Кому поручат борьбу с матом?

Недавно узнал сногсшибательную новость: «Гараж» Эльдара Рязанова снят с экрана.
Говорят – цензура.

Насколько помню, дорога этого фильма к советскому зрителю была крайне трудна: резали и кроили «Гараж» почем зря.
После десятков заседаний худсоветов, проверок цензурных комитетов, внесения сотен изменений, фильм наконец пошел в прокат и сразу стал кино-бестселлером.

И вот в новые, «свободные» времена «Гараж» опять сняли.
Впрочем, ненадолго.
Через неделю вернули его на телеканалы.

Меня заинтересовало: что новой цензуре показалось крамолой?
Поскольку у меня копия фильма имелась своя, достаточно быстро удалось установить: «пиканьем» заменили ужасное слово «хреновина».
Знакомый из телекомпании объяснил: идет борьба с матом на экране.

Тут я сел и задумался…

Мать моя, мамочка…
Как говорится, с обеих сторон.

С одной, бороться со сквернословием, несомненно, надо.
Ведь, хотя наш народ издавна определял матерщину, как черную брань, а столько у нее заступников и идеологов в новой России обнаружилось, что диву даешься.

Конечно, в качестве товарищеского слэнга коммунистической бюрократией матерный язык был принят давно (Сталин часто выражал с его помощью свои чувства). Негласно мат с тех пор признавался чем-то вроде особого языка для посвященных, владение коим давало пропуск в высшие сферы.

Многие партийные начальники специально матерились перед народом, дабы подчеркнуть свое пролетарское происхождение. Столько в те годы баек в редакциях ходило, как искусно пользовались этим мастера советской публицистики!

Вот одна, из жизни короля репортеров Евгения Рябчикова. Среди писак, разрабатывавших самолетную тему, он слыл одним из самых-самых.

Рябчиков еще в 1930 году стал авиакорреспондентом «Комсомольской правды», потом «Огонька» и «Правды». Первое, что поручили в «Комсомолке» молодому репортеру, - взять интервью у А.Н. Туполева.

Приехав в Измайлово на аэродром и побродив по нему (Туполева в лицо он, ясно, не знал), журналист остановился у самолета, вокруг которого столпились люди.

Какой-то начальник, не стесняясь в выражениях, распекал нерадивых подчиненных.

Дождавшись паузы, корреспондент деловито спросил:
- Где тут Туполев?

- А зачем он тебе? - вопросом на вопрос сердито ответил коренастый мужичок в кепке, только что крывший трехэтажным матом подчиненных.

- Дело у меня к нему, я из газеты, - ответил Рябчиков.

- Пошел ..., нечего тут шляться и людям мешать делом заниматься, - со злостью в голосе ответил мужичок.

Начинающий репортер выдал в ответ такую тираду, что мужичок на миг потерял дар речи. Потом от души расхохотавшись, примирительно сказал:
- Ну ты даешь! Где это так выучился ругаться?

- Матросом по Волге плавал, от портовых грузчиков еще не такого наслушаешься...

В ответ мужичок протянул руку и представился:
- Туполев.

Задание «Комсомолки» было выполнено в срок.
Как говорится, хвала мату!
Это ведь наше пролетарское, народное, исконное...

Однако еще в «Русской правде» Ярославичей за матерное оскорбление женщин был предусмотрен специальный штраф. Да и в царской России мат вовсе не считался украшением речи.
"...последнее нетерпимое зло — самовольное оскорбление каждым при ссорах лица ближнего, именно — зловонное произношение языком и устами матерных скверных слов, ибо этим они не укоряемому досаждали, а родную (мать) оскверняли своими ругательствами". Временник Ивана Тимофеева (1616—1619). Автор - современник царя Михаила Федоровича, основателя правящей династии.

Впрочем, многие царствующие Романовы отнюдь не чурались «крепкого словца», поскольку жили они в России и считали себя русскими, со всеми национальными особенностями.

Известно, что адмирал Чичагов, герой русско-шведской войны 1788-1790 годов славился, как отчаянный матерщинник. Однажды Екатерина Великая пригласила его рассказать о победе над шведским флотом. Чичагов сначала робел, потом увлекся и,  перейдя на привычный язык, стал объяснять Екатерине, как он шведов... Опомнившись, в ужасе бросился в ноги императрице. Та, прекрасно поняв все без переводчика, спокойно ответила: "Ничего, Василий Яковлевич, продолжайте: я ваших морских терминов не разумею".

