Губернатор. Несостоявшаяся встреча

Сразу после Алтая переехали в Адыгею и там на деньги, оставшиеся от продажи вылеченных и откормленных алтайских животных купили баранов и высокоудойных молочных коз.
Когда ещё жили в Томской области я очень страдала от суставного ревматизма. Дошла до такого состояния, что одеваться самостоятельно не могла. Врачи лечили антибиотиками и витаминами. Потом осмотрели плечи и сказали, что началась деформация суставов. К тому времени сердце уже не выдерживало пересыщение медикаментами и постоянно болело. Я тогда полностью отказалась от лекарств. Просила мужа каждый день хорошо топить баню и хлестать меня пихтовым веником. Сначала было очень больно, даже когда прикосновения были слабыми.
Через неделю стало полегче. Ещё через полгода боли прошли, температура нормализовалась, но плечевые суставы несколько лет были ограничены в движении.
Тот год в Адыгее был сказочно богат на фрукты, поэтому сельскому населению разрешали собирать для себя вкуснейшие яблоки, виноград, груши и сливу из больших садов, раньше принадлежавших колхозам(некоторые из которых заброшены, и уже одичавшие)остальные частные. Так же собирали на сдачу дичку из леса. Я с семьёй мешками за 6-8 километров носили эти чудесные фрукты. Основное питание фрукты и козий творог, козы в то время так же лакомились сладкими жёлтыми, красными яблочками и виноградом. Труд физический, на свежем воздухе, сады располагались в красивейших горах. Пот каждый день катил градом. Однажды во время поцелуев муж сказал, что у моих плечей необычайно резкий запах, горько - кислый вкус и тогда я осознала, что суставы начали двигаться - работать! Потом всё лучше и лучше, и за несколько месяцев подвижность достигла 90%.
Глубокой осенью нас взял на работу за крышу над головой и еду "ласковый" хозяин, который обещал золотые горы и большие перспективы. За несколько месяцев работы и жизни поняли, что хозяин, непьющих и трудолюбивых работников с маленькими детьми ни куда отпускать не собирается и никаких перспектив кроме хозяйских не планируется. Написала письмо дальнему родственнику, проживающему в Астраханской области. Престарелый и больной человек, бывший судья, написал приглашение на работу с проживанием. Хозяин письмо получил и больше не стал удерживать у себя, по низким ценам скупил наших коз и баранов, и купил билет на поезд. Выделил грузовик, что бы вывезти бывших работников в Майкоп к поезду.
Но к сожалению, родственник не сумел помочь трудоустроится с жильём, а вскоре заболел и умер.
Обошли с мужем пешком, днём и ночью, под вой волков, шакалов и жуткое мяуканье камышовых котов, половину Икрянинского района, безуспешно искали работу с жильём.
Когда деньги закончились поехала к губернатору. Было уже начало января. Надеялась, что он предложит хоть какую то работу и поможет с жильём, но меня сразу пригласили к его специалистам - юристам, экономистам, психологам, которые долго и вежливо выслушивали а потом однозначно сказали:
- Даже не расчитывайте на помощь губернатора, вам нет смысла записываться к нему на приём. Единственный путь - это идти вместе с мужем в пастухи, мы дадим несколько адресов хозяев у которых большие стада на дальних точках и им требуются работники за крышу над головой и питание. Ваших детей привезёте в детский дом и напишете заявление, что в течении двух лет заберёте в семью, но учтите, что детей ещё назад никто не забирал.

Губернатор был моей последней надеждой, сидя на лавочке в городском парке я рыдала и причитала в голос. Ко мне подошла цыганка и сказала, что семья и дети - это святое и разлучать семью никак нельзя, за неё нужно бороться. Посоветовала побираться, просить милостину вместе с детьми. Для этого нужно ехать в большой город и лучше всего в Москву, но деньги заканчивались и о дальнейших переездах не могло быть и речи.

Вернувшись в районное село на автостанцию, и в полном отчаянии, продолжала спрашивать у людей, возможно ли такой большой и многодетной семье без работы, без денег, без жилья выжить в этих местах, что бы не отдавать детей в детский дом и не разрушать семью. Люди сочувственно кивали головами и только молодая калмычка сказала, что в 20 минутах езды есть рыбацкое село, где круглый год можно прокормиться рыбой (это было 8 лет назад, сейчас рыбы стало мало, зимой даже на уху не поймаешь) и добавила, что там же есть землянки - камышовки, в которых можно проживать за символическую плату. Благодаря совету, в тот же день переехали в село. Сельчане разных национальностей приняли радушно, несли кто что мог, что бы первое время прокормить детей и не умереть с голода. Предупредили, что люди все разные, потому что официальных заработков нет, каждый выживает как может, в основном судимые многократно за браконьерство. Лёгкой жизни в этом селе нет и быть не может. Отношения сложные как со стороны властей, так как у этого села перспектив нет и вкладывать в него деньги не выгодно. Так же со стороны людей, потому что нет надежды и перспективы на будущее.

Когда в своём огородике вечером посеяла семена, купленные на последние копейки и посадила рассаду а к утру все было съедено медведкой, меня опять охватило отчаяние. У нас не было опыта проживания в засушливом и жарком климате и не знакомы с местными пожирателями семян и рассады. Благодаря соседке чеченке, которая подробно объяснила основные способы борьбы с огородными вредителями и методами специфичного полива и убедила действовать не смотря не на что и не опускать руки, набираясь собственного опыта. В первый же год я собрала богатый урожай, который целый год кормил всю мою семью.


Рецензии