Долг чести

Максим после окончания школы уехал учиться в большой город, далеко от родины. Там у него жили родственники. На каникулы он приезжал в свой родной город к маме. Туда на каникулы съезжались его школьные и дворовые друзья. Каникулы он проводил весело: река, кино, любимая игра - преферанс, вечерами танцы. Каждое лето он влюблялся в новую девушку.
 Был у него хороший друг, но он только один раз приехал на каникулы, потом женился и больше не приезжал. У друга был младший, на четыре года, брат Ефим, и сестра Наталия, в семье её звали коротко – Тала, которая была младше Фимы на пять лет. Все они были красивые, смуглые, с черными волосами и глазами. Фима прибился к компании друзей старшего брата, хотя был значительно младше их. Особенно он привязался к Максиму. Тот часто бывал у них дома, кода старший брат ещё  не уехал. Они играли в беседке в преферанс, а Тала носила им туда чай. Ей очень  нравилось это занятие. Она была младше Максима на девять лет и называла его дядя Максим. Однажды он ей сказал:
- Какой я тебе дядя? Ты уже почти взрослая девушка, а я парень в самом соку.
Она смутилась, молча ушла, и вообще. перестала его как-либо называть.

Описываемый случай произошёл, когда Максим закончил учёбу, устроился на работу и приехал на родину летом уже в отпуск.

Следует отметить, что река его детства и юности была могучая, коварная с сильным течением. Каждую весну после половодья она меняла очертание песчаного пляжа и глубину воды возле него. В том году за пляжем образовалось мелководье глубиной воды чуть выше щиколотки и шириной метров тридцать, за которым сразу начиналась глубина, опасная для тех, кто плохо плавал. Максиму такое положение очень нравилось, пока дойдёшь по мелководью до глубины, остынешь от жаркого пляжа. Максим с тремя ребятами расписывали пульку в преферанс в тени «грибка», за игрой следил Фима, который уже учился в институте и приехал на каникулы, сестра его Тала загорала неподалёку и читала книгу. Когда игра закончилась, ребята решили сыграть ещё, а Максим пошёл купаться. Он шёл по приятному, после раскалённого песка пляжа, мелководью, детишки брызгались водой, кто-то играл в волейбол в кружок, по воде ходили влюблённые парочки. Дойдя до края, Максим сел в воду, опустив ноги в начинающуюся глубину. Ему было приятно так сидеть, и он не спешил плавать на глубине. Он смотрел на купающихся, знакомые  махали ему рукой, приглашая поплавать. И тут он увидел, как буквально в трёх – пяти метрах от него, молча, тонет девушка, и никто на неё не обращает внимания. Это была Тала, она не умела плавать, видно, сильное течение снесло её на глубину. Не раздумывая, Максим бросился в воду, поднырнул под девушку, и начал толкать её к мелководью, благо, оно было рядом. С нескольких попыток вытолкал её на мель. Она сидела бледная, испуганная, приходила в себя, Максим рядом с ней. Она только сказала, что уронила солнцезащитные очки. Максим нырнул за ними, но видно их быстро занесло песком. Когда щеки Талы порозовели, Максим заговорил с ней:
- Не послушала дядю Максима, а я ведь тебе говорил, что бы  ни лезла в воду, раз не умеешь плавать, да еще одна. Где твои школьные подружки? Почему ты не с ними?
- У них есть мальчики, а у меня никого нет, мне с ними не интересно.
- С мальчиками, что ли?
- И с мальчиками тоже.
- Почему же?
- Не скажу. Но я была не одна, а с тобой. Когда увидела, что ты пошёл купаться и я за тобой, это придало мне смелость
- Ну, это твое дело. Почему же я тебя не сразу увидел? Ничего не пойму.
- Потом поймёшь. Максим, я тебе очень благодарна за спасение, перед тобой в долгу на всю жизнь.
- Глупая девчонка. Во-первых, спасибо, что, я для тебя уже не дядя, а просто Максим, видно, взрослеешь. Во-вторых, я ничего героического не сделал, просто оказался вовремя рядом с тобой. Мне интересно знать, чем ты будешь отдавать мне долг?
- Пока не знаю, ещё не думала.
- Послушай, Наталия, ты меня заболтала. Выбрось всё из головы. Сейчас мы вернёмся к ребятам, сделай вид, что ничего не было и никому об этом не говори, и я буду молчать. Поставим на этом точку. В следующий раз купаться будешь с нами, или со мной, или с Фимой.
И тут Максим глянул на неё, она стояла перед ним, молча, опустив глаза. Ему даже стало жалко её, столько пережила, а он, вместо успокоения, читает нотации. Он мог спокойно рассмотреть её. Его вдруг поразила мысль, что она уже не девочка, а очень юная девушка, ещё не совсем оформившаяся, но уже очень красивая. Шикарные чёрные, как смоль, волосы, смуглое лицо с лёгким румянцем, возможно от пережитых волнений, чёрные длинные ресницы, скрывающие чёрные глаза, тонкий носик, но вот упрямые губки выдавали в ней девочку. Максим прогнал не совсем, как ему показалось, приличные мысли, но глаз оторвать от неё не мог. Они вернулись в компанию ребят, никто ничего не заметил. Максим сел за карты, а Тала легла животом на песок и закрыла глаза.