Праправнук ее "морские термины" и разумел, и употреблял. Визы Александра III на бумагах читать не рекомендуется как дамам, так и мужчинам. По свидетельству газетчика, «он любил “выражаться”, не стесняясь присутствием придворных и приглашенных гостей, и отличался виртуозностью. Особо разворачивался Александр III, когда был не в духе. Тогда он сыпал истинно русскими выражениями, обнаруживая большую изобретательность, а социальное положение придворных дам определял термином, начинающимся со второй буквы русского алфавита. К этому привыкли... Среди матросов, плававших с царем во время его частых прогулок по шхерам, была мода “обкладывать по александровски”»... Львов Л. (Клячко). За кулисами старого режима. Воспоминания. Ленинград, 1926, с.13-14.

Старый граф Шереметьев вспоминал, что старшая дочь Николая I тоже была дамой порывистой и в «разговорах не всегда парламентна».  Петербургское общество 60-х годов (1863–1868). Мемуары С.Д. Шереметева. С. 176.

Тем не менее, аристократия до революции простонародной подлой лексики в массе своей избегала, и ее ликвидация в СССР разрушила социальный барьер для разгула блатной и матерной шариковщины. Никогда в стране не было такого поругания русского языка, как после 1917 года. Именно тогда воровские словечки, бывшие достоянием преступников-профессионалов, хлынули потоком в язык общения. Часть населения блатной язык считала пролетарским и противопоставляла его буржуазному, то есть нормированному языку. Студенты гордились знанием таких истинно пролетарских слов, как клифт - «костюм», нарезать винта - «убежать»...
И обвиняли реакционных профессоров-филологов в незнании истинной русской речи.

Торжествующий мат надолго утвердился в "государстве рабочих и крестьян", как именовала себя сталинская партдиктатура. Герой киноромана Ю. Нагибина гордо заявлял: «Я полки матом поднимал в атаку!».

В последние 30 советских лет власти все же пытались бороться с ним.
Доходило до истинного ханжества, однако часто цензура поступала верно. Более того, вовсе не политическое инакомыслие, а именно обилие матерных слов и было порой истинной причиной запрета охальных плодов творчества.

Я и сейчас убежден, что многие творения гениев Венички или Лимонова можно давать в руки лишь тем, кто, как минимум, вправе голосовать.

Между тем, падение власти компартии было ознаменовано форменным потопом мата, заполонившим театр, кино, литературу. Искусство - увы - воспитывает. По данным разных социологических опросов в России матерится до 70% населения.

Что материться – дурное дело, что до советских времен сия вольность речи считалась недопустимой в обществе женщин и детей, с этим особо и не спорили; но даже и признав все это, мало кто внутренне противился мату.

Как следствие, вряд ли различия в каком-то еще языке между письменной и разговорной речью сейчас столь велики, как в современном русском.
Иностранцы, изучив "в совершенстве" язык Пушкина и Толстого в западном университете, едва прибыв в Россию, так сказать, на поле брани, оказываются беспомощными: они практически не понимают мата, который стал в обиходном языке неотъемлемой частью нашей речи, замещая все частицы, приставки и междометия...

На руку мату и то, что он представляет собой как бы особый стиль устной речи.
Мат всегда являлся и средством подавления, и отдушиной для несвободных людей. Он стал неким символом народности языка, и в качестве такового обычно выглядит весьма привлекательным для интеллигенции.

А больше всех собственное право на "японские слова", как ни странно, доказывают современные «инженеры» душ, то бишь литераторы.
В их произведениях надо бы пикалки на каждой странице штук по двадцать ставить...
Даже в заголовки мата ухитряются напихать.
 
Но попробуй скажи, что нельзя так…
Они сразу в ответ - на классику пальцем!

Ну как же, ведь еще сам Ф.М. Достоевский писал: «Гуляки из рабочего люда мне не мешают, и я к ним, оставшись теперь в Петербурге, совсем привык, хотя прежде терпеть не мог, даже до ненависти. Они ходят по праздникам, пьяные, иногда толпами, давят и натыкаются на людей – не от буянства, а так, потому что пьяному и нельзя не натыкаться и не давить; сквернословят вслух, несмотря на целые толпы детей и женщин, мимо которых проходят, не от нахальства, а так, потому что пьяному и нельзя иметь другого языка, кроме сквернословного.
Именно этот язык, целый язык, я в этом убедился недавно, язык самый удобный и оригинальный, самый приспособленный к пьяному или даже лишь к хмельному состоянию, так что он совершенно не мог не явиться, и если б его совсем не было – его следовало бы выдумать. Я вовсе не шутя говорю. Рассудите.
Известно, что во хмелю первым делом связан и туго ворочается язык во рту, наплыв же мыслей и ощущений у хмельного, или у хмельного, или у всякого не как стелька пьяного человека, почти удесятеряется.мА потому естественно требуется, чтобы был отыскан такой язык, который мог бы удовлетворить этим обоим, противоположным состояниям. Язык этот уже спокон веку отыскан и принят во всей Руси». (Дневник писателя за 1873 г.).

