадлежали России. Впрочем, как и Финляндия, которая сначала была шведской землей, потом российской. И даже когда Россия дала Финляндии суверенитет, Аландские острова еще принадлежали России.

   В один прекрасный момент (кто желает определить этот момент более точно, пусть поищет в интернете), Россия решила, что Аландские острова ей ни к чему и предложила Швеции забрать их себе. Но Швеция взвесив все за и против присоединения островов обратно к своей стране, решила от них отказаться. Тогда Россия попросила Финляндию принять безвозмездно Аландские острова. Финляндия согласилась, но тут запротестовали сами жители Аландских островов. Пришлось вмешаться мировому сообществу, и было решено, что официально Аландские острова будут принадлежать Финляндии с правом автономии. На островах господствует шведский язык и вторым по значимости еще является английский, но никак не финский. Как сказал Роман, лучше говорите по-русски, чем по фински, если кто знает, так как финов здесь не любят.

   На островах свое правительство и свой флаг — смесь шведского, финского и русского. Своя молочная промышленность от своих лохмато-волосатых рыжих коров. И даже пиво они производят свое по своей технологии. Всё экологически чистое и вкусное. А самым интересным мне показалось то, что паромы «Викинг» принадлежат этим островам, точнее старинной морской кампании, расположенной на островах. И надо заметить, что жители островов, которые испокон веков являются мореходами, работают на этих паромах. И главное, что все жители являются обладателями акций этих паромов и магазинов беспошлинной торговли, которые находятся на паромах. И за счет обладания этими ценными акциями, многие являются миллионерами. Да-да, самый большой процент миллионеров в мире проживает в столице Аландских островов в городе Мариехамн, которая расположена на самом большом острове.

   Хочется упомянуть еще об одном примечательном острове, на котором к сожалению мы не были. Когда из-за войн наступили смутные времена для мореходов, часть из них превратилась в пиратов. Они обосновались на одном из островов архипелага, даже обзавелись семьями. Правительство их не трогало, но католические священники негодовали и для их перевоспитания Папа Римский прислал 20 монахов. Монахам было предписано не строить монастыри, а жить среди этих «заблудших» людей — пиратов, чтобы перевоспитание было нагляднее. Кто кого перевоспитал — трудно сказать, но пиратство со временем прекратило свое существование, зато на острове вместо светловолосых голубоглазых скандинавов, стали проживать темноволосые жители с  голубыми глазами.

   Туман постепенно рассеялся, но не совсем, и сквозь стеклянные стены терминала было видно, как причалил огромный «Викинг». К этому времени в зале ожидания собралось довольно много пассажиров. Из русских туристов была только наша группа, остальные были иностранные пассажиры.  Объявления диктор произносил на финском, шведском и английском языках. Так что точное время посадки, вернее всхода по легким металлическим бесконечным трапам на паром, можно было определить по тому, как все иностранные пассажиры с легкостью покатили свои чемоданчики к выходу из зала, стремясь побыстрее оказаться на пароме.

   Мы устремились за ними. Нельзя было не обратить внимания на огромное разнообразие чемоданов на колесах. Больших и маленьких, с двумя или четырьмя колесами различных размеров. Они привлекали внимание тем, что некоторые катились по резиновым коврикам переходов совсем бесшумно, а некоторые громыхали так, что и ковровые дорожки не спасли бы от грохота маленьких пластмассовых колес. Жутко захотелось такой чемодан, чтобы он неслышно и легко катился за мной по трапу. Уже представляла себя, идущей на паром с таким супер-чемоданом). Ну, а сейчас мы шли на паром только с небольшими сумочками, так как все вещи оставили в автобусе.

   Мы сразу оказались на восьмой палубе. Выше было еще 2 или 3 палубы. Точно даже не помню. Даже не помню, как именно назывался этот паром, мой первый паром в жизни. Сказывалась бессонная ночь в автобусе. Но я с легкостью поднималась на палубу, так как в памяти маячили паруса путешествия фрегата «Паллада», описанным Гончаровым. Хоть он и упоминал, что Балтийское море довольно сложное для мореплавания из-за рифов, течений и ветров, но сам Гончаров не замечал опасностей, а описал только волнение капитана и матросов.

