Невозвращенцы

               

   На  Руси их всегда было много. Людей  без семьи, без дома, без памяти.
Их всегда было жаль. Сердобольные люди чем могли помогали им. Неудачники, видя в них ,вероятно, своё будущее – обижали, или лишали жизни…У них тоже были сословия. Одни , более сильные, наглые- заставляли брошенных людей воровать, просить милостыню, забирая почти все себе.  За миску горячей похлёбки люди дна, работали стукачами или даже наёмными убийцами. Разный народец ютился по многочисленным ночлежкам, канализационным люкам, просто на улице. Часть таких людей периодически приводили в чувство: отмывая  и откармливая в специальных социальных заведениях, единицы карабкались  к прежней жизни, и даже возвращались в неё. Большая часть терялась на обширных просторах, сгинув навсегда….
    Маргарита, преодолевая  отвращение, спускалась по давно немытым ступенькам в подвал полуразрушенного дома. На дворе уже попахивало осенью. Кое-где на асфальте уже желтели, словно мазки на холсте листья, а утрами туманилось. Но днём было ещё тепло, даже душно по - летнему. Человек, живший второй год  в небольшом подвале, заинтересовал её случайно. Каким он был по счету- её интересовало ещё меньше. Мошенница, с почти пятилетним стажем, она металась по сибирским городам и посёлкам. Пока ей везло. Жила то у одного, то у другого состоятельного мужчины и не вызывала подозрения. У неё всегда были свои деньги, она даже помогала при случае своим сожителям. Но долго никогда не задерживалась ни у кого…
    При тусклом  свете небольшого, покрытого слоем грязи оконца она с трудом узнала  «Аркадьевича». Они,  лет восемь назад, были преподавателями одного сельскохозяйственного института. В трудные годы начала перестройки они, как и многие другие ушли в коммерцию. Аркадьевич за десять лет, так и ничего не сумев сделать- спился окончательно. Бывшая его жена Люся, терпела его загулы не один год. Наконец, разменяла трехкомнатную квартиру,
на двух -и –однокомнатную. В однокомнатной поселился Александр Аркадьевич, а  в двухкомнатной –Люся с дочкой Настей. С тех пор ни они, ни он  не стремились даже поговорить по телефону, ни то, что увидеться.
   Через два года пришлось отдать и эту квартиру «браткам» Как-то находясь в очередном кураже, Аркадьевич решил блеснуть перед очередной подружкой широтой своей натуры. Бродя в поисках очередного собутыльника, он у небольшого парка увидел  новый джип. Дверь была слегка приоткрыта. Поблизости никого не было видно. На всякий случай  Александр обошел вокруг машины, заметил, что ключ был на месте .Не раздумывая, он сел на мягкое кожаное сиденье. Через минуту джип уже катил в сторону моста, где в не большом деревянном доме жила его новая пассия. Он и имени –то её толком не знал, но почему-то запомнил фамилию- Фокина. Фокина сидела с подружкой на скамейке. Они лузгали семечки. Увидев своего друга, Фокина в два прыжка оказалась  возле машины, а у подруги округлились глаза  и нижняя губа еще больше отвисла…
Распахнув дверку, Александр широким  жестом пригласил Фокину, а после, немного подумав, и ее подружку.
- Ну, что, девки, поехали кататься! – весело сказал он. Девки не возражали.
Помчались быстро, по –русски, с ветерком. Девки от удовольствия визжали, попеременно припадая  к шее Александра губами. Александр распалялся, закладывая виражи. При очередном крутом повороте, машина вдруг ушла влево и полетела в овраг .Больше он ничего не помнил.  Когда очнулся, увидел рядом с собой колесо и  бегущих по полю орущих подружек. Они бежали к небольшому перелеску Машину было не узнать- просто груда покорёженного металла. Прямо перед собой он увидел двух мужиков. Один щупленький, в круглых очках, интеллигент в первом поколении вдруг начал пинать Александра, хорошо, что второй- очень грузный, но менее злой оттащил  интеллигента, и отдышавшись изрёк:
- Поехали! .Держать ответ будешь по  существу.