Это теория. Но многие литераторы славились и как искушенные практики.
Особенно поэты преуспевали.
Художник Юрий Анненков в воспоминаниях «Дневник моих встреч. Цикл трагедий» писал о Есенине: «Виртуозной скороговоркой Есенин выругивал без запинок «Малый матерный загиб» Петра Великого (37 слов), с его диковинным «ежом косматым, против шерсти волосатым», и «Большой загиб», состоящий из двухсот шестидесяти слов. Малый загиб я, кажется, могу еще восстановить. Большой загиб, кроме Есенина, знал только мой друг, «советский граф», и специалист по Петру Великому, Алексей Толстой».

Рассказывают, что Иван Бунин, уже в эмиграции в Париже, опаздывая куда-то на такси, страшно матерился.
Водитель такси, из бывших русских офицеров, слушал-слушал, наконец обернулся и сказал:
"Ну, господин хороший! Я пять лет на флоте прослужил, но такого слышать не приходилось".
Бунин отозвался:
"А Вы как думали, милостивый государь, я ведь - почетный член Русской академии изящной словесности!".

Как философствовал стихотворец Валентин Тарас:
Вы не судите слишком строго,
но прямо должен я признать,
что иногда ругался в бога,
а иногда и в бога-мать.
Ведь жизнь — она не булка с маком.
Порой вскипишь, как самовар,
а русский мат — хороший клапан, —
глядишь, и вышел лишний пар.

Отстаивает свободу самовыражаться и фанатик матерного русского Игорь Губерман: "Я хочу сразу вас предупредить. В своих выступлениях я употребляю ненормативную лексику. Дело в том, что мат является неотъемлемой частью русского языка и заставлять литератора отказываться от него, все равно, что требовать от художника не использовать какую-либо краску. Когда я начинал читать стишки с неформальной лексикой, то сталкивался с недоуменными взглядами, покрасневшими лицами, возмущенными звонками. И тогда я стал применять противоядие или анестезию. Строгим хранителям морали я напоминал слова великого знатока русской литературы Юрия Олеши. Он однажды заявил, что не видел нечего более смешного, чем написанное печатными буквами слово 'жопа'. И вы знаете, после такого вступления светлели лица даже у пожилых преподавателей марксизма-ленинизма. Они, видимо полагали, что раз так считает Олеша, член Союза писателей, то все в порядке".

Вот и прет Его величество мат изо всех дыр: то натуральная похабщина из провинциального рассказа вынырнет, то питерский Шнур загнет рок-этажи, то герой столичной повести выскажется, что называется, от души…

Именно об этом пародия Александра Иванова "Обучение русскому"
 
Шел вчера я в толпе городской
Показалось мне, трезвому, грустному,
– в разношерстице речи людской
Разучился я русскому устному...
  Сергей Макаров

Сердцем чувствую: что-то не так.
Стало ясно мне трезвому, грустному,
– я по письменной части – мастак,
Но слабее по русскому устному.
В кабинетной работе я резв,
И заглядывал в энциклопедии,
Но далек от народа и трезв
– вот причина подобной трагедии.
Нет, такого народ не поймет.
Не одарит улыбкою теплою...
И пошел я однажды в народ
С мелочишкой в кармане и воблою.
Потолкался в толпе у пивной,
Так мечта воплотилась заветная;
И, шатаясь, ушел: Боже мой,
Вот где устная речь многоцветная!
Что ни личность – великий знаток,
И без всякой притом профанации.
Слов немного – ну, может, пяток,
Но какие из них комбинации!
Каждый день я туда зачастил,
Распростясь с настроеньями грустными,
Кабинетную речь упростил
и украсил словами изустными.
У пивной мне отныне почет,
А какие отныне амбиции.
И поставлен уже на учет.
На учет в райотделе милиции...

Мы как-то неожиданно соединили мат с правом на свободу слова, поскольку считая упомянутую свободу конституционным правом, легко дать волю языку и перу, стягивая с тел лифчики и трусы, срывая все исподнее.

Между прочим, исподним в русском языке издавна называют нижнюю одежду, скрывающую срам человека. Давайте вдумаемся. Кто для всеобщего обозрения открывает срам, свой или чужой, тот приближается к преисподней, по-латыни infernus, откуда термин «инфернальная лексика», т.е. идущая из преисподней, а по-русски ежели - то срамословие или сквернословие.

Какая же душа преисполнена сквернословия? Та, что матерится не в редкие минуты раздражения, а «художественно», публики требуя, чтобы не только самой плескаться в нечистотах, но и другим показать, как это здорово, какую дает «свободу творческого полета».

