Человек в киберпространстве. Ольга Голыжбина

"Человек в киберпространстве. Информационный хайвэй и вопрос свободы информации"

«Ваши правовые понятия собственности, выражения, личности, передвижения и контекста к нам неприложимы. Они основаны на материи - здесь материи нет. В нашем мире все, что способен создать человеческий ум, может репродуцироваться и распространяться до бесконечности безо всякой платы. Для глобальной передачи мысли ваши заводы больше не требуются. Мы творим мир, в который могут войти все без привилегий и дискриминации, независимо от цвета кожи, экономической или военной мощи и места рождения»
«Декларация независимости Киберпространства»                Джон Барлоу 8 февраля 1996

Стоит вспомнить, с какой долей иронии, еще буквально пару десятков лет назад, общество реагировало на книги Жюля Верна, Александра Беляева или Артура Кларка. Только подумать – в них описывались странные невидимые сети, связывающие весь мир, параллельные реалии, абсурдное существование единых баз данных и возможность мгновенного доступа к практически любой информации. К настоящему времени «информационная магистраль» Альберта Гора уже не кажется нам чем то, из ряда вон выходящим.  Когда-то Билл Гейтс вызывал искреннее недоумение коллег, тратя сотни миллионов долларов Microsoft на исследования этого вопроса. Сейчас, по словам члена-корреспондента Международной академии наук Владимира Плешакова, «Интернет превратился из средства передачи информации в особый срез реальности», где социум функционирует по особым законам и, соответственно, сталкивается с совершенно новыми проблемами.
Итак, сейчас фактически каждому человеку, успешно функционирующему в современном обществе, так или иначе, приходится быть частью киберпространства. То, что ещё пару лет назад называли «метафорической абстракцией», сейчас вполне конкретно определяется как виртуальная реалия. Киберпространство представляет ноосферу, второй мир, базис, искусственно созданный человеком. У любого пространства присутствуют два главных признака: являться вместилищем чего-либо – здесь, информации и коммуникативных процессов; и, иметь границы – в данном случае, пределом является Глобальная сеть, Интернет. В купе Киберпространство – это комплексность определенных структур, таких как индивиды, их группы и организации, которые в свою очередь являют круг специфических ресурсов для реализования внеинформационных целей (коммерческих, политических и т д), но соединенных информационными отношениями, то есть сбор, производство, распространение и потребление информации внутри Сети. 
Привычным делом стало проведение вэбинаров и on-line конференций, у стартаперов больше нет нужды начинать свое дело с поисков приемлемой арендной платы для съема офисных помещений – есть возможность использовать виртуальный кабинет, не говоря уже о том, что каждый имеет аккаунт в огромном количестве социальных сетей, многочисленные почтовые ящики и сайты. Проект, реальность которого в 90-е подвергалась значительному сомнению, отлично работает – informational superhighway – информационная магистраль (термин, введенный Альбертом Гором в 1992 году) стала частью нашего быта. Сейчас под информационным хайвэем подразумевается цифровое средство коммуникации со скоростью, приближенной к скорости реального времени, позволяющее получить на выходе не только видео, анимацию и стереозвук, но и технологии видеосвязи в отличном качестве и с относительно широким охватом населения в мировом масштабе (к 30 июня 2012 года число активных пользователей Глобальной сети составило более 2,4 млрд человек – более трети населения Земли).
В настоящее время можно судить о том, что человек не только выстроил для себя этот «особый срез реальности»,  но и стал ощущать на себе некоторые «побочные эффекты» своего творения. Бесспорно, именно значительный прогресс информационных технологий стал базой для развития и преобразования деятельности человека, возникновения новых навыков, как следствие, новых целевых и мотивационно-смысловых структур. С другой стороны, отмечается возникновение и негативных последствий – кибераддикция, компьютерофобия, социальный аутизм, чрезмерное поглощение киберпространством, хакерство и т д.
