114. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Черкасы1
О ПРОИСХОЖДЕНИИ слова ЧЕРКАСЫ
Когда я писал книгу «Кромское Поочье» (1997г), то вдруг обнаружил, что не знаю, как правильно писать слово ЧЕРКАСЫ. С одним или двумя С? Есть в Украине город Черкассы. На юге видим народ черкесы. Стал разбираться в Интернете, но до сих пор единого мнения так и не обнаружил.
Интересную догадку высказал вятский историк Евгений Харин
в http://zhurnal.lib.ru/h/harin_e_a/kozaki.shtml и на форумах:
Пн мар 28, 2011 12:30 pm
Впервые казаки-черкасы упомянуты в русской летописи за 1445г, когда они по просьбе Казанского хана пограбили пограничный Московский городок Лух. Где располагались эти Черкасы?
Наверняка не на Дону или Днепре, или, тем более, на Кавказе, а где-то вблизи от Казани. Понятно, что исходя из моей версии происхо-ждения казачества, в 15в поселения черкасов должны находиться на Нижней Вятке. И действительно, на берегу Вятки в Мамадышском р-не Татарстана почти на границе с Кировской обл. есть село Старый Чер-кас (Иске Черкас). В селе этом и его округе живут татары рода 'Черкаслар', это крещёные, татары-христиане.
Выше была высказана догадка, что слово 'черкасы' произошло от обуви чирки. Но тут много нятяжек… Если принять, что окончание 'СЫ' - это искажение от 'ЦЫ' (по типу 'нов-город-цы', 'рязан-цы'), то ос-таётся разгадать корень 'ЧЕРКА'. На Вятке слово 'церковь' произносят как 'черкаф'. Церковь по-татарски называют Чиркэу (http: // www. tatar. ru/files/RusTat_23.pdf ). Дело в том, что татары не знают звука 'В'. Поэтому в заимствованных словах заменяют его другими: в начале слова – на 'Б', в конце – на среднее между 'У-И'. Слово "Черкассы" (от "черкаф-цы"), безусловно, русское, заимствованное татарами.
Двой-ное 'С' в слове 'Черкассы' свидетельствует о редукции (замене) в ори-гинале (Черкаф-цы) двух звуков - 'Ф' и 'Ц'. Таким образом, черкасы - это православные христиане (буквально "люди церкви") не славянско-го происхождения. Со временем это имя стали употреблять не только в отношении вятчан-казаков булгарского происхождения, но и просто крещёных татар и кавказцев. Отсюда происходит употребления слов черкасы и черкесы в отношении очень разных народов, а также рас-пространение среди них подобных имён и топонимов.
Днепровские и Донские черкасы были настоящими казаками, выходцами с нижней Вятки, где до середины 15в они жили в особой волости в пограничной зоне между Московскими и Казанскими вла-дениями. После нападения на г. Лух, эти казаки подверглись давлению со стороны Москвы и потому большая их часть в 1469г снялась со своих мест и отвоевала новую родину на Днепре. Вероятно, семейные черкасы остались жить в Казанском ханстве.
Итак, слово Черкас – означает "церковь".
http://borgheus.livejournal.com/13168.html
*
Нас заинтересовало выражение «село Старый Черкас». И в скобках пере-вод: ИСКЕ ЧЕРКАС. В Кромском районе имеется река Ицка. Местные жители производят гидроним от слова «искал». Якобы, местный помещик искал коров, которые утопли в реке, а посему и село Коровье Болото! Ранее мы писали о том, что река Ицка могла получить своё имя от удмуртского выражения искол мувыр, что значит «коровий холм».
А что если река Ицка – река Старая?! Видимо, от ста-рого, бывшего русла. В Орловщине много названий с основой СТАР: в Урицком и Сосковском районах – деревня Старомарково и село Старогнездилово; в Сверд-ловском районе – село Старое Горохово (место, где родился писатель Н.С. Лес-ков); в Орловском районе – село Стародубцево и село Старцево; в Дмитровском – деревня Старая Любовщь и в Хотынецком – районах – деревня Старое…
В одной из статей я вычитал и о том, что город Лух, на который напали «вятские казаки», – это город Лухов// Глухов, тот самый, упоминаемый нами при рассказе о Глухово-Новосильском княжестве. Учёные также утверждают, что впервые слово казаки появляется в летописи в середине 15 века. И появляется в Рязанском княжестве. А это не так уж далеко от наших мест. Тем более, что в ка-кой-то момент истории территория Рязанского княжества простиралась от Рязани до Ельца и истока Оки. Кто-то утверждает, что черкасы – это православные хри-стиане (буквально "люди церкви") не славянского происхождения.
Автор нижеприведённого текста спорит даже с известным историком и пи-сателем Н.М. Карамзиным, который считал, что казаки активно пополнялись бег-лыми русскими. Такое противопоставление нужно лишь для одного: доказать, что казаки – это отдельный народ, никак не связанный с русскими, а потому может и самоопределиться, стать независимым.
Западу важно одно: разделить – и властвовать!..Тут важно понять сле-дующее: если казаки не славянского происхождения, то почему тогда они говорят по-русски. А самое главное: пользуются такой любовью у всех русских людей, танцы и песни казаков собирают массы зрителей в залах и на улицах. Орловщина тоже не любит звук В. Помню, в пятом классе я написал в диктанте ДЕУШКА, а учительница меня поправила на ДЕВУШКА. Я, несмотря на свою стеснитель-ность, спросил: «А почему Вы добавили В в слово ДЕУШКА и ещё раз произнёс – ДЕУШКА – тут же нет никакого В». Конечно, потом я понял свою ошибку.