Причем в современной литературе нашей (да и вообще в искусстве, театре, кино) у свободы сквернословия – масса заступников и адвокатов.

Даже диссертации сочиняются - "о культурной функции русской матерной речи".

Недаром же сам генерал Александр Лебедь дал авторитетное заключение: «Мат является основой командования и управления в совместных войсковых операциях».

Матерщина ныне ведет, без всяких преувеличений, подлинную войну против русского языка. Она агрессивно расширяет свой словарный запас, создает новые устойчивые словесные формы и фразеологизмы. Острие мата направлено, прежде всего, на замещение простых, наиболее употребляемых слов.

По сути, матерщина претендует на то, чтобы создать свой язык, параллельный русскому языку, или даже пропитать собою весь язык, слившись с ним в грешном экстазе.
А уж про то, что творится в Интернете, даже вспомнить жутко. Комментарии к песням и статьям бывают так переполнены матерщиной аудитории, что куда там - «девичьему ушку от полупохабщины разалеться», взрослому мужику читать эти перлы – и то стыдно.

Часто и на «Прозе» встречаешь «мастеров» такого художественного слова, от которого вянут уши и краснеет экран компьютера.

И вот читаю с пылу-жару новость: «В России вводится штраф за мат».

Батюшки-светы!
Госдума во втором чтении приняла законопроект о запрете ругательств на сцене, в книгах, фильмах, театре, теле — и радиоэфирах. Закон запрещает употреблять нецензурные слова на концертах, в спектаклях и на массовых мероприятиях, а книги и диски с такой лексикой должны продаваться в запечатанной упаковке с надписью «содержит брань», сообщает «Газета.ру».

За нарушение запрета граждан будут штрафовать на 2-2,5 тыс. рублей, должностных лиц — на 4-5 тыс., а юридических лиц — на 40-50 тыс. рублей. В случае повторного нарушения наказание увеличивается вплоть до дисквалификации на срок до одного года для должностных лиц, а для предпринимателей — вплоть до приостановления деятельности на срок до 90 суток. Апрель 23, 2014 12:18.
Как понимаю, закон этот тут же коснется и средств массовой информации, а значит - и Интернета.

Немедленно вспомнилась недавняя история с «Гаражом»…
Ведь, как говорят, заставь дурака богу молиться.
Я вот атеист, слово «бог» пишу с маленькой буквы, а сколько уже пытались меня заставить обязательно писать с прописной.
Выходит, теперь за всякую хреновину могут тебя, не говоря черного слова, как у нас в России повелось, сразу серпом, то бишь рублем…

А если борьбу с матом поручат душеведу с инструкцией?
А ведь так и будет, братцы!
Как пить дать, поручат!

Шестого мая журналист Владимир Зыков ответил на мой вопрос в «Известиях». Оказывается,

БОРОТЬСЯ С МАТОМ БУДЕТ РОБОТ

Вот отрывок из его статьи "Роскомнадзор начал охоту на мат в Интернет-СМИ".

Роскомнадзор начал тестирование системы автоматического мониторинга онлайновых СМИ, которая должна заработать не позднее IV квартала текущего года.
Задача системы — поиск нецензурной брани в статьях и комментариях.

Сегодня специалисты ведомства ищут мат в интернет-СМИ в ручном режиме. Об этом «Известиям» сообщил официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский.

По его словам, сейчас программа активно дорабатывается, в полную силу она начнет функционировать до конца нынешнего года.
Специалисты Роскомнадзора составляют для нее список ключевых слов.

Поначалу речь идет о поиске только текстов и изображений, но не исключено, что впоследствии программа сможет работать также с аудио и видео.
Полная стоимость создания системы оценивается в 25 млн рублей.

До начала полноценной работы программы специалисты ведомства в ручном режиме просматривают порядка 5 тыс. СМИ.

5 апреля прошлого года президент России подписал закон, запретивший нецензурную брань в СМИ.
В статье 4 закона «О средствах массовой информации» появилось положение о том, что СМИ нельзя использовать для распространения материалов, содержащих нецензурную брань.
Одновременно в Кодекс об административных правонарушениях внесли пункт о наказании за нарушение этого правила. Для юрлиц — это штраф от 20 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

При этом дата написания статьи значения не имеет.

По словам Ампелонского, главное, чтобы читатели не могли, даже случайно, наткнуться в СМИ на текст, содержащий нецензурную брань.

В прошлом году Роскомнадзор дал интернет-изданиям 3 месяца на приведение своих ресурсов в порядок.
По истечении этого срока ведомство при обнаружении нецензурных слов в основном тексте или в комментариях читателей направляет виновникам рекомендательные письма о необходимости удаления нецензурной брани, либо предписания об удалении.