Кроме всего прочего, общество столкнулось с проблемами безопасности и огласки информации. Не так давно Сеть стала не просто техническим расширением информационных возможностей, а основой для некого принципиально нового пространства, в котором отменяются нормы, правила и законы, действующие в обычном мире. В процессе «классической коммуникации» мы извлекаем информацию не только из вербальных знаков (мимика, жесты, поза, интонация), киберпространство несколько сужает возможности нашего восприятия, потому для человека стало нормой «выкладывать в сеть» огромное количество персональных данных. Мы хотим составить о себе верное впечатление в «новом мире» и обнародуем личные дневники, ведем видеоблоги (Twitter, Instagramm). Условно, благодаря этому факту, некий «Bert» из Экваториальной Гвинеи может узнать, что ты ел сегодня на завтрак. Происходит некая ошибка казуальной атрибуции и через некоторое время человек действительно считает, что имеет право на доступ ко всем данным, вне зависимости от их происхождения и принадлежности. Играет роль и социально-биологический «фактор статуса». Профессор ВШЭ, Иосиф Дзялошинский писал:
«Именно доступ к информации является наиболее отчетливым индикатором информационного статуса и всегда означает некое преимущество над кем-то; обладание информацией и даже просто обладание возможностью получения информации предполагает наличие субъектов, лишенных этой возможности».
Проявилось некое новое явление «информационная анархия», то есть желание, в большинстве случаев подкрепленное возможностью, доступа ко всей, интересующей информации. Возникло совершенно искреннее убеждение в правомерности такой осведомленности. Это явление распространяется не только на личные данные. Человек настолько киберсоциализировался, что прибывает в состоянии, приближенном к потребности быть ознакомленным с любыми данными, к которым проявляет интерес.
«Горячим примером» может быть Wikileaks. Скандально известная интернет-платформа Джулиана Ассанжа давала возможность каждому выкладывать в Сеть, а так же просматривать, информацию разного рода. В большинстве своем это были компрометирующие данные о правительствах разных  государств, высокопоставленных чиновников, бизнесменах, корпорациях, но имели место и публикации о частной жизни. Проект был базой для информации, способной погубить множество людей. Кроме того, данные не подвергались проверкам, обнародовалось абсолютно все, что «поступало в распоряжение» платформы. Главным девизом была гласность, прозрачность и открытость. Уже после «пика» известности проекта Даниэль Домшайт-Берг (главный соратник Джулиана Ассанжа) писал о его опасности и спорных принципах. В теории идеи гласности и открытости информации вдохновляют. На практике Wikileaks отдал информацию о наноразработках НАТО  людям, которые зачастую не способны верно интерпретировать рекламные ролики на телевидении. Все «подводные течения», которые побудили автора обнародовать данную информацию оставались за кадром.
Был проведен социологический опрос, в ходе которого интервьюером было задано два вопроса: 1.Выкладывайте ли Вы в Сеть информацию о себе, своей личной жизни, интересах и планах? 2. Считайте ли Вы, что каждый человек имеет право на доступ ко всем интересующим его данным? Опрашивалось две категории людей: от 17до 40;  от 40. Возрастные рамки были выбраны по следующим признакам: до 17 лет среднестатистический человек является активным пользователем Интернета, но редко имеет свое сложившееся мнение, относительно значения информации. Граница «40  лет» установлена по причине того, что Интернет (в привычном для нас виде) получил свое распространения лишь в 1996 году. Люди, старше 40, не являются (в большинстве случаев) активными пользователями Всемирной сети, с трудом осваивают и принимают нововведения. Было опрошено по 10 человек каждой возрастной категории. График показывает количество и соотношение положительных ответов на каждый вопрос.
 