 Приехали примерно через час. Сразу же приволокли в просторную комнату, хорошо мебелированную, с двумя кожаными диванами и чешскими стенками. Что-то спрашивали про жилье, семью. Александр понимал плохо. Затем заперли в небольшую комнатушку без окон, где круглые сутки горела одна лампочка. С неделю, или чуть больше, беспокоили редко: раз в день приносили еду и воду. Однажды принесли бумаги и попросили подписать. А когда он выполнил их просьбу- налили стакан водки, дали кусок колбасы. Захмелевшего, погрузили в машину и повезли. Приехали в небольшой городок затемно. Его высадили прямо посередине улицы, на перекрестке, сказали, чтобы шел на  огонек, там его встретят. Его действительно встретил  замотанный в шарф, бородатый неопределенного возраста мужичок.
- В нашем полку прибыло. Теперь опять впятером будем кантоваться-
Сашка.
 Он протянул руку. Они познакомились .Александр, назвался  Аркадьевичем Сашка повел его пустырем  по берегу небольшого ручья к темнеющему вдалеке строению. Через час они были у нового своего пристанища. Полуразрушенный дом, из кирпича, с еще неплохой крышей. Больше всего удивил Александра  подвал. С утепленной дверью и теплым полом.
-Сносно, подумал он,- Живут же люди, и он проживет как-нибудь…Словно угадав его мысли, Сашка сказал: - Система отопления города под нами прямо проходит. Санатория сплошная…Вечером где-то раздобыли канистру спирту. Пили много, ели мало. Утром проснулся один Александр. Откуда взялась эта канистра?  Вроде бы он такую же видел в машине, которая привезла его сюда…она и умчалась в том же направлении, куда они с Сашком шли целый час…А, может, показалось…Дом стоял на отшибе. Что здесь было раньше,он как-то понял сразу, выползая из подвала. Полуразрушенная печь, валяющиеся формы, напомнили ему пекарню в одном из сёл. Лет пятнадцать-двадцать назад люди вдруг почти перестали печь хлеб дома, ждали государственный, с районной пекарни. Он там был однажды по случаю заказа хлеба для студентов, приехавших на сельхозработы.
Тогда он прожил здесь на сушке зерна неделю, после заболел и его сменили
Бывшая пекарня. Интересно, что это за городок ? Так вот пропадешь, и кто тебя вспомнит, зароют как собаку. Обойдя окрестности, Александр нашел карьер. Сюда он стаскал своих нечаянных приятелей и молча, в течение часа похоронил…
   Теперь он понял. Его тоже, как и этих бедолаг отправили сюда умирать. Забрав у него городскую квартиру .Он никого не винил. Он знал, что виноват только он сам. Он,  то плакал, жалея себя, то грозил кому-то кулаком, ругаясь во все горло. К вечеру он уснул, предварительно вылив за углом странную жидкость.
  Жизнь пошла своим чередом .Днем он ходил по городку, пристроился даже грузчиком  к рыжеватому владельцу большого магазина. Хозяин два раза в неделю давал ему немного продуктов. Он ничего не спрашивая у него. Сидя на ржавой кровати Александр пришивал пуговицу. Хоть и был пьющим, но любил в одежде порядок. Увидев дыру в кармане, он пошарил в ней, может денежка какая никакая закатилась, и нащупал вдруг плотную книжку. Вытащил её, и разрыдался. Он держал паспорт. Его паспорт.
-Теперь у меня есть имя .Я –гражданин этой страны. Дайте мне шанс- я поднимусь….У кого просил он шанс, кто ему его должен был дать- неважно. Он был еще живой. Значить -человеком!
   Увидев высокую рыжую девицу, в упор разглядывающую его, Александр опешил…- Неужели милиция. Этого ему сейчас меньше всего хотелось…
 Она присела на тахту и спросила: - Не желаете ли вы заработать тысяч десять?
В его положении грех было отказаться….Но он трусил. Он знал давно, что так просто деньги не дают. Их отрабатывают .А часто платят жизнью за халявку.
Но девица умела убеждать. Он это понял сразу, что он обречен на сотрудничество. Он не может отказать. Тем более в таком положении.
-А, была не была! Что нужно, спросил он нарочито грубо. Обманешь..! Из -под земли найду….
–Достану! ,- поправила тихо она,- не переживай- не обману1
   -Нужен ты и твой паспорт! На час дел-то всего. Александр напрягся. Упоминание о паспорте затронуло его сильно. Он только, что, казалось, приобрел имя. А теперь снова боялся его потерять.