Во втором случае может одновременно выноситься предупреждение.

По действующему законодательству два предупреждения в течение года дают Роскомнадзору право обратиться в суд с требованием отозвать лицензию СМИ.

Также в прошлом году Роскомнадзор обратился в Институт русского языка РАН за разъяснением, что считать нецензурной бранью.

По результатам исследования было принято определение, что матом считаются четыре слова русского языка и производные от них: «нецензурное обозначение мужского полового органа, нецензурное обозначение женского полового органа, нецензурное обозначение процесса совокупления и нецензурное обозначение женщины распутного поведения, а также все образованные от этих слов языковые единицы». http://izvestia.ru/news/570352#ixzz30uSDnIpy.

Сегодня деятели культуры горячо заявляют, что запрет матерного слова ограничивает творчество авторов, мешает развивать культуру.

Так, худрук театра «Сатирикон» Константин Райкин пояснил, что теперь путь на сцену закрыт многим новым пьесам, сообщает comandir.com. Талантливое произведение с ненормативной лексикой автоматически лишается права на существование.
Согласие же автора удалить мат лишает пьесу «остроты».

Юз Алешковский: «Мне плевать, что я считаюсь матерщинником. В литературе я пользуюсь матом только тогда, когда он мне художественно необходим. Заглянул однажды в книжку одного журналиста, где он с пренебрежением пишет про меня: детский писатель-матерщинник. "Ну и идиот", - думаю. Причем, если б он это сказал не обо мне, я бы подумал то же самое, поскольку суждение это поверхностное». («Известия», декабрь 2009).

Президент Московского международного кинофестиваля (ММКФ), режиссер Никита Сергеевич Михалков тоже не согласен с законом о запрете ненормативной лексики в кино и готов на диалог с властями. Об этом он заявил на брифинге, посвященном окончанию ММКФ, передает «Интерфакс».

«Мат — одно из великих изощренных изобретений русского народа. Есть отвратительный мат, когда на нем разговаривают в электричке, но есть мат как средство выражения крайнего состояния человека: боль, война, атака, смерть, и это оправдано ситуацией», — отметил Михалков.

«В закон нужно вносить коррективы», — цитирует мэтра ИТАР-ТАСС. К примеру, картины о войне представить без нецензурной лексики сложно, добавил он, уточнив, что «то количество мата, которое сейчас идет с экранов, это неправильная вещь».
«Я буду защищать право художника защищать ту лексику в своем фильме, которую он использует, если эта необходимость доказана - не на трибуне, но самим художественным произведением», - заявил режиссер, комментируя наличие мата в фильмах российской программы в рамках 37-го Московского международного кинофестиваля (ММКФ).

Вместе с тем Михалков отметил свое отрицательное отношение к ненормативной лексике в быту. «Мне омерзителен бытовой мат. Но в то же время я уверен, что мат это - часть русского языка, и это должно быть защищено автором. Конечно, когда "бляканье" и "еканье" становится в кино бесконечным, меня это не трогает», - заверил президент ММКФ.

Тем не менее, существуют в России и для реалистов режиссеров и артистов, как и для всех прочих, литературная языковая норма и Гражданский кодекс.

Им, бедным, видно, все кажется, что эти страшные ножницы (норма и кодекс) режут творческие крылья, уродуют смелые замыслы и т.д. Но давно не блещут достижениями режиссеры и артисты, хотя и выражаются они изо всех сил и не щелкают грозные ножницы над широкими крылами их свободного творчества. Какие-то частности вроде бы и получаются, а в целом – не берет за душу, творческая пустота-с.

И сколько бы они и их льстецы не кричали о своих «шедеврах», сколько бы не получали премий, только никак не удается сделать им по-настоящему бессмертных вещей, которые люди хотели бы смотреть через 30, 50 и 100 лет.

Причину этого прискорбного явления указал А.С. Пушкин в произведении «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные».

«…Вырвавшись из-под запрета, мат «опустил» весь русский язык в целом, - он, по моему глубокому убеждению, сам стал языком. Эдаким новоязом…
Сейчас невозможно сделать замечание человеку, говорящему на другом языке (на языке матов). Мат перестал восприниматься как нечто неприличное. Взрослые, боясь прослыть «совками», не делают замечаний матерящимся детям; писатели, стремясь найти общий язык с читателем, сами переходят на мат.
Еще одна причина, почему мат стал нашим новым языком – это легкость во владении им...
Есть уместный, хотя и неприличный (в смысле с матом) анекдот. Лилипутка ростом метр тридцать приходит к отцу и заявляет, что хочет выйти замуж. «Рост жениха?» - тут же спрашивает отец. «Метр двадцать», - смущенно отвечает дочь. «Выбрось его из головы, - сурово говорит отец. – Так мы (заменяю матерное слово на литературное) деградируем до мышей…»
Инна Кабыш. Простой, как мычание. Мат – это отказ быть человеком. Литературная газета. Апрель 2007 г.