    А вот ясность сознания, наверняка бы напомнила мне путешествие по Атлантическому океану Диккенса от Ливерпуля до Бостона, описанного им в «Американских заметках». И тогда не известно, сохранила бы я ту легкость подъема на эту махину, которой предстояло двигаться в тумане довольно близко от небольших, тут и там возникавших островов.
 
   Нас не разместили в каютах, мы оставались в холлах и на сырых палубах парома, как и большинство пассажиров. Но надо учитывать, что остальные пассажиры выспались в кроватях и ехать предстояло не так уж и долго. Наша группа, во главе с гидом Романом, разместилась на широких подоконниках этой восьмой палубы. Где-то часа хватило, чтобы обследовать паром. Найти кафе и рестораны, заполненные пассажирами, обследовать магазин беспошлинной торговли, подняться на самый верх — на открытую палубу. Там сквозь туман можно было сделать несколько снимков берегов, да и самого парома со спасательными шлюпками. А еще посмотреть, как заботливо за границей относятся к животным.

   На открытой палубе прогуливались пассажиры с собаками и кошками на поводках. И для животных были сделаны песочницы, наподобие наших песочниц для детей. И еще были небольшие зеленые поляны для каких-то животных, только не понятно для каких, так как картинки с кошками и собаками были перечеркнуты, давая понять, что поляны не для них. А для кого? Осталось загадкой))).

   Сил бодрствовать уже не было, тем более я мечтала, что попав на паром, приму душ и высплюсь, но мечты растворились в тумане. Роман на мое откровенное признание, что я сейчас рухну, предложил мне залечь на подоконнике. Пришлось действовать самостоятельно. Еще раз убедилась, что там где дело касается денег, все друг друга понимают с полуслова, на каком бы языке ты не говорил.

   И если по началу изобразили, что русский язык никто не понимает, то при слове «каюта» сразу на бумажке написали 18 евро. Я кивнула в знак согласия, так как понимала, что мой отдых и сон стоят даже больше этой суммы. Служащая сразу быстро заработала на компьютере. Потом обратилась ко мне, повторяя слово «Нам». Я только хлопала глазами и соображала уже с трудом, что же еще надо конкретно им. Потом дошло, что это «нам» означало «имя»))). Достала паспорт и проблемы были решены. Даже уже любезно показали на часах и на пальцах сколько времени у меня на отдых.

   Получив два ключа-карточки, один из них отдала Роману. Роман искренне обрадовался , но когда оказались в каюте, то разочарованно сказал, что думал, что каюта стандартная. Почему-то моя каюта показалась ему не стандартной. Потом я поняла. Это была двухместная каюта с полками одна над другой, столиком и табуретом. Ну и конечно, с душем и туалетом. Под стандартной Роман понимал каюту, которые закупало тур агентство — четырехместную, как купе. Такие каюты стоили 25 евро. Перекусив и заполнив документы, Роман ушел коротать время в компании шоферов, пообещав разбудить меня по приезде.

   Приняла душ и собралась лечь, да не тут-то было. Спинку диванчика, на которой уже была постелена постель никак не удавалось откинуть. Решила поэкспериментировать с верхней полкой. Та каким-то чудом разложилась. Но как влезть??? Обследовала всю каюту, минут через 20 взгляд зацепился за лесенку, стоящую за дверью. Влезла на верх и блаженно улеглась.

   Не спалось. Что-то беспокоило. Этим что-то оказалась мысль о том, что если спросонья буду слезать, то обязательно навернусь с лестницы. Почему-то мои мысли мне всегда мешают, даже выспаться в комфортных условиях! Качки не было вовсе, всё удобно, спи — наслаждайся! Так нет — мысли... Слезла и стала мучить спинку дивана. Сбоку под руку попался какой-то рычажок и спинка откинулась, предоставляя мне довольно широкую удобную кровать. Улеглась и тут же уснула. Правда засыпая подумала, что я как Маша из сказки, умудрилась полежать на всех кроватях.