В следующий раз Максим приехал на родину через два года, всего на неделю. Он успел жениться, жена его была беременна и скоро должна была родить. Ехать с ним не решилась, Максиму же надо было проведать мать. Друг Фима не приехал, он окончил институт,  и уехал на работу по назначению. А вот Тала окончила школу и поступила в институт. Решила остаток августа перед учёбой провести дома. Максим встретил её на пляже. Она очень обрадовалась встрече с ним, но не сказала ему об этом, он сам понял по её поведению, по весёлой болтовне, по лучистым чёрным глазам. Перед Максимом стояла сложившаяся красивая девушка, примерно его роста. Всё в ней было прекрасно, соблазнительно. Максим поймал себя на мысли, что она ему желанна. Ему хотелось запустить руку  в её чёрные густые волосы и притянуть её правильные губы к своим,  шептать на это маленькое, ювелирной работы, ушко слова любви.

Наталия взяла под руку Максима и повела его вдоль берега подальше от шумного, как базар пляжа. Всю дорогу она щебетала, была возбуждена. Максим её такой не знал. Она рассказала ему, что окончила школу с золотой медалью и поступила в институт без экзаменов, было лишь собеседование. Они далеко ушли от пляжа, остались наедине с чудесной природой. Потом она призналась, что полюбила его, будучи ещё девочкой. Она специально носила им чай в беседку, когда они играли в карты, что бы лишний раз посмотреть на него, а он ничего не замечал. В старших классах мальчики пытались дружить с ней, но она им отказывала, могли ли они - дети, быть достойны любви её к взрослому Максиму. Они остановились, Тала, глядя в глаза Максима, сказала, что любит его сейчас ещё больше. Его чёрные, как и её, волосы с ранней проседью, сводят её с ума. Она прижалась к нему, нежно поцеловала и сказала:
- Я готова сейчас отдать тебе долг, за спасение утопающей, но ты такой холодный, ты не любишь меня? Я для тебя всё ещё девочка?
- Наталия, тебя не возможно не любить, ты прекрасна во всех отношениях. По возрасту ты еще не совершеннолетняя, а я старше тебя на девять лет, это чревато по закону, но дело даже не в этом. Что касается твоего долга, то за давностью лет я тебя амнистирую, от медали за спасение утопающих глупых девочек я бы не отказался. А если серьёзно, ты так хороша, что вряд ли найдётся мужчина, который  смог бы отказаться от тебя. Что касается меня, то лучше бы я не приехал в этом году сюда. Я нахожусь в другом положении. У меня уже есть любимая женщина – моя жена, она такая же красивая, как и ты, но у неё  есть преимущество перед тобой  -  она носит под сердцем моего ребёнка, и абсолютно уверена, что я её не предам, иначе я не стоял бы сейчас перед тобой. Допустим, мы с тобой сейчас согрешим, получим неземное удовольствие, кстати, для меня секс не самоцель, а что дальше? Я предам жену и моего ребёнка, и всю жизнь буду мучиться этим предательством, тем более что от добра - добра не ищут, а бросить жену я не собираюсь, да и как я смогу смотреть в глаза моим друзьям – твоим братьям. Через несколько дней я уеду и не знаю, когда ещё попаду сюда. Что же будешь делать ты? Любить меня заочно? Зачем же я буду ломать твою молодую жизнь? У тебя всё впереди. Я уверен, что в институте встретишь достойного парня, твоего возраста, полюбишь его и забудешь своё детское увлечение. Поверь, несмотря на то, что я тебе сейчас наговорил, буду любить тебя, как прекрасную, красивую женщину, сестру моих друзей, даже если судьба больше не сведёт нас вместе. Так что давай не делать глупостей.
- Без тебя моя жизнь теряет смысл. Пусть это будет эгоизмом с моей стороны, но признаюсь, что в таком случае мне плевать на мнение моих братьев, всех окружающих, твою жену, откуда она взялась на моём пути. Я столько лет тебя любила тайно, боялась признаться в этом самой себе, никогда не произносила это слово. И что же я слышу сегодня, в наш единственный день встречи наедине? Мои надежды рухнули. Я люблю тебя, и больше мне ничего не остаётся, как ты говоришь - любить тебя заочно.