По мнению омского писателя Виктора Власова,  сквернословят от несостоятельности
«Выражаются нецензурно почти что все: таксисты, врачи, учителя, спортсмены, военные, полицейские, журналисты и писатели, - пишет он. - Наблюдая нынешнюю политику, слушая ответственных за неё лиц, пристально следя за событиями, происходящими на Украине, в Сирии, в Америке, трудно держать себя в руках.
Здесь в родной России-то есть о чём подумать и чему поразиться, исказиться, наконец, будто от зубной боли. Отчего народ сквернословит – не научили, что плохо, а что хорошо? На заборе пишут гадости, на партах и на стенах – тоже, рисуют чёрти что.
Во всё горло матерится на улице летом веселящаяся на скамейках молодёжь. Попробуй сделать замечание – и тебя «обматюкают», ухмыльнувшись. В драку ведь не полезешь, некрасиво и неправильно. Матерятся молодые боксёры, выходя из клуба «Боец», не обращают внимания, что рядом учителя или доктора философских наук.
Смотрят по сторонам, выкидывают «коварную эмоцию», словно напрашиваются. Знают, что нельзя ругаться, плеваться и тем более драться, но всё равно способны лезть на рожон. Горячие головы, возможно, до поры до времени…
Тренер материт слабого атлета, чтобы тот воспрянул духом и одолел снаряд.
На соревнованиях не опозорил ни себя, ни окружение…
Есть чемпион России по бодибилдингу и видеоблоггер по фамилии Голубочкин. В каждом своём видео этот острый на язык атлет выражается нецензурно. Показывает, например, как правильно качать квадрицепсы или «трапецию» и при этом не обходится без матерных комментариев. Каждый комментарий сопровождается смехом и почти аплодисментами из спортивного зала. Монтаж, конечно. Этот парень славный малый и добивается неплохих результатов в тренировке мышц и в помощи другим атлетам, но слушать неприятно.
Гражданин Голубочкин, хватит браниться, остановитесь, пожалуйста...
При столкновении с критическими весами, при подготовке к соревнованиям, конечно, выскакивают плохие слова, за которые в детстве давали по губам. А такая вам фантастическая ситуация: нападают зомби, мир вот-вот рухнет, что приходит на ум… капец, ага? Больше фильмов надо смотреть голливудских и мультиков японских, где переводит на русский язык матерщинник Дмитрий Пучков, известный под псевдонимом Гоблин. А ведь он писатель, не знаете? Ничего страшного, если не знаете. Кстати, о гоблинах и орках. Читаю тут роман знакомой фантастки Евгении «Скади» Лифантьевой «Орк-лекарь» и удивляюсь количеству сленговых выражений и неприятных в звучании слов… Тема попадания в другое измерение (в мир орков и гоблинов) позволяет экспериментировать со словами и выражениями? Наверное, так и есть – раз ЭКСМО издаёт большие тиражи.
Матерная ругань проскальзывает в журнале «Сноб» и в «Русском пионере» – у писателя Прилепина, Лимонова, Охлобыстина и других. Находится рой критиков, выступающих за русский мат, как за достояние славянского народа. Некоторые классики позволяли выражаться нецензурно в стихах и в прозе, с ними не поспорить? Современное общество, по крайней мере, определённая и крупная его часть, почти без культурных тормозов, поэтому забавляет чтение текстов, насыщенных руганью. Это понятно как день и спорить тоже нет смысла.
Люди разбрасываются матерками на работе и дома, на улице и в туалете, в кафе и в огороде. Почему хороший автор не должен использовать брань, если она охватывает сферы жизни на планете? Матерщина неприятна, даже брошенное во зле слово также оставляет гадкий осадок.
Как слова-паразиты, так и «матерщинные придатки» оскверняют пространство так, что в нём вскоре не хочется и находиться, как после скандала воздух напоён отрицательной коробящей энергией. И психологи советуют на время покинуть дурно заряженные помещения… может, фантастика?
Почему бы не придумать литературного героя, который только бы и выражался, как сапожник, хотя не все портные зло ругаются, я знаю среди них верующих людей.
Сапожники-то не злословят на самом деле, я не слышал от них, признаюсь, ни одного плохого слова. И супруга моя тоже не слышала, сдавая в ларёк обувь.
Кто придумал это выражение про сапожника, сказать однозначно трудно, а данным интернета можно и не верить».
А что социология выяснила? "Материться в публичных местах стало можно. Стало можно материться при женщинах. Ну и женщины приняли новую свободу с энтузиазмом. Девчонки в своей среде сыплют матом так же, как мальчишки. Мат стал языком детей". Алексей Левинсон, социолог. Выражается сильно российский народ! Новая газета. № 1 от 10 января 2022 г.

