Выбор

               

    У Игоря отец вернулся с севера, где прожил пять лет. Игорь уже как год  назад  окончил одиннадцать классов, ждал призыва в армию, пока нигде не работал. Отец за это время приезжал только дважды, последний раз к выпускному, но деньги присылал в начале каждого месяца .Семья не бедствовала, мама тоже работала в больнице, в регистратуре, и только когда у Игоря родилась сестренка Леночка, отец вернулся домой совсем. Почти сразу же устроился на работу в газовую компанию,  которая разворачивалась здесь уже второй год.
  С   мамой у них все что-то не складывалось: то сходились, то расходились,
но Игоря он не обижал, особенно теперь, когда вернулся. У мамы даже взгляд стал другим: веселым и каким-то светлым. Отец работал на севере буровым мастером, зарабатывал хорошо и поэтому вскоре купил «иномарочку»
вишневого цвета .Несколько раз они всей семьей уже выезжали за город .
Игорю  даже удалось немного поездить :  хотя права он так и не получил-не сдал вождение- заглох при развороте, двигатель и не завелся. Инспектор не поставил ему зачет.
   Вчера отец съездил к приятелю в дальнюю деревню, где они бродили по осеннему лесу и подстрелили несколько рябчиков.
   Всю зиму строили гараж, но то ли не хватило времени, то ли желания: гараж   к весне был еще не готов
    Отец вот –вот  должен был  уехать в город на курсы повышение квалификации, он готовился стать мастером участка, поэтому они с соседом укатили на весеннюю охоту на уток, на целых два дня .Приехали расстроенные и без добычи: уток почти не видели, да и помешал снегопад  с дождем. Действительно ночью резко похолодало , и на березе под окном намерзли
сосульки. Назавтра отец уехал, сказав Игорю, чтобы он почистил и положил на место ружье, которое лежало в багажнике. Игорь обещал. Но все откладывал.а потом забыл
    …Уже шел июнь, его середина, желтели поля от рапса и донника, отцветала сирень. Было душно.Вечером Игорю позвонил его школьный дружок Вадик, 
 и пригласил на день рождения. Вначале посидели у Вадика дома, а после взяли пива и рыбы пошли на берег реки, где к ним присоединились три девятиклассницы, бродившие здесь же. Сидели, болтали, дурачились, Игорь сходил еще за пивом и рыбой и они продолжили веселье. Уже стемнело окончательно, всем вдруг захотелось покататься, проветриться. Машина была только у Игоря, но отец запрещал без  него подходить даже к ней, а уж тем более катать кого- либо. Игорь как мог отнекивался, но чем больше он отказывался, тем больше наседали девчонки, да и у Вадика день рождения, не хотелось быть жмотом.
  Наконец, он согласился. Пришел домой., отца еще не было Он звонил сегодня и сказал , что приедет с бензовозом ночью. Мама усыпляла Леночку, та что-то
капризничала и всхлипывала .Игорь ничего не сказав, взял ключи, вышел в ограду, открыл ворота и сел в машину. Он еще некоторое время посидел там,
а потом решительно повернул ключ. На малых оборотах выехал на дорогу.
Вышел из машины, закрыл ворота, сел и поехал в сторону реки, где его ждала компания….
«Что я маленький, покатаемся немного и поставлю на место, скажу, что попросили  отвезти  в соседний поселок друзей, приехавших на день рождения
Вадика»,- решил Игорь. У проулка его уже ждали Вадик с девчатами, они шумно расселись в машине и поехали кататься. Несколько раз проехали медленно по кругу, вскоре всем захотелось прокатиться с ветерком. Игорь чуть прибавил, потом еще, уже перевалило за сто, появился кураж, девчонки повизгивали, но всем  казалось, что машина идет еще медленно, Игорь не сразу среагировал на поворот, за мостом: машина зацепила задним колесом за бетонный бордюр, вдруг опрокинулась на левый бок и завертелась,  потом перелетела через большую канаву, ударилась в столб…
   Первым очнулся Игорь. Машина лежала на правом боку, сильно деформировался салон и оторвалось переднее колесо. Неестественно свернувшись, лежал поперек сиденья Вадик, лицо его было в крови, Одна из девчонок стонала, а после-  вдруг заорала. Игорь попытался остановить  черную машину, но она пронеслась, обдав его мелкими камешками и потоком воздуха.
Шедший следом уазик-«таблетка», остановился сразу., выбежавший молодой парень и девушка помогли осторожно перетащить раненых в машину и она тронулась, Игорь с ними не поехал: он вдруг испугался, что двое его друзей не подавали признаков жизни, пока они их укладывали  на пол машины. Он, как ватный, подошел зачем-то к багажнику:  Тот был слегка приоткрыт, видимо, от сильного удара. Он засунул руку в темноту и нащупал холодный кожаный чехол, потянул его на себя  и вытащил; пошарил в темноте и нашел патронташ.   Взяв все это, он медленно побрел в гору по просеке. Саднило где-то под левой лопаткой и за ухом, подташнивало, голова вдруг отяжелела и  навалилась слабость. Постоял, прислонившись к дереву, хотелось курить, но сигареты он забыл в машине. Он снова пошел. Сколько он шел и куда, голова соображала плохо. Он пересек небольшое поле, почему-то оно пахло медом, только сейчас он понял, что несколько дней назад видел, как оно желтело участками, к июлю опять будет пчелиный рай, тысячи пчел будут собирать мед. Он подошел еще чуть-чуть и упал, запнувшись за пенек; немного полежал и, медленно поднявшись, сел на него. Ему хотелось уйти подальше от людей и  умереть, заплатить своей смертью вину за гибель друзей, за искалеченную машину. Ему было стыдно, что он подвел  отца…