    Маргарита, вдруг встала и пошла .Вместе с ней уходили денежки. Уходила надежда на сытное завтра. Он было кинулся следом, но девица властно остановила его. Пришла она быстро. Принесла новый костюм, рубашку, ботинки и кое-что по мелочи. Кроме того поставила в углу пакет с продуктами.
  -Эх, деловая!  Поживу  еще…Вроде честная на вид…Чуть что с женщиной еще справлюсь.
Все решив, Александр прикинул на себя костюм, как и просила девица, а после сел завтракать докторской колбасой и кабачковой икрой. Девица быстро засобиралась и не прощаясь ушла.
   Странное чувство стало одолевать  Александра. Словно кто-то родной и знакомый посетил его. Но он так и не вспомнил. Подумалось, что  при видилось что-то…
   С утра он уже был готов сходить с девицей и помочь ей в приобретении кредита. Он был чист, и пах одеколоном. Синий костюм был чуть великоват, но придавал какую-то солидность. Вряд ли кто заподозрил бы в нем бомжа.
Ровно в десять подкатила девица. Черный «Фиат» заскрипел нудно, и с выдохом остановился. Девица не заходя постучала в  окошечко подвала и закурила .Александр вышел, прикуривая на ходу, но девица поторопила его и сигарету пришлось бросить в ведро.
 –Пригодится при случае, - подумал он и сел в машину.
Через час приехали в город. Это был старинный город. Здесь Александр никогда не был. Удивительно быстро оформили кредит, на его имя.
- Удивительно, почему –то даже не спросили место моей работы, прописку…
Уже в подвале он вдруг понял, что его использовали…Может девица с кем-то в банке в сговоре.? Многое передумал Александр, но так и ничего не решил. Да и что он мог решить. Его уже давно списали, вначале страна,  которая гордится только теми, кто совершает подвиги во имя её. Ставит им памятники, а потом забывает .У каждого времени свои герои и антигерои. Кого будет славить страна через пятьдесят лет…? Потом  он сам себя предает. Ему ведь уже не быть ни кем. Забытых всегда не меньше, чем героев. Почему они герои? Потому что рядом живут разгильдяи. Они творят беды. Те же, кто исправляет или пытается исправить  их равнодушие и разгильдяйство и становятся героями.  Без героев  жизнь невозможна. Но всегда лучше, когда меньше разгильдяев, и мало героев….лучше когда много хороших и честных людей…
    Через неделю,ближе вечеру вдруг пришла девица. Она опять принесла полный пакет еды. Выставила бутылку водки и протянула деньги.
- Здесь ровно двадцать,- сказала она, как и обещала. Потом достала бутылочку красного и предложила выпить за удачную сделку. Александр выпил с ней полный стакан. Вино было легкое. Бутылку допили быстро, заев ее яблоком. Дама сказала, что оставляет ему в знак благодарности костюм и все остальное,
чтоб носил на здоровье…
   Вскоре, она стала собираться. Уже поднимаясь, она назвала его вдруг Аркадьевичем и сказала, что помнила о нем всегда, еще с сельхозинститута….
Но Александр так и не вспомнил её.
   Открыв пакет, оставленный девицею, он с удовольствием увидел, что там есть еще пара бутылок водки и несколько палок докторской колбасы.. На душе повеселело. Почти не отрываясь, Аркадьевич выпил бутылку водки. Он решил напиться в последний раз и завязать….,хотя завязывал уже не первый раз.
Завернувшись в прожженное одеяло, как-то хорошо уснул. Легко и свободно. Так он не засыпал еще никогда. Ему снилась его бабушка, с которой он жил до двадцати лет. Она почему-то гонялась за ним с палкой по полю, а когда настигала, уговаривала его не шалить больше. Она ни разу даже не ударила его
Потом она долго просила его приехать. Он обещал, но приезжал редко. Она смотрела с укором и плакала….Наконец, он приехал. Его почему-то провезли мимо .Высадили за большим пшеничным полем, и он путаясь и задыхаясь бежал, бежал по полю. А он все не кончалось. Из последних сил он пробежал половину поля и упал в золотистые колосья…. 
                2008г


Рецензии