Самый страшный ужас советской пионерки

Господи, Благослови.
Мне очень непросто начать свой рассказ, но я попытаюсь.
Мою бабушку звали Елена. Но близкие всегда называли её иначе - Лёля. Она происходила из польской аристократической семьи, а у аристократов свои причуды.
Моя бабушка Лёля была верующим человеком. Каждый раз она читала на ночь молитву и просила прощения за грехи. Мы ночевали с ней в одной комнате. Мне было лет 10. И вот, однажды, я не выдержала и воскликнула:
- Какие грехи, бабушка, о чём ты?
Ведь в моём понимании "грехом" тогда, впрочем, как и сейчас, являлось нечто скверное и грязное. То, в чём можно вымазаться по уши, и стать чумазой. А бабушка всегда хранила себя в чистоте. Казалось, она просто не совместима с грехом. Она осталась вдовой в 28 лет, так как мой дед погиб на фронте. Бабушка сохранила ему верность до конца своих дней.
Хотя, бабушкин добрый и весёлый нрав всегда находил отклик в сердцах поклонников и ей неоднократно делали предложение, она так и не решилась ни с кем связать свою судьбу, и полностью посвятила себя воспитанию дочери - моей маме, тогда как старший её сын трагически погиб, будучи совсем молодым.
Подруги бабушки ей откровенно завидовали, ведь к ней сватались, а после войны с женихами было весьма напряжённо - свободных мужчин оставалось мало. Одна соперница даже, из ревности, как-то раз подсыпала ей могильной земли к порогу, но бабушка осталась невредима, Господь её спас.
Какие же грехи могли быть у моей бабули?
Каюсь, показалось мне тогда, в детстве, что бабушка блажит.
Она была такой доброй, кормила бродячих кошек и собак. Никого не обижала. Никогда не сплетничала.
- Разве могут быть у тебя грехи, ты такая хорошая! - не унималась я.
- День большой, всего и не упомнишь, чего натворишь, уж где-то да нагрешишь.
А грехи у всех «человеков» одинаковы. – исковеркав словечко, пошутила она со мной.
И точно, шутит, подумалось мне. Убивать и воровать –  грех. За это и закон наказывает.
А какие ещё грехи могут быть у человека? Так рассуждала я, будучи пионеркой. Забавно, но точно так же сейчас рассуждает мой муж, очень неглупый дяденька с высшим техническим образованием, почти сорока лет отроду.
Мне было 14 лет, когда бабушка нас покинула. Царство ей небесное. Вместе с её уходом исчезла крепкая молитвенная помощь. Ведь верующий молится, не только за себя, но и за свою семью.  О вере она со мной не говорила, ведь это было время  комсомольских вожаков и партийных достижений. Переживала за мой неокрепший пионерский ум. А зря.
Чего есть, тому не пропасть. И юный пионерский ум с удовольствием погрузился в изучение  таинственной книги, непохожей ни на одну, прочитанную ранее.
Что за книга? « Мастер и Маргарита». Интуиция подсказала мне, что это книга непростая.
Есть в ней явное и тайное, сокрытое между строк, доступное не всякому. Но, поглощённая удивительными событиями романа и чудесным булгаковским языком, я не придала этому должного значения.
Комсомольская пропаганда во всю твердила, что Бога нет. И на беду свою, Библейский сюжет в книге мне показался не интересен. И я его проигнорировала. А ведь именно этим попытался Булгаков уравновесить противоположный аспект своей книги.
И вскоре комсомольская пропаганда показалась мне детским лепетом. Во сне ко мне нагрянула «нехорошая команда». Это были обладатели известных атрибутов – рогов и копыт. Да-да! Они самые.
 И это был самый страшный ужас советской пионерки! Почему незваные гости явились ко мне, а не к соседу алкоголику? Ошиблись, что ли? Мне было страшно.
Если бы меня, активистку - отличницу исключили из пионеров, или дворовые хулиганы предложили  распить бутылку дешёвого портвейна в подвале, уверена – испугалась бы меньше.
 Я бы ещё поняла, если  во сне  мне явилась обаятельная  свита Воланда. А тут - эта неприглядная команда. Боялась ложиться спать. Чего хотели от меня ночные визитёры?  Пели хвалу моим способностям. Показывали Ад во всей красе с подтекстом - тем, кто с нами, там неплохо. Кстати,  именно такие картины Ада я  увидела несколько лет спустя в описании книг, на тот момент мне совершенно незнакомых. Ещё бы, в советское-то время.
А однажды ночные гости  особенно активизировались. Тогда, помнится, умерла соседка. При жизни, тем,  кто ей досаждал она оставляла под дверью «подарочки» - буханку хлеба, бутылку кефира. Отведает обидчик такого угощенья, и начинаются у него неприятности всякого рода. И вот, когда её не стало, «нехорошая команда» предложила мне работу! Мол, место освободилось. Занять желаете?
Ведьмой будете? Это было уже через чур.               
Но как спастись от своих визитёров? Стала я тогда мысленно  просить бабушку о помощи. Вскоре увидела её во сне.
 - Почитай молитву, посоветовала она.
- Чем может помочь молитва советскому человеку? Чушь!  – вертелось у меня в голове. Да   и не помню я той молитвы!
Но, к своему удивлению, я вспомнила молитву, которую читала бабушка. С её помощью от неприятной компании мне удалось постепенно отвязаться!
Зато вскоре мне стал сниться один и тот же странный сон. Будто, подхожу я к Церкви, а на пороге стоит, потупив взгляд, старуха в чёрном.  Лицо  рассмотреть было нельзя, оно скрывалось под большой чёрной накидкой. Стоит, нерешительно переминаясь с ноги на ногу. Будто, виновата в чём-то, хочет заговорить, да не может.
И каждый раз я пугалась этой старухи и опрометью бросалась прочь. Ещё бы, а вдруг, это смерть?  Долгих 15 лет мне снился этот сон. И даже в голову не приходило, что моя гостья сама нуждается в помощи. Перепуганная, я убегала прочь.