   Вокруг было тихо Он не спеша достал из чехла ружье. Пахнуло порохом и кислятиной. «Отец просил почистить его, а я забыл, вообще то теперь какая разница»   Вдруг кто-то прыгнул ему на колени, он машинально хотел сбросить
непрошенного гостя, но прикоснувшись, понял, что это лягушка. Показалось, что блестели  глаза, как-то раньше никогда не замечал. Игорь подержал холодное, влажное тело, это как-то успокоило его чуть-чуть .Он посидел, но опять накатилось -  непроизвольно потекли слезы, к горлу подкатился  ком, он собрал ружье, приладил цевье,  достал пару патронов, они были дробовыми, потому что побрякивала не плотно придавленная пыжом дробь….
Краешек солнечного диска уже показался из-за сопки, уже можно было различить отдельные  травянистые растения. Он даже увидел сидевших друг напротив друга божьих коровок, они тоже ждали солнце, они ждали тепло,
Но куда торопился он? Он хотел спрятаться в темноту и сырость навсегда.
  Он опять отчетливо увидел ребят; живых и хохочущих,   вспомнил свою маленькую сестренку Леночку, мирно спящую в тепле, насытившуюся маминым молоком. … Снова захотелось жить. Игорь заплакал навзрыд, он не хотел плакать, но все получалось помимо его воли…
  Сзади грузно колыхнулись ветки сосны, посыпалась сухая кора. Обернувшись, он увидел сову, она смотрела на него своими глазами-блюдцами, словно ждала чего-то интересного. Игорь вскинул ружье, поймал птицу в прицел, но стрелять не стал. «Видишь птица,  как коротка жизнь, как она зависит от случайностей,
нажму курок и конец  вначале- тебе , а нажму второй раз- и мне…, в чем виновна глупая птица, что у него, злого и трусливого, ружье, он должен умереть. Но это самый простой путь: оставить созданные тобой проблемы другим, а самому уйти. Это и самый трудный путь, потому что это не заживающие раны  у мамы, отца .Наверное, очень нелегко хоронить своих детей… Может пойти все же покаяться, пусть побьют- все вытерплю, но освобожусь от этого груза, хотя вряд ли: вина- вечный спутник человека. Многие живут с чувством вины, но живут же, это и есть жизнь…Кому нужна твоя смерть, ведь она навсегда, уже ничего не сможешь сделать, как-то пусто, неосязаемо  и бестолково…Жизнь – это надежда, а смерть –тупик, бессмысленный и окончательный. Умереть за Родину, за товарищей в бою с врагами –это может быть подвигом, а сбежать от ответственности- может быть трусостью, а может и нет, но никак не смелостью, скорее безрассудностью…».
    Солнце встало окончательно, хотя часть леса была в тени. Почти напротив,
в метрах сорока он увидел марала, тот объедал траву у тропинки и не замечал                Игоря. Чтобы лучше рассмотреть его, Игорь чуть приподнялся, под ногами звонко щелкнула ветка-  марал резко повернул голову, Игорю показалось даже,
что он увидел темный зрачок, который напомнил ему дульное отверстие,
уставившееся ему в глаза. В тот же миг марал чуть подпрыгнул и легко побежал вниз к лесу.  «Все жить хотят, все рвутся к жизни,  а я что, совсем одурел…».
Ему вдруг стало легко, захотелось снова увидеть маму, сестренку, отца, сходить вечером на танцы…Он вскочил, схватил ружье за ствол и что есть силы ударил прикладом   по дереву, полетели щепки, в ярости он ударял еще и еще, и вдруг грохнуло. Он сразу и не понял, что произошло. Резко запахло сгоревшим порохом и смертью, но он был жив, ружье валялось рядом. Только теперь он вспомнил, что в казеннике были патроны , которые он сам и вставил, один детонировал от ударов. Дробь слегка задела штанину и ушла в пенек, на котором он недавно сидел. В ушах стоял звон, ноги обмякли, тело стало ватным, только сейчас он понял, что это мог быть последний звук и запах на земле, который он бы почувствовал, а ,может быть, и нет.
    Он уже видел бегущих  к нему людей; отца, орущего и махающего руками, Отец первым оказался рядом с сыном. Некоторое время они оторопело смотрели друг на друга, потом прижались друг к другу.
Отец кричал, что Игорь дурак, что все живы, все в рубашке родились., только царапины и ссадины, а у Вадика легкое сотрясение мозга, был шок, сейчас уже все ходят по больнице, за какую-то железяку жизни себя решать, дурак… Игорь вяло оправдывался. Он  понимал, что сделал выбор, выбор в пользу жизни, и надо все поправить. Он тоже мужик, он тоже будет сильным…
   Они все говорили и говорили. Люди уже ушли к машинам, а  Игорю все еще казалось, что это какое-то кино, что он попал в него случайно. Но все должно закончится хорошо. Он сделал выбор жить. Он будет жить и платить всегда по счетам, честно и достойно, потому что по – другому  уже не сможет…

                2007г.


Рецензии