Юран-Музыкант или Портрет-Автопортрет

мне приснился мой дядя.
мой татарский джазовый пианист дядя – Юран Исмаевич Шамсутдинов.
на самом-то деле – он уже умер, пару лет назад как, и никогда мне даже и не снился до этого. да и после -  тоже.
да и вообще - мне редко снятся сны – сплю я обычно как убитая –из пушки не разбудишь, не то что уж снами, а тут...

мне приснился мой дядя.
в жизни он был очень классный и очень своеобразный: надёжный, словно скала, чёткий, точный, достаточный такой. самодостаточно занудный, и в этой своей занудности настолько хороший, родной и предсказуемы, что аж сердце заходилось. по доброму так предсказуемый, и в этой предсказуемости своей – опора и цемент всей семьи. умный – и по жизни, и по родне, и так - финансово. дальновидный, расчётливый, иногда - жадноватый.
вещам  и технике, прежде чем начать их использовать или носить, он обычно давал отлежаться год-другой. размер одежды и вес - не менялись десятилетиями. а салат Оливье и торт Графские Развалины всегда делал сам, создавая каждый раз очередное произведение искусства. да так оно и было - искусство, неповторимое никем, и всё всегда таяло во рту и съедалось мгновенно.
и ещё – он нас всех очень любил, в независимости ни от чего.

дядя был трезвенником, и капли в рот не брал.
но это было уже во взросло-консервативной его жизни, поэтому и все джазовые импровизации его были выверенные, чёткие, отработанные и суховатые слегка –  не хватало в них крема вдохновения. А до того, в жизни юношеско-балбеснической,  был он запойным алкашом и одним из самых полётных джазистов-пианистов Казани. Его друг и саратник по винилу, бобинам и по заложить, коллекционер и ещё один любитель джаза, Коля Носов, познакомился с Юраном вечером тёплого летнего дня, прогуливаясь после своей обыденно-скучной работы в магазине музыкальных товаров. и вот, в этой своей прогулке, занятый поиском очередных винило-сокровищ, Коля внезапно застыл на месте, услышав одну из самых крутейших импровизаций «Каравана» в своей жизни.
«Караван» – один из самых известных джазовых стандартов – вот такой: пааааа, па-па-пА-па-па-па-па-пааааа, па-па-па-па-па-па-па-паааааа, па-па-па-па-па-па-па-паааааа, ну и так далее. и сразу видишь перед своим мысленным взором пустыню, палящее и уже слегка клонящееся к заходу солнце и верблюдов- этих кораблей пустыни, медленно идущих друг за другом куда-то.
так вот – Коля замер на месте, а потом пошёл на звук - искать, кто же это так чудесит. и нашёл. друга на всю жизнь нашёл, ибо  чудесил радостный и  слегка поддатый и пританцовывающий Юран, свободно и текуче выдавающий трогающий душу всех вокруг Джаз.

но это всё было в далёком прошлом, а сейчас...
сейчас мне приснился Юран – художник и поэт (которыми он никогда не был, по крайней мере, я его таким никогда не знала). во сне я оказалась в его мастерской (которой у него тоже никогда не было), а там в самом центре стоял бильярдный стол зелёного сукна и киями и с мелом белым (стола такого у Юрана никогда не было. надо ли говорить, что и в биьярд он тоже никогда не играл.
потом во сне мне в руки попали два блокнота - это были блокноты с его стихами и картинами. картины - чудесные и наивные - в стиле глубокого детского примитивизма (как у Алика Шайморданова или Нико Пиросмани, или Марка Шагала),  а стихи – стихи свободные и полётные, как будто он всю свою жизнь вот так вот писал и летал. да и сейчас – летит и пишет...

но сон уже заканчивался... утро было, весь мир просыпаться и шевелиться вокруг начинал...
последнее, что я увидела, был рисунок Юрана, под названием «Юран делает ремонт»: 
там он - в этой самой своей очень заставленной и очень трогательно прибранной мастерской - полулёжа на рабочем столе, старательно рисует что-то в этой самой тетрадке. получается - рисует сам себя. на нём кипа, зелёно-белая в клеточку рубашка с коротким рукавом, заправленная в длинные узковатые тёмные шорты. поверх рубашки- жилетка. а сам Юран - в пейсах, очках,очень так по еврейски горбоносый и сосредоточенно-счастливый.
вот такой его Портрет-Автопортрет. во сне.

проснулась я со слезами. слезами счастья. у Юрана всё хорошо. он  лёгок... и свободен....


ю
22.04.2014


Рецензии