Борис Акунин История - это не прошлое?

НАЗВАНИЕ ПОЛОСЫ – ЧИТАЙ-ГОРОД

Рубрика – Наш эксклюзив, сентябрь 2014 г. Опубликовано в газете "Платановая аллея"

Борис Акунин: "Мы ведь не думаем, что история - это прошлое?"

Авторская площадка

В поле наших интересов вошли наиболее яркие встречи с известными авторами, на счету которых – множество увлекательных книг, чёткая гражданская и писательская позиция, совсем непризрачная надежда войти в историю. Писатели такого рода имеют главное: с одной стороны - неподдельный интерес к читательскому мнению, а в ответ получают – всероссийскую славу и безоговорочное признание.


Известный писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) очаровывает с первых секунд общения. Чем же, спросите Вы? Своей искренней интеллигентностью, эрудированностью, писательской тонкостью и деликатностью, образцовым джентльменским поведением. Совсем не зря он написал в своей новой книге «Настоящая принцесса и другие сюжеты» о своём писательском кредо так: «Художественную и документальную прозу мы читаем с разной степенью эмоциональной защиты. В общем, автору с публикой надо вести себя, как с порядочной девушкой: голову морочь, но не предавай; чувства волнуй, но сердце не разбивай. А не собираешься жениться – не обещай!» Вот это трогательное, щадящее, мужское отношение к читателю, как к доверчивой барышне, чувствуется во всех текстах Бориса Акунина. И, наверное, это правильное отношение!

Новая книга Бориса Акунина, которую он представил на авторской площадке ММКВЯ, издана в 2013 году издательством «АСТ», в рамках серии «Любовь к истории», в очень неожиданном формате. Это выплеснутый на страницы книги интернет-пост с комментариями, красивыми редкими рисунками и фотографиями, микро-соцопросами самих читателей, рассуждениями и краткими интервью, с интересными и неожиданными историями со всего света и различных пластов истории. Пожалуй, такого рода книгу многие из нас увидят впервые. И есть чему тут удивляться! Например, на вопрос Акунина, «Самое красивое в человеке – это…» большинство респондентов из приличной выборки в 3775 человек выбрали – «Порядочность и благородство!»

Вот лишь некоторые рассуждения автора, которыми он поделился со своими читателями на авторской площадке:

О творческих планах:

Я вам сейчас коротко расскажу, как это называлось во времена моего детства «о творческих планах писателя». Что для меня сейчас в моей работе самое существенное? Самое существенное – это большой проект, к которому я сейчас приступил, который сейчас запускаю. Он называется «История Российского государства». Мне очень давно хотелось этим заняться, и вот, наконец, созрел. В истории уже был пример того, как автор-беллетрист смог заинтересовать историей Отечества большое количество людей – это пример Карамзина. Моя задача – заинтересовать историей людей, которые её плохо знают. Что касается лично меня, что, не смотря на мое историческое образование, я не могу сказать, что я полностью знаю историю. В этом смысле профессиональная история – плохочитаемая. Я не специалист, я дилетант, который рассказывает историю дилетантам. Мне хочется, чтобы она была занимательной, но при этом, истинной.

Как сделать историю увлекательной?

У меня был очень хороший «подопытный кролик» - это моя жена, которая вообще не интересуется историей. Я напечатал кусок – дал ей почитать – не интересно. Вставил туда сюжет – и стало интереснее. Я понял, что надо делать два параллельных потока – первый – полностью исторический, второй – исторические повести с элементами беллетристики. Это будет большая сага о стране. Таких повестей в общей сложности будет 20-30. Первый том будет исторический. Он охватывает период с истоков российской истории – до Петровского времени. Я считаю, что именно с этого периода Россия поменяла свой изначальный курс. Государство стало опираться на силовиков. Вспомним, как был построен Санкт-Петербург – на человеческих костях. До этого такого не было, или было не так жёстко.

«Исторический книгосериал»

Я представляю этот проект многосоставным и «долгоиграющим». К каждому тому будет выходить Библиотека истории Российского государства, где я буду составителем литературы и других авторов. Идея в том, чтобы через беллетристику заинтересовать людей серьёзной историей, как наукой. Вот будет первый том, посвящённый Древней Руси, выйдет историческая повесть про это, будут сопровождающие книги, которые дадут ещё более полную картину того времени. История – очень щедрая на темы вещь.

Я решил, что весь подготовительный процесс буду делать сам, это касается даже иллюстративного материала, а это очень большой процесс. Издательство хочу подключить в самый последний момент. У меня было много предложений от разных издательств, я решил, что я буду работать с издательством, которое я хорошо знаю, это издательство «АСТРЕЛЬ».

Цели и задачи будущей книги

Я хотел бы прямо на обложке книги написать предисловие от автора, примерно в таком духе: «Прежде чем Вы решите, нужна Вам эта книга или не нужна, я хочу предупредить Вас о её особенностях. Первое – я пишу для людей, плохо знающих российскую историю, но которые хотят в ней разобраться. Второе - я сам хочу разобраться, как и почему Россия получилась именно такой. Третье – меня интересуют и вопросы страны как таковой, и вопросы государства, взаимоотношения народа и власти».

Мне самому придётся сначала прочитать десятки тысяч чужих страниц, чтобы написать несколько своих. Я не выстраиваю никакой концепции. У меня есть вопросы – и я ищу на них ответы.

А как же Фандорин?

В перерывах я намереваюсь продолжить писать о своём герое Эрасте Фандорине. Я как писатель сам начинаю по нему скучать.

Пульс настоящего времени

Надо сказать, что мне надоело то утверждение, которое слышится со всех сторон, особенно в интернете: «Россия для грустных!». Если вглядеться в наше общество, посмотреть в глаза людям, это выглядит именно так – вокруг грустные, несчастные лица. Я считаю, что каждый должен понять свою ценность для России и делать своё дело, на своё благо, и благо Родины.

Кто такой «продвинутый человек»?

Когда я говорю «продвинутый», я имею в виду людей, круг интересов которых шире собственной кухни. Именно от таких людей зависит жизнь общества, страны. Это люди, которые стремятся обо всём составить собственное суждение, думать своей головой, как-то влиять на историю. Политические убеждения при этом могут быть разными. В одном из моих романов, один персонаж вводит термин «активная фракция» общества. Я не хочу сказать, что «непродвинутые» хуже «продвинутых». Просто они заранее согласны с консолидированным мнением «активной фракции» - куда она поведёт, туда и пойдут. Им всё равно. В периоды общественного возбуждения ряды «продвинутых» бурно разрастаются. Начало этого процесса мы с вами как раз сейчас наблюдаем.

Марина ЕРЕМИНА, член Союза журналистов России


Рецензии