Сказка о первом шаге

Маленькая принцесса опять упала и заплакала. Старая нянька склонилась над своей любимицей.
- Болит? - участливо осведомилась она.
- Очень, - размазывая слезы маленьким кулачком, ответила принцесса.
- Оп-па, - нянька поставила девочку на ноги, - пойдемте, ваше высочество.
- Не могу, - девочка надула губки, - у меня нога болит. Смотри, будет синяк.
- Ай, беда, не досмотрела я, старая, - старуха всплеснула руками. - Давайте тогда сядем на травку и я расскажу вам сказку.
- Расскажи, бабушка.
Принцесса послушно села на траву, густо зеленевшую под деревьями королевского сада, и с интересом посмотрела на старую няньку.
- Ну, слушай, - начала та, свой рассказ, - Когда-то, когда я была совсем маленькой, а твоего папы и на свете не было, правил твой прадед, мудрый и могущественный король. Правил он хорошо и все были счастливы. Кроме него. Он был столь умен, что разум не давал ему покоя. Он прочитал труды всех ученых королевства, разгадал загадки всех своих подданных, сам написал немало книг, но его начинала съедать хандра. Придворные лекари пытались спасти его, но все усилия были напрасны. Король угасал.
И когда надежды почти не было, явился во дворец странник. Он сказал: "Великий король, я знаю твою тайную печаль и знаю средство от неё, но у меня есть одно условие. Я задам тебе шесть загадок, и если ты их отгадаешь, то я расскажу тебе, как вылечиться от хандры. Не отгадаешь: я буду править вместо тебя".
Король задумался и попросил день, чтобы принять решение. Странник не возражал. Король созвал своих советников, и они вместе решили, что грош им цена, если загадки проходимца останутся неразгаданными. Король согласился.
Странник сказал: "Вот мои загадки: что крепче всего, что быстрее всего, что приятней всего, что страшнее всего, что сильнее всего, что тяжелее всего?"
Весь следующий день король и его советники провели в думах и ещё один, и ещё. Они полагали, что сразу стоит дать верные ответы.
На исходе третьего дня король послал за странником. "Слушай меня, странник. Мы три дня размышляли над твоими загадками. Вот наши ответы: быстрее всего мысль, приятнее всего покой, тверже всего сердце, страшнее всего смерть, тяжелее всего грех, сильнее всего судьба, крепче всего данное слово". Странник задумался. "Твои ответы хороши, мой король, но лишь три первые были верными. У вас есть ещё целых три дня на раздумье," - ответил мудрец и удалился. Придворные роптали, утверждая, что странник всего лишь шарлатан, а загадки были отгаданы верно. Король пустил по стране гонцов. "Кто отгадает три последние загадки мудреца, тот станет первым королевским советником!" - надрывались на перекрестках герольды. Шло много людей. Кто-то отвечал наобум, наудачу, таких прогоняли сразу, остальные же действительно ломали голову над загадками, давая мудрые ответы, но разгадка была недосягаема.
В последний день строка поток ответчиков иссяк. Король сидел уныло, и уже не думал о том, как сохранить трон. Придворные разбежались, славя странника, который станет королем. Неожиданно в зале раздался голос: "Отчего, ваше величество, так печальны?" Это был молодой егерь, привезший из лесу невиданную птицу, в попытке развеселить короля. Он выслеживал эту птицу неделю, оттого и не знал того, что творилось в замке. Король поведал юноше свою историю. "Обмануть его я не могу, - закончил король свою историю, - королевское слово тверже камня". Егерь нахмурился: "Ваше величество, близится срок ответов. Позвольте мне ответить". Король лишь устало кивнул, разрешая.
Когда в залу во главе пышной процессии вошел странник. Егерь поднялся ему на встречу: "Я знаю ответ на твои загадки: крепче всего дружба, сильнее всего вера, тяжелее всего изменить себя". В ответ на это мудрец скинул дорожный плащ. Под ним были одежды достойные, обладать которыми мог только богатый вельможа, но никак не странствующий мудрец. "Ваше величество, помните ли вы меня? - начал свою речь странник, - Я князь соседнего государства. Когда вы гостили у нас, мы поклялись в вечной дружбе. Вот уже много лет мы не виделись оттого, что ведем беспрерывные войны с нашими менее миролюбивыми соседями. Однако узнав о вашей беде я поспешил к вам". Услышав эти слова, король вскочил с трона и бросился навстречу своему другу. Друзья обнялись... и всеобщая радость была безгранична.
Король с того дня пообещал своим подданым, что простая скука больше не сломит его. Так всё и было.
Нянька умолкала.
- А егерь правильно ответил на загадки? - спросила принцесса.
- Нет, ваше высочество. Странник схитрил. Он просто ждал человека, который сможет найти ответы на эти вопросы для короля. Более подходящие ответы. Ведь на эти загадки у каждого свои ответы. Кому-то, например, - старуха улыбнулась, - сложнее всего пережить свои поражения. Большие и маленькие.
- А я уже не плачу, - поднялась на ноги принцесса, - пойдем, нас папа ждет. А ты расскажешь мне, что стало с егерем?


Рецензии