   Роман разбудил, как и обещал. Вся наша группа уже подготовилась к выходу на той же восьмой палубе. Фины штурмовали выход. Но им надо было идти направо, на паром, идущий обратно на континент. Собственно, они использовали паром, как пивной магазин. Закупали спиртное и ехали обратно домой. И даже расписание движения паромов было подчинено такой особенности финского путешествия. А нам надо было, как обычно русским, -  налево. Там был выход на берег самого крупного острова из архипелага, на этом острове располагалась столица Аландских островов — город Мариехамн.

   Тумана не было, светило солнце. Не смотря на осень, день был теплый и ласковый. Поразило обилие зеленых деревьев. Ведь у нас уже вовсю чувствовалась осень с желтыми, на полуголых деревьях,  листьями, а здесь еще во всю царствовало лето. Только кое-где были деревья с желтой и красноватой листвой, да точно в замедленной съемке, падающие на зеленую траву, одиночные желтые листья. Было настолько тепло, что куртки оставили в автобусе. Достаточно комфортно было в джинсах и футболке «на голое пузо». Пересчитав нас не один раз, и подождав, пока желающие запечатлеют себя у ближайших памятников или прямо на памятниках, Роман повел нас к парусному судну, стоящему впереди. Куда делся огромный паром, честное слово, даже не представляю. Или продолжил движение дальше к Шведским берегам, или повернул обратно, а может растворился вместе с туманом...

   Судно было без парусов, но жутко знакомым. Оказалось, что это парусное судно «Pommern” является музеем и стоит у причала постоянно уже много лет. Паруса, как потом выяснилось, сложены в трюме и их достают только тогда, когда учащиеся мореходного училища проходят практику. А напоминало это судно наш парусник «Крузенштерн», так как и являлось его «родным братом», то есть сделаны эти суда были на одной верфи в Германии примерно в одно и то же время. «Поммерн» долго и честно послужил людям, перевозя различные грузы в своем трюме, в котором сейчас был прекрасный музей. Парусник избороздил множество морей и океанов и теперь, отдыхая у причала, продолжал служить в качестве музея, позволяя многим туристам увидеть, как жили на судне моряки в первой половине 20-го века.

   Мне почему-то было ужасно обидно за судьбу этого парусника. В моем воображении парусные суда должны были или бороздить океаны, или погибнуть в морской пучине, борясь со штормами. И потом покоиться на самом глубоком дне в океане, но никак не стоять без парусов на приколе у берега.

   Мы осмотрели каюты и камбуз с огромной мясорубкой. И музей, сделанный в трюме судна. В музее  были очень интересные экспонаты, принадлежащие мореходам: личные вещи и разные морские приспособления. Были и личные сундучки, и различные кисеты и настенные несессеры, украшенные макраме, и игральные карты, и патефон с пластинками на 78 оборотов. Больше всего меня впечатлил настоящий пиратский флаг.
Экскурсия продолжилась на берегу в специальном здании. Много интересного за два с лишним часа поведала нам местный экскурсовод,  прекрасно говорившая по-русски и, как оказалось, бывшая наша соотечественница из Латвии.

   Далее нам предстояло размещение в гостинице. Обзорная экскурсия по городу планировалась на следующее утро. По выходе из музея, Роман нам указал на ступеньки, идущие круто вверх по склону ( для меня так гора) на смотровую площадку, для желающих вечером самостоятельно полюбоваться красотами остров. Мы расселись в автобусе, чтобы ехать в гостиницу. Улица была абсолютно прямая, соединяя противоположные берега острова, 2 километра длиной. Наш отель «Парк» находился где-то по середине. Взмахом руки была показана другая улица, где должен был находится продуктовый магазин, чтобы купить еду себе на ужин.

   Довольно приятная небольшая гостиница с довольно уютными номерами. Когда я, закинув вещи в номер, направилась в магазин, фотографируя по дороге красивые одно и двухэтажные деревянные здания, мне навстречу уже возвращались туристы из нашей группы, с огромными мешками продуктов. Так что найти магазин по их подсказкам оказалось довольно легко.