 - Поди, она подослала ко мне «нехорошую команду», от которой насилу отвязалась! - думала я и, отчасти, была права.
Но церковь, ту, что видела во сне,  в своём родном городе я не встречала!  Она была для меня незнакома…
Хотя, на тот момент, в городе Тамбове с населением примерно триста тысяч человек и площадью 92 квадратных километра, было более 10 храмов. И мне был хорошо известен их внешний вид.
Причём, некоторые храмы располагались не более, чем в двух-трёх километрах друг от друга. Практически, рядом с каждой транспортной остановкой в центре города, как говорят, в шаговой доступности. Конечно, не все они были открыты в то время.
Жаль, но в советские времена я не обладала очень важной информацией для меня: Тамбов – край крепких молитвенников. К нему имеют отношение такие великие подвижники веры, как преподобный Серафим Саровский. Это теперь г. Саров принадлежит Нижегородской области, а ранее относился к Тамбовской губернии, точно так же как и  Выши – теперь принадлежат Рязанской области, но ранее принадлежали Тамбовской губернии, именно в тот момент, когда Феофан Затворник подвизался в Вышенском монастыре…
Епископ Тамбовский Питирим, почивший в 17 веке, был канонизирован перед революцией. При жизни являлся устроителем монастырей и оказывал им особое попечительство.
Имеет отношение к Тамбовщине и знаменитый Архиепископ Лука. Святой, часто изображаемый со скальпелем. В годы великой Отечественной войны он трудился в тамбовском военном госпитале. Совершал уникальные операции, спасал многие жизни. Врач по призванию, он избрал для себя путь служения Господу, не оставив и клятвы Гиппократа. Перед операциями он, непременно, совершал богослужения.
Кафедральным храмом архиепископа Луки стала открытая за полгода до его приезда в Тамбов городская Покровская церковь. Заслуги его велики. Он был награждён правом ношения на клобуке бриллиантового креста, а позже - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Так же ему была присуждена Сталинская премия за заслуги перед Отечеством.
Жаль, но эта информация появилась у меня намного позже. Уже тогда, когда я перебралась в Подмосковье.
Тогда же я, совершенно случайно, обнаружила неподалёку от нового места жительства ту самую церковь из моего сна, на пороге которой и являлась мне старуха в чёрном. Сердце гулко и тревожно забилось.
Ночью снова мне приснился тот же сон. Но в этот раз ноги мои, казалось, приросли к земле. Я не смогла убежать!
-Кто ты? – спросила я, поёживаясь, свою ночную гостью, мне было страшно!
- Варвара, - ответила она глухо.
Сильно колотилось сердце. Я проснулась.
Вскоре, общаясь с мамой по телефону, я спросила, была ли у нас родственница с таким именем. Мама,  сказала, что так звали мою прабабку, свекровь моей любимой бабушки Лёли и добавила:
- Не любила я её. Была она целительницей, а потом приворотами увлеклась. Деньги они давали немалые.  А перед смертью и, вовсе, меня напугала. Завязала узелок, и зовёт меня – «дар» передать. А я к ней и пошла, как под гипнозом. Но будто, оттолкнул кто. Я упала и закричала…
Как я могла забыть эту историю? Наверно, считала её раньше за сказку, семейную легенду. А мама продолжала рассказывать, как моя любимая бабушка прибежала на крик и увела её. А прабабка долго помереть со своим узелком не могла. Казалось маме, будто крыша ходуном ходит от её воя и продолжалось это три дня.
- Я её никогда не поминаю в церкви! – с обидой сказала мама.
Вот оно что! Теперь всё встало на свои места. Я решила посетить ту самую церковь, из сна. Зашла, купила свечи. Народа в церкви не было. А дальше – ноги сами меня повели.
И вот я стою у иконы Николая Угодника…
- Подождите, не ставьте свечу! – вихрем подскочила ко мне  работница церкви,- здесь ставят за упокой. У нас перестановка в связи с ремонтом - здесь  канон для усопших!
- Значит, я пришла по адресу, - улыбнулась я, ставя свечу.
- Покойся с миром, раба Варвара… Прощаю тебя и ты прости.
 Не преминула я и записочку поминальную за неё подать, как полагается. Не забыла и про свою бабулю.
И только намного позже я узнала из книги, что поступила совершенно верно: если в роду были такие горе-целители, за них обязательно надо поставить свечу Николаю Угоднику и попросить замолвить за них словечко перед Спасителем, тяжко им Там. И самому простить. За что?               
Безусловно, покинув грешную землю, они оставляют
своим потомкам «подарочки».  Дело в том,  что такие целители получили при жизни многое незаконно – деньги, власть над людьми, полную свободу в действиях и т.д. Всё  перечисленное в той или иной степени отсутствует в жизни их потомков. Проверено на опыте…
Ночью, после  посещения церкви, мне приснилась моя бабуля. Она улыбалась. Прабабку я больше во сне не видела.
Теперь, спустя время, в той церкви, из моего сна, у канона усопшим висит икона Спасителя, как и полагается. Будто и не было никогда иконы  Николая Угодника прежде на том же самом месте. И ничего этого не было. Или было?
Кстати, ранее на месте той церкви, где первый раз я поминала прабабку Варвару /  г. Кучино, Храм Новомученников Российских /, ранее, в 17 веке стоял храм Николы Чудотворца, да к несчастью, погорел в своё время…
О чудесной помощи святой молитвы я вспоминаю и по сей день. Это была молитва «Отче Наш». Не забывайте молиться! И за себя и за ушедших близких. В церкви и дома. Ведь именно так мы протаптываем маленькими шажками дорогу к Богу.