По данным опроса фонда «Общественное мнение», почти четверть россиян мат в художественных произведениях считает допустимым. За нецензурную лексику в театре и литературе высказались 23% опрошенных.
Респонденты считают, что мат может быть непременным атрибутом раскрытия личности характерного персонажа. Также звучат мнения, что в России «на этом вся жизнь построена». Кроме того, высказывающиеся за мат в художественных произведениях напоминают, что мат встречается и у русских классиков.
Противников ненормативной лексики в художественных произведениях намного больше — 53% из 1,5 тыс. опрошенных россиян.
Из них около половины отвечали, что мат недопустим, поскольку развращает молодежь и детей. Респонденты думают, что «мат искажает, уродует русский язык», а ненормативная лексика заменима «приличными» синонимами. Они убеждены, что «такой реализм не нужен никому», а употребление бранных слов чуждо русской культуре и религиозным нормам, «потому что они приводят к дьяволу, вызывают демонические силы».
А больше четверти россиян признались, что не используют ненормативную лексику. Никогда. 26.08.2014. Газета.Ru.

А спустя почти полгода, 28 января РИА Новости поместило небольшую заметку Екатерины Чесноковой, озаглавленную
«Минкультуры РФ рассмотрит вопрос об изменении закона о мате в кино»
Только суть-то ее не соответствует названию.
Речь о том, что на  церемонии открытия Года литературы в РФ президент Владимир Путин отметил, что проведение мероприятий в его рамках поможет напомнить россиянам, особенно молодому поколению, о "всех удивительных возможностях нашего родного русского языка, который по праву входит в число самых выразительных и образных языков мира".
Путин, в ответ на заданный ему в лоб вопрос о его личном отношении к мату в искусстве, явно сдипломатничал:  «говорят, для того, чтобы добавить выразительности, нужно ещё использовать и неформальную лексику… Толстому не нужно было добавлять лексику такую, Чехову тоже не нужно, Бунину не нужно было. Вам виднее — литераторам. Может, чтобы быть ближе к народу, и можно допустить (неформальную лексику). Только, по-моему, не в рамках закона, не надо в рамках закона».
РИА Новости
Почему же журналистка решила, что Минкульт собрался менять законодательство?
Видимо, и у нее душа тоскует без мата…
 
Литератор из Санкт-Петербурга А. Аствацатуров в интервью «Немецкой волне» на вопрос «Как вы относитесь к антиматерному закону?» ответил, явно возражая   Президенту: «Отрицательно. Во-первых, это должен решать сам автор. Аргумент „у Пушкина, Тургенева в книгах мат не использовался“ для меня не работает… А во-вторых, повысьте сначала уровень населения. Мы же реалисты, мы описываем то, что есть».

А политики тоже не дремлют.
Особенно народные избранники.

Справочник нецензурных слов для судей
Известия, 18 марта 2015.
ЛДПР подготовила законопроект о составлении словаря нецензурных и бранных слов, который должен стать методичкой для судей при рассмотрении дел об оскорблении личности.

Предполагается, что словарь бранных и нецензурных слов и выражений русского языка в виде электронного документа утвердит пленум Верховного суда РФ.
Список оскорблений планируется пополнять в словаре каждые три года судебным департаментом совместно с экспертами.

Депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярев говорит, что, поскольку академических словарей ругательств русского языка не существует, отсутствие «эталонного» перечня бранных слов и выражений становится серьезной преградой для обеспечения единства судебной практики.

По его мнению, появление такого словаря окажет положительное влияние на сроки судебных разбирательств, так как отпадет необходимость в проведении лингвистических экспертиз, и повысит доверие граждан к судебной системе. «Сегодня в судах часто можно встретить диаметрально противоположные, равновесные экспертизы, касающиеся бранных слов. Защитить репутацию крайне сложно в суде. Словарь бранных слов появится на основе судебной практики, экспертиз, что поможет судьям в работе над делами по защите репутации», — заявил Дегтярев.

«И даже эксперты не всегда способны дать правильное лингвистическое заключение ввиду простого незнания некоторых редких или новейших бранных слов и выражений. Скорее всего, некоторые судьи и эксперты пытаются компенсировать нехватку знаний, обратившись к продающимся во многих магазинах неакадемическим словарям "русского мата" и "криминального мира", другие полагаются на собственное понимание смысла конкретного слова», — говорится в пояснительной записке к документу.

