112. ВАгошков. ЕфратовоТросна От смуты к торговле

112. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь.

ОТ СМУТЫ – К ТОРГОВЛЕ

Г.М. Пясецкий писал, что жизнь в нашем крае никогда не замирала. Могли, по его словам, хищные половцы или страш-ный Батый разорять Кромы, но несомненно одно: окрепшая то-гда оседлость у плодоносных берегов Кромы не могла замереть окончательно. Враги не были в состоянии уничтожить все посе-ления и остановить плуг мирного хлебопашца на целые столе-тия.

Это же относится и к жителям троснянского края. На карте 1785 года показаны мукомольные водяные мельницы, которые использовались для помола зерна. Голландец Исаак Масса, по-бывавший в нашем крае в начале XVIIв, писал, что земля, рас-положенная между Кромами и Севском «изобиловала различ-ными хлебами, скотом, мёдом, льном, мехами, воском и са-лом». Однако жизнь крестьян с каждым годом становилась всё более тяжёлой. Объединяя южные земли, московские цари ус-танавливали централизованную власть. Не всем это нравилось. Поэтому многие убегали от помещиков на свободу.
 
Цари издавали законы о поимке беглых, что ещё больше усиливало противостояние людей. Особенно много беглых ско-пилось на Орловщине в период голода в 1601-1602 гг., где име-лись запасы хлеба. В 1604г в Комарицкой волости, включавшей в себя территорию современного Дмитровского района (грани-ца между Дмитровским и Кромским уездами на западе прохо-дила примерно в тех же местах, что и сейчас между Дмитров-ским и Троснянским районами), вспыхнуло восстание крестьян. Конечно, не могли остаться в стороне и предки троснянцев.
 
Царские войска жестоко расправились с восставшими: мужчин вешали на деревьях за ноги, детей бросали в огонь и воду. Взрыв народного гнева охватил Ливны, Елец, Кромы. Цар-ские войска в течение 6 недель пытались взять Кромы, но без-успешно. Не оправдал надежды крестьян на улучшение их жиз-ни и Лжедмитрий I. В 1606г началось движение на Москву Ива-на Болотникова. Под Кромами были разбиты войска воеводы Трубецкого (большие поместья Трубецких находились в Кром-ском уезде, в троснянской стороне). Многие крестьяне, холопы, стрельцы, служилые люди участвовали в походе Болотникова.

Осенью 1607г Лжедмитрий II захватил Орёл и Кромы. В течение многих лет отряды польских панов во главе с Лисовским продолжали грабить города и сёла нашего края, убивать людей. В 1619 году, в Кромах, пишет Г.М. Пясецкий, проживали всего 97 семей, а в Болховском посаде осталось лишь 5 дворов.-Уменьшилось население и в Троснянском крае, но, видимо, не в такой степени, как в уездных центрах, потому что движение на Орёл и Москву шло в основном по «дмитровской» дороге.

В 1637-1638 годах, после поражения восстания украинских ка-заков, началось их массовое бегство в русские города. Они спасались от гнёта польских панов, а главное – от католицизма. На Орловщине вырастали из переселенцев так называемые Черкасские слободы. Не говорят ли об этом имя деревни Черкасская на территории КСП «Ро-дина» и село Рождественское- Черкасское тожь! Известно, что в XVIв украинских «казаков» в Придонских степях возглавлял атаман Михаил Черкашенин, которые вели длительную борьбу c крымскими татара-ми».

Видимо, именно поэтому украинских и донских «козаков» дли-тельное время называли «черкассами». Есть село Черкасское и рядом с Кромами. Заметим, что в то время «украина» значила «окраина» (звуки О и У близки при произношении; сравните: добрава и дубрава). У Москвы были «украины» и в сторону Казани, и в сторону Крыма. Так что и Кромы входили в своё время в такую «окраину // украину».

Сегодня я должен извиниться перед читателями за то, что, ско-рее всего, в книге «Тросна» (1994) ввёл их в заблуждение: на карте 1785г написано не Черкасское- Муравль тожь, а Гремячье- Муравль тожь! Записи тогда велись чертёжниками от руки, мелко и непонятно, поэтому спутать топонимы Черкасское и Гремячье было легко.

Тем не менее, поселение Черкасское на реке Белый Немёд имелось! Образо-вание Черкасских слобод подтверждает нашу мысль о том, что в Кром-ском уезде находились сильно укреплённые заставы, которые охраня-лись прошедшими огни и воды украинскими и донскими казаками.


см. далее

(С) В.И. Агошков.


Рецензии