Наталия заплакала, положив голову на плечо Максима. Он не знал, что делать, боялся обнять её и успокоить, это могло бы вызвать взрыв её чувств. Он только положил руку на её голову и нежно прижал к себе. Так они стояли, оба погруженные в свои горькие мысли, пока Наташа не успокоилась. Она подняла свои заплаканные глаза на Максима, задержала взгляд на его лице, как бы стараясь запомнить, сказала: «Прощай, любимый» и быстро пошла в сторону пляжа. Максим догнал её, взял за руку, обошёл с ней пляж, сбегал за своей и её одеждой. Они, молча, дошли до её дома. В подъезде  крепко обнял её расслабленную, безразличную  ко всему окружающему, поцеловал её чёрные волосы, сказал: «Прощай, девочка моя». И решительно вышел из подъезда.

На следующий день он досрочно уехал домой. Всю дорого, сначала в поезде до областного центра, затем в самолёте, еле сдерживал слёзы, желваки на его скулах двигались ходуном, всё время думал о Наташе, как нехорошо они расстались. Он во всём случившемся винил себя. Представил, какой тернистый путь ей предстоит пройти, что бы забыть его. Хорошо, если на этом пути, в самом начале, она встретит хорошего парня, с которым она забудет его.

Дома он не находил себе места, жена это заметила и спросила его:
- Что-то с тобой случилось на твоей родине?
Максим, что бы облегчить своё состояние, рассказал ей всю правду. Затем встал на колени перед ней и попросил прощения за крамольные мысли о девушке. Жена прижала его голову к сильно округлившемуся животу, поцеловала его в макушку, как «блудного сына» и сказала:
- Слышишь, как шевелится наш малыш? Мы с ним благодарим тебя, любимый, за то, что не потерял голову, хотя тебе было очень тяжело, и не предал нас!

Несколько лет Максим не ездил в отпуск к маме, она приезжала к нему на зиму.  Когда приехал с женой и маленькой дочкой, то первым делом пошёл на пляж. Там он встретил Фиму, отпуск его заканчивался. На вопрос приехала ли Тала, ответил, что она с тех пор больше не приезжала сюда. Первые каникулы она провела в студенческом лагере на юге. На втором курсе ей исполнилось восемнадцать лет, и она сразу выскочила замуж, потом родила. Сейчас у неё маленький ребёнок, она с ним сидит дома и никуда не хочет ехать.

С одной стороны Максим был доволен, что всё стало на свои  места, но его смущало, что Наталия так поспешно вышла замуж, он не был уверен, что она это сделала по любви, а из-за желания поскорей завести семью, в ней ей легче будет забыть его. С другой стороны ему стало грустно – всё хорошее, что их связывало, останется только в его памяти на всю жизнь.


Рецензии
Первая юношеская любовь.
Максим показал себя очень красивым, благородным и порядочным человеком.
И подвиг совершил - спас Наталью, когда та молча тонула практически на глазах у всех.
И, конечно, он не мог ответить на её чувства. Но так бережно и с таким пониманием отнёсся к её признанию.
У него была своя жизнь, семья, своя любовь, жена, ещё неродившийся ребёнок. И как человек чести он берёг свой мир, должен был это делать.
И жене рассказал, а та всё поняла.
Наверное, Наталья осознала это и судьбу свою сумела устроить.
Непростая история.

Очень хорошо написано, Михаил!

Всего Вам самого доброго!

Светлана Данилина   25.03.2021 11:48     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.