   Надо отметить, что местных жителей почти не было. Встретились пара велосипедистов.  Редкие-редкие машины учтиво пропускали через переход, притормаживая еще задолго до того, как я подойду к переходу. И еще хочу заметить, что здесь не выставляли на показ богатство местные миллионеры. Всё было довольно скромно, чисто, ухоженно и красиво. Единственное, что невольно обращало на себя внимание, это дорогие машины. Все машины — дорогие!

   Магазин отдельного описания не заслуживает). У нас теперь тоже примерно такие. Отмечу только, что он не большой, но в отличии от наших магазинов — просторный. И там было всё необходимое. Закупив продукты на ужин, я еще по рекомендации Романа, купила местного пива в банках для сына и , как всегда, буханки 4 — 5 хлеба. До чего же вкусный хлеб в Финляндии! А на Аландских островах — самый вкусный оказался.)

   Перекусив в номере и оставив покупки, я пошла на смотровую площадку. Честно говоря, ноги уже не шли, сердце выскакивало из груди, но я бы себе никогда не простила, если бы не сделала снимки со смотровой площадки. Готовая умереть за красоту, я встретила наших туристов, возвращающихся уже с горы по более пологому склону, чем указал Роман. Надо отдать должное людям нашей страны! Это на Родине некоторые могут позволить себе хамить, толкаться, ругаться. А в экстремальных условиях, тем более за границей, в людях просыпаются и присутствуют самые благородные качества — взаимовыручка, поддержка и доброта. Так что подъем на смотровую площадку, благодаря подсказкам соотечественников, оказался не таким тернистым, как мне представлялось.

   Еще поднимаясь на смотровую площадку, я обратила внимание на то, что скалы, не покрытые никакой растительностью, не были серого гранитного цвета. Они были красноватого оттенка. Как потом выяснилось, серого гранита на Аландских островах нет. Весь гранит красноватого цвета. И дороги  поэтому тоже были красные. Вид с высоты приводил в восторг! Заходящее солнце золотило верхушки деревьев. Даже сделав бесчисленное множество снимков, уходить оттуда не хотелось. Но и оставаться на ночь там тоже не хотелось, так как с раннего утра  надо было осмотреть город и другие острова.

   На утро собрались все в маленьком ресторанчике гостиницы на завтрак. А потом сразу пошли на пешеходную экскурсию по центру города Мариехамн. Дорогу перед гостиницей разделяла аллея из высоких зеленых деревьев, а трава под ними была сплошь устлана желтыми листьями, плавно и медленно опадавшими с этих деревьев. По этой аллее мы прошли совсем немного и оказались рядом с торговой площадью и административными зданиями. На площади торговали, в основном, цветами — астрами, циниями и подсолнухами. Вокруг центральных памятников тоже цвели очень красивые цветы. Один из памятников был нашей императрице Марии, в честь которой и был назван город.

   Слушая рассказ Романа про историю города, его памятники и знаменательные места, мы шли по улице вдоль берега моря. Его было видно сквозь просветы домов. Был виден причал с яхтами. Здесь каждый год проходят международные соревнования яхтсменов. Местных жителей было совсем мало на улице, только в одном из уличных кафе сидело несколько мужчин, о чем-то беседовали и потягивали напитки.

   На пути попался цветочный магазин. Более нежные цветы были внутри магазина, а вокруг входа в магазин были расставлены многочисленные горшки и горшочки с уличными цветами. Надо заметить, что во всей Финляндии и на Аландских островах, основным уличным цветком был розовый и белый вереск. Дома я уже не один год пыталась вырастить вереск сама, но мои попытки заканчивались неудачей. А здесь были такие пышные и такие яркие кусты, что я не устояла. Предупредив очень приятную пару наших туристов, которые тоже всегда не спеша шли в конце группы и в автобусе сидели за мной, я вернулась к цветочному магазину и купила куст вереска в горшке и два куста, как мне показалось, брусники, сплошь усыпанные ягодами. Потом, дома выяснилось, что это не брусника, а декоративные растения, но очень красивые и похожие на бруснику.