Рецензии
Наташа, рассказ твой очень интересен. Интересен твоими снами-видениями, твоим рассказом о Варваре. Мне кажется, ты испугалась прочтения "Мастера и Маргариты". Когда я этот роман читала в первый раз, то была постарше тебя и воспринимала написанное абсолютной фантазией. Моя ошибка была в том, что я считала,- эти фантазии писателя были от здорового ума, но Булгаков в это время уже крепко сидел на морфии, который употреблял от боли. Его любимым писателем был Гоголь, который тоже был увлечён мистикой и видениями.
Я желаю тебе спокойного восприятия событий из жизни и снов. А Булгакову - царствия небесного и покоя. Мистика существует, я не спорю. Религия - это тоже в какой-то степени эзотерика, но правильная, добрая. Живи, дорогая, и радуйся жизни со светлой душой. Обнимаю.

Тамара Сижук   27.09.2021 12:01     Заявить о нарушении
Тамарочка, благодарю тебя. Представляешь, когда читала, было не страшно.
как-то я разыскала эту книгу вновь. И хотела ее перечитать после 30 годков, но...
В ту же ночь...
Ба, знакомые все лица...
и читать повторно я не стала.
Кстати, Гоголь был очень верующим человеком.
Но его живописание известных персонажей
Лет в 12 читала - вызвало у меня противоположное мнение.
Все просто - о ком напишешь, тот придет в твою жизнь.
Или уже пришел.
Это как сядешь завтракать - о ком подумаешь, тех и пригласишь.
Или тв включишь - и вот они все с тобой трапезничают - так сказал священник на проповеди.
просто иногда читаешь что -либо и создается эффект присутствия.
Тогда говорят - вот какой талантливый писатель.
а я бы сказала - вот какой талантливый читатель...
Где соприкосновение с невидимым миром - там всегда мистика.
Будем осторожны...


Ната Гранковская   27.09.2021 16:46   Заявить о нарушении
Согласна, Наташа, мы притягиваем то, о чём пишем, что представляем, но, мне кажется, когда комментируем или рассуждаем, - то сказывается по-другому.
У меня есть версэ "Рукописи не горят". Скоро опубликую. Я специально его написала под другим углом.

Тамара Сижук   28.09.2021 15:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.