Мы с супругой имеем в дипломе записи: учителя русского языка и литера-туры. Двойное высшее образование у сына, невестка закончила худграф. И никто из нас не произносит фрикативное Г, похожее на h. Но каково же было наше удивление, когда наша семи-восьмилетняя внучка произносила Г, как h, Значит, неистребимо русское произношение, оно на уровне ДНК. Так что бесполезно раз-делять русских и казаков – единых по духу, по крови и языку.
*
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214042100995
Алина Черникова 23.04.2014 19:24 Заявить о нарушении
Говорила КОШОЛАДКА вместо ШОКОЛАДКА, МОТОЛОК вместо МОЛОТОК, половецкое гортанное h и пр. Сверстники могли повлиять, но всё же ДНК присутствует. Есть неистребимая основа в каждом человеческом зародыше.
Василий Иванович Агошков 23.04.2014 22:01 Заявить о нарушении
Алина Черникова 24.04.2014 08:30 Заявить о нарушении
Василий Иванович Агошков 24.04.2014 12:11 Заявить о нарушении
Я по поводу описываемого Вами события считаю вот что .
Та мама той Вашей знакомой женщины была русской .
И предки ее скорее всего были русскими , украинцами . белорусами .
Думаю , ни на языке своих дедов и прадедов , ни на языке более далеких предковвремен " Слова о полку Игореве " мама Вашей знакомой говорить не могла .
Предположим среди ее предков был половец , говоривший на древнем кыпчакском , родственным современному татарскому , крымскотатарскому и казахскому .
Если бы у него - предка-половца это , конкретный язык , естественым отбором ( как ???????????? ) вдруг запечатлилось бы в последовательностях аденина , гуанина , тимина и цитозина в макромолекулах ДНК , то что бы произошло ?
Половец женился бы на славянке и передал бы деткам лишь ПОЛОВИНУ своих хромосом .
А его дети бы тоже женились на славянках ( или там муроме какой , литовках разных ) - у каждого внука было бы ( примерно , в среднем , а сколько у каждого конкретного внука - уже получается рулетка )лишь четверть его хроносом .
А у каждого правнука лишь восьмая часть .
Вот к примеру , у А.С.Пушкина примерно одна восьмая часть хромосом - негритянские , то есть из 46 хромосом скорее всего 6 , но вполне может 5 или даже 7 .Редко ( можно статистически вычислить вероятность при желании ) иное их число .
На самом деле реальная картина тут сложнее , так как негритянские и славянские хромосомы при размножении родителей и прародителей Александра Пушкина коньюгировали между собой , вступали в кроссинговер и обменивались самыми различными отдельными фрагментами .
И конкретика такого обмена непредсказуема .
Так вот , у Пушкина скорее всего было лишь 6 негритянских хромосом , да и те нецелостные , со славянскими и прочими европеоиднами спонтанными вкраплениями вместо африканских аллельных аналогов .
Мог ли через эти куски , фрагменты ДНК передаться Пушкину целостный африканский язык , связанная речь на нем ?
Нет , ЭТО АБСОЛЮТНО ИСКЛЮЧЕНО !!!
Такое с научной точки зрения совершенно невозможно - ни закрепиться конретный язык в генах не смог и не успел бы , ни потомкам комплексно передаваться .
Чего нет - того нет .
Всегда я по генетике получала лишь пятерки )))
Так что скорее всего произошло вот что .
В детстве на Камчатке ( или еще где ) мама Вашей знакомой слышала речь на ительменском или на корякском или там не нивхском .
Да хоть и на корейском или на бурятском .
Короче на языке народа , ее предками не бывшего и генов ей своих не передавшего .
Например , маленькой ей на время наняли няню-сиделку-ительменку .
Потом сиделка ушла и язык за неупотреблением постепенно забылся , тем более что и не изучался специально , а лишь стихийно прослушивался в ранние годы .
Когда же пожилая женщина приболела , из глубин памяти , из подсознания всплыли воспоминания и женщина заговорила не на языке своих предков .
Считаю , гены здесь совершенно не при чем . Это не генетическое наследование , а самая натуральная социальная преемственность .
А через гены это передоваться не может .
Алина Черникова 24.04.2014 13:00 Заявить о нарушении
По ушным нервам она передастся в Вам мозг и оставит свой след в клетках нейронов мозга ( и их синаптических соединениях , но не буду усложнять ) .
А из каких клеток Вы передали Ваши гены Вашему сыну Александру ?
Разве из клеток мозга ?
Нет , конечно же из клеток Ваших яиц , семенников ( одного из них , одной из сотен миллионов его клеток ) , не имеющих абсолютно никакого соотношений к восприятию и запечатлению речи и языка .
Вон , у алабаев уже 2000 лет , свыше 500 поколений уши и хвосты купируют ( отрезают ) . И ни фига - как рождались щенки с целыми ушами и хватами , так и великолепно рождаются и будут рождаться вовек , если , конечно , не ввести в них какой-нибудь трансген безухости и бесхвостости .
Алабаи ведь не из ушей и хвостов , а от клеток семенников ( яиц ) свое ДНК последующим поколениям передают .
А генам яиц отрезание хвостов и ушей до лампочки , по барабану !
Конкретный язык ( и особенности его произношения ) совершенно точно не наследуется .
Алина Черникова 24.04.2014 15:09 Заявить о нарушении