   Счастливая от своих покупок и от яркого солнечного дня, я вернулась в гостиницу, собрала вещи и стала поджидать всю группу. Они вернулись быстро. Только посмотрели на берегу яхты и мореходное училище, которое я уже видела вчера. Все, кто возвращались, говорили мне, что провозить цветы с землей нельзя и каждый советовал, как надо их спрятать от таможни, чтобы провезти. Поначалу я расстроилась, а потом решила, что ничего прятать не буду. Как правило, то что на виду, то и не бросается в глаза, то и не замечают. Это всегда срабатывало еще и в старые времена.

   Мы уселись в автобус и поехали  на другие острова.

   На архипелаге только один город — Мариехамн. Остальные поселения носят статус деревень. Но их деревни мало похожи на наши. Красивые деревянные дома, надо думать со всеми цивилизованными удобствами. Чистые и красивые дворы. Возделанные поля. Нигде нет пустующих, поросших одуванчиками и кустарниками полей, как у нас в последнее время по области. Пастбища с рыжими лохматыми коровами. Всё радовало взгляд. А скалы, на которых росли хвойные и смешанные леса,  своей красотой приводили в восторг.

   Первая остановка была сделана возле кирхи. Церковь небольшая, но довольно красивая, из серого камня. Вокруг нее было кладбище с черными невысокими памятниками и ухоженными могилами. У крана с водой стояли лейки. Сами могилы не были засажены бесчисленным множеством  цветов, только пучочки вереска. Сфотографировав кирху со всех сторон, я сделала еще огромное количество снимков этого кладбища. Потом дома, редактируя фотографии, удивлялась, зачем мне понадобились снимки чужих могил и, вообще, кладбища.

   Проехали дальше, к небольшому поселению, которое называлось «деревня викингов». Кажется здесь раньше жили викинги. Сохранились, отгороженные колючей проволокой, захоронения викингов. Точнее следы бывших захоронений-курганов викингов. Курганов не было, да и захоронения были разорены, если верить Роману. Но через колючую проволоку мы все честно перебрались, чтобы потоптаться там. Рядом были дома местных жителей, возможно потомков викингов. Хотелось бы в это верить, как в живую сказку. Около самых больших темно-красных домов росли необычные черные деревья без листьев. Было красиво, но немножко жутко.

   Следующей нашей остановкой была экскурсия в шведский замок Кастельхольм. Сам замок стоял на пригорке в живописнейшем месте. Не далеко было небольшое озеро. Внушительный замок. Но от старинного замка мало что осталось. Почти всё было вновь отстроено и подстроено. Снаружи. А внутри, на фоне полной разрухи — небольшая экспозиция. Экскурсию проводила уже знакомая нам русскоязычная экскурсовод. Мне по душе не разрушенные замки, а что-то красивое и изящное, но моему попутчику как раз нравились развалины и он собирался еще поехать с Романом в другие путешествия по старым разрушенным крепостям. Одно из больших помещений замка было отдано под выставку местной художницы. Очень интересно было созерцать в старинном замке современное искусство, непривычное для непосвященных.

   Настало время обеда и Роман распорядился везти нас на другой остров, где на высокой горе находился маленький ресторанчик, который содержала наша соотечественница Мария. Когда проголодаешься на свежем воздухе, то за едой не только на гору вскарабкаешься, но и пройдешься над пропастью по висячему деревянному мостику. Мой попутчик мечтал отведать горячей ухи, но нам подали только рыбу с картошкой, маленький кусочек десерта и кофе с булочкой. Мне было сверх достаточно, а мужчинам, наверное, маловато.

   Пока писала, подумала, сколько же всего мы успели посмотреть и узнать за один день! И это еще не всё!

   Наша следующая остановка была почти на берегу моря. Это было место, где раньше находилась наша крепость Бомарсунд. Эта крепость строилась на берегу моря для защиты наших русских войск от шведов. Строилась она нашими крестьянами, которые специально было привезены на остров и жили в своей деревне неподалеку. Строили они строили, но так и не успели достроить крепость полностью, так как шведы  атаковали недостроенную крепость и разгромили ее. Сохранились только небольшие участки стен. Все строения были разрушены и, за долгие годы, оставшиеся на месте строений камни, поросли травой и папоротником.