По данным социологического опроса (7:2 и 6:2) мы можем наблюдать ошибку казуальной атрибуции, о которой было упомянуто ранее. Первая категория опрошенных наглядно показывает: обнародуя свои личные данные в Сети, люди действительно начинают считать, что имеют право на доступ к практически любой информации. Вторая категория опрошенных как не спешит рассказывать о себе в Сети, так и не настаивает на правильности идеи обнародования всей информации.
Уже настало то время, когда распределённые сервисы  широко используются, а личность и местоположение участников Сети невозможно определить из-за анонимной связи, потому, в киберпространстве довольно сложно применять законы каждого штата или страны. Однако, многие страны, в которых Интернет стал частью жизни общества, закрепляют в своих законодательствах меры контроля за киберпространством. Во Вьетнаме принят закон, согласно которому желающие разместить информацию в Интернете должны сначала получить лицензию в Министерстве культуры. В Китайской народной республике, Интернет-ассоциация Китая (национальный орган, курирующий пользование Интернетом) заставила вебмастеров подписать обязательства не размещать во «всемирной паутине» информацию, «наносящую вред национальной безопасности и стабильности». Европарламент принял Конвенцию по киберпреступлениям, которая, среди прочего, обязывает страны-члены Европейского союза принять законы, требующие от провайдеров и телефонных операторов сохранять полные записи всех коммуникаций.
Были зафиксированы случаи, когда некоторые разработки спецслужб в области Интернета были связаны с нарушением законов о неприкосновенности частной жизни. «В 1971 году Агентством национальной безопасности (NSA) США была разработана грандиозная глобальная электронная система перехвата под названием Echelon. Источниками информации для нее служат Интернет, электронная почта, телефон, факс. Сейчас Echelon - это более ста спутников-шпионов, наземные станции слежения и подслушивания. Все компьютеры системы образуют отдельную Сеть под названием "Словарь" (Dictionary). В них содержатся ключевые слова, электронные адреса людей и организаций, а также оцифрованные "отпечатки" голосов интересующих абонентов. Сомнительные случаи после нескольких уровней тщательной проверки остаются в памяти компьютеров» В ГД РФ также имеются проекты законов «О государственной политике по развитию и использованию сети Интернет», «О регулировании российского сегмента Интернета» и др.
Параллельно созданы многочисленные организации, борющиеся за право свободы информации во Всемирной паутине. «В феврале 1996 года Джон Барлоу опубликовал «Декларацию независимости Киберпространства», которая  может считаться классикой Интернетовского либертарианства. Он заявил о принципиальной экстерриториальности киберпространства, в пределах которого не действуют никакие законы, кроме тех, которые установят для себя те, кто в этом пространстве живет. Непосредственным поводом к  написанию Декларации послужило принятие правительством США Билля о благопристойности коммуникаций (Communication Decency Act), суть которого - во введении цензуры в Интернете. Несмотря на то, что Билль, подписанный президентом Клинтоном в качестве составной части Закона о реформе телекоммуникаций, решением федерального суда был признан антиконституционным, борьба сторонников и противников свободы на Интернете продолжается. "Декларация" Барлоу еще долго будет сохранять свою актуальность» Уместной так же будет выдержка из Резолюции четвертой всероссийской конференции «Право и Интернет: теория и практика» Она наглядно отражает настроения, царящие в обществе относительно данной проблемы: «Участники Конференции считают необходимым указать, что решение проблемы реального обеспечения прав граждан на доступ к информации невозможно без проведения грамотной и системной государственной политики в этой области. Вмешательство государства должно быть сосредоточено на создании механизма осуществления прав граждан на доступ к информации. Не должны, под предлогом совершенствования защиты прав граждан, приниматься меры, неоправданно ограничивающие свободу деятельности субъектов, свободу реализации ими принадлежащих им конституционных прав»
Очевидно ярое противостояние идеи об открытости доступа, гласности и прозрачности данных в Сети и, возможно, более консервативного подхода – защите информации и цензуре. Борьба двух позиций имеет место быть как на уровне индивидов, так и на уровне государств и законодательств. Интернет сделал наше общество более открытым. Возникшее на его основе киберпространство дало людям небывалую ранее свободу мысли, слова и доступа. Необходимо принять виртуальную реальность, как относительно не зависящую от человека систему, динамично развивающуюся в современной действительности, научиться использовать социализирующие, информативные и воспитательные возможности Интернет-ресурсов, не переходя рамки общепринятых норм.
«Искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государственных границ» - Всеобщая декларация прав человека 1948 год.

Автор работы:
Ольга Голыжбина


Рецензии
Хорошо,научно написано.

Екатерина Крутилина   30.05.2014 11:34     Заявить о нарушении