Необходимость обновления словаря объясняется тем, что со временем одни ругательства исчезают из употребления, появляются новые бранные слова, в том числе заимствованные из иностранных языков и тюремного жаргона.

Ранее многие эксперты заявляли, что использование человеком мата говорит о его честности, поскольку он ведет себя более раскрепощенно и меньше врет. Считалось, мат или ненормативная лексика свидетельствуют, что человек искренен, но просто не стесняется в своих выражениях. По мнению социологов Гарвардского университета, такая гипотеза является мифом и не имеет права на жизнь. Они настаивают, что мат - исключительно признак бескультурья, передает Psychologytoday. Ученые провели эксперименты с участием жителей 50 штатов США - в одних существовали серьезные штрафы за сквернословие, в других - нет. Соответственно, жители одних штатов использовали ненормативную лексику реже, а другие - чаще. Но оказалось, что желание и умение врать совершенно не зависит от речи человека. Выяснилось, что почти никогда мат не говорит о честности человека, который его практикует. Оказывается, желание и умение врать совершенно не зависят от того, сквернословит ли человек или нет. По их словам, некоторые люди действительно могут врать меньше. Но в один момент они могут высказать «всю правду в лицо», а в другой – соврать для собственных нужд.
Ученые уверены, что ненормативная лексика является не чем иным, как симптомом отсутствия культуры у людей, использующих его в своем обиходе.


И еще одно...
С 9 марта 2016 года российских покупателей книг и иной печатной продукции должны предупреждать о наличии ненормативной лексики надписью «Содержит нецензурную брань».

Да знаю, знаю, что не выйти
Нам из процесса мирового, —
Но так и хочется завыти,
Сглотнувши матерное слово.
Борис Чичибабин.


Рецензии
Статья интересная и не только познавательная. но и заставляющая задуматься и в некоторых местах вызывающая желание подискутировать. Но дискуссий а ответах уже много и читать их тоже интересно.
Зацепился глазами на Вашу фразу: "Я вот атеист, слово «бог» пишу с маленькой буквы, а сколько уже пытались меня заставить обязательно писать с прописной."

В Карельском издательстве опубликовал я свою книгу. В ней есть мой рассказ "Собеседник". (Я тоже в какой то мере атеист. Не полностью. У меня своё мировоззрение и суждение о боге, совпадающее со многими, надеюсь атеистами, но не совпадающее с официальной наукой. Об этом мой рассказ).
В редакции наотрез отказалась печатать слово бог с маленькой буквы. Заявили что существует правило писать слово Бог с большой буквы, и поэтому редакция отказывается печатать книгу безграмотно. Мол, к вере правила не имеют никакого отношения.
Где такое правило написано, они мне объяснять не стали. Заявили что не собираются заниматься ликбезом. Предложили посмотреть в Инете. Посмотрел. Действительно, даже в статьях отрицающих существование Бога, это слово пишется с большой буквы. Пришлось с редактором согласиться.
Ссылку -(хотя я не применяю мата даже в простом общении)- на слова Путина я сохраню. Причем с большой к Вам за неё благодарностью.
С уважением!

Эйно Тимонен   14.02.2015 11:51     Заявить о нарушении
Спасибо, Эйно.

Сергей Шрамко   14.02.2015 19:48   Заявить о нарушении
Кстати, недавно у меня была дискуссия с редактором моей книги.
В конце концов нашли: в требованиях четко сказано - бог с большой буквы только в религиозной литературе. В остальных случаях - только по усмотрению автора.

Сергей Шрамко   26.06.2015 17:17   Заявить о нарушении
Очень интересно. А где эти требования я смогу найти. Может дадите ссылку?
С уважением!

Эйно Тимонен   26.06.2015 18:12   Заявить о нарушении
Эйно, она мне показала брошюрку и я углубляться не стал: в моей книге все б сделали маленькими.

Сергей Шрамко   26.06.2015 19:09   Заявить о нарушении
Нашел.
"Правила русского языка

Согласно правилам русского языка слово «бог» пишется с заглавной буквы в тех случаях, когда оно обозначает имя собственное единственного божества в монотеистических религиях (например, христианский Бог), которое используется наравне с другими его именами.
Со строчной буквы слово пишется, когда обозначает одного из множества существ, которые представлены, например, в мифологии (римские боги) или фантастической литературе. Также слово пишется со строчной в случае использования в составе устойчивого сочетания, например «играет как бог» или «слава богу» (в этом случае верующими может писаться с заглавной буквы).[1] В вымышленных культурах может существовать внутреннее правило наименования богов, например, Боги Хаоса.
Подробнее:

Эйно Тимонен   26.06.2015 22:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 27 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.