    По живописному месту, где когда-то были постройки и недостроенная крепость, мы прогулялись, где по частным дорогам, а где прямо по развалинам, скрытым в траве, километра 2 или 3. Временами Роман останавливался и очень живо рассказывал, что было на данном месте, где какой дом стоял, кто в этих домах проживал и как у этих жителей и военных сложилась судьба. И так отчетливо в воображении вырисовывались эти строения и люди, что невольно переносились, я во всяком случае, в то далекое время, когда еще здесь жили наши предки, готовые защищать не только наше Отечество, но и эти красивые земли.

   После такой замечательной прогулки и интересной истории, мы поехали дальше. Дорога шла вдоль плотной стены деревьев. Пихты были высажены рядом одна к другой, не оставляя никакого просвета. Оказывается это было сделано умышленно. Так как за этой зеленой изгородью была только проволочная ограда, отделяющая дорогу от зоопарка-заповедника с редкими зверями. Ограждали не нас от зверей, а зверей от наших взглядов. Чтобы мы, туристы, ненароком бесплатно не увидели бегающих кенгуру и других редких животных.

   Посещение зоопарка не было запланировано и мы поехали дальше на остров, на котором находилось старое почтовое ведомство, существовавшее еще со времен Северной войны. Почтовая переписка доставлялась сюда из Швеции, дальше в Финляндию и по Королевской дороге в Санкт-Петербург. Ну, и естественно, обратно.

   Там мы пробыли не долго и направились в рыбацкую деревню.

   Солнце уже клонилось к закату, и косые лучи его очень красиво освещали всё увиденное нами. Это и памятник не вернувшимся морякам, сложенный из камней, и сараи для лодок, построенные прямо в море, и сама деревня с ее необычно красивыми домами. И конечно, окружающая природа.

   Оттуда мы поехали назад в Мариехамн, где поздно вечером должны были сесть на паром, идущий в Хельсинки.

   По утреннему Хельсинки мы проехали без остановок до Ловисы. Впечатление от Хельсинки сложилось такое, что обязательно захотелось приехать в этот город и обследовать его тщательно и подробно. Что, собственно, я и сделала какое-то время спустя.

   Про Ловису, про этот чудесный город, я уже писала. И экскурсовод был тот же — Роман Петров. Так что маршрут экскурсии был мне знаком и поэтому, я не пошла с группой, а решила пройти по городу сама. Пройти там, где почти бегом и не успевая фотографировать, была прошлый раз. От центра города я направилась по улице со старинными деревянными домами по направлению к пристани.

   В Ловисе была настоящая осень, как и у нас. Ласковое солнце и ощущение лета остались на Аландских островах. В приветливых дворах Ловисы уже не было цветов. А на берегу залива кусты шиповника, окружающие скамейки, покрылись яркими крупными плодами.

   На залив, стая за стаей садились гуси, к ним присоединялись еще другие гуси. Объединяясь в большие стаи они взлетали и продолжали свой полет, направляясь, наверное, в теплые страны. Были и лебеди, но их было мало.

   Пока я любовалась природой, мимо пронеслась наша группа, едва поспевая за Романом. Я поняла, что пора направляться в центр города к автобусу. Все так спешили, чтобы побыстрее доехать до границы и успеть прибыть в Питер до закрытия  метро.

   На границе было много машин и автобусов с туристами. Но пограничники работали быстро, а таможенники не стали досматривать вещи,  чтобы не задерживать выезжающих из Финляндии. Поэтому свои цветы я беспрепятственно довезла до дома.

   Они до сих пор радуют меня своей красотой и напоминают мне о прекрасных днях, проведенных в сказочно красивой стране — Аландские острова.


Рецензии
Интересное путешествие и подробно написано, побывала вместе с вами.
С уважением.

Татьяна Чуноярочка   21.03.2015 06:33     Заявить о нарушении