Эскиз. Отрывок из книги об отце

.................................
На эскизе к «Мадонне», выполненном в угле, сначала была женщина с ребенком на руках и мальчиком позади, эскиз  был полностью готов, однако при переходе на полотно второй ребенок убирается, он отвлекает внимание от главного замысла.  Меняется и сама мадонна,  проводится колоссальная работа над созданием  ее образа, пишутся эскизы с разных натурщиц, включая жену. И вот, кажется, образ найден, но он еще дорабатывается, меняется и ребенок, его положение и поворот головы. Несколько раз переписывается и окружающий пейзаж, рябина, горящая хата с языками пламени, но все отвлекает от главного. Поэтому пейзаж приглушается, удачно находится луч света, ниспадающий на голову женщины, как бы выделяя ее из окружающей обстановки, личико ребенка спрятано, лица фашистов затемнены и отведены назад. Последним штрихом в картине будет церковь, которая едва просматривается вдали сквозь дым. Идею церкви подсказал его ученик В. Мосин.  Картина готова будет только к концу 90-х. Композиционно она чем-то напоминает «Сикстинскую мадонну». Возможно, это неслучайно. Художник как бы проводит параллель- добро и зло, и там  и здесь образ прекрасной женщины-матери, воплощение жизни, но первую встречают святые, а вторую изгоняют бесы в образе человека. Заложенный в картине смысл гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.
.............................
 "Мадонна", эскиз к картине, 1970 гг., бумага, уголь. Дом-музей героев панфиловцев в Дубосеково.


Рецензии