афоризмы часть 3 201-300

* * *
№ 201
Чужие заблуждения занимают только пустые головы.
* * *
№ 202
Завистнику мало быть счастливым самому, ему нужно, чтоб другие были несчастны.
* * *
№ 203
Талант немыслим без мужества: нужно иметь доблесть противостоять обыденности всего мира созиданием.
* * *
№ 204
Отличие родовых мук от мук творчества в том, что последние никогда не кончаются.
* * *
№ 205
Боязнь быть не похожими на других подчас пересиливает в нас даже страх смерти.
* * *
№ 206
Вот уж, воистину! Злодей, попавший в беду, редко может жаловаться на кого-нибудь, кроме  себя. 
* * *
№ 207
Бывает, хорошие слова оборачиваются худыми делами, и наоборот, худые дела маскируются хорошими словами. Но в памяти остаются лишь те начинания, в которых хорошее начало приводило и к хорошему концу.



* * *
№ 208
Люди по природе беспечны и никакая опытность не способна сделать нас серьезней.
* * *
№ 209
Те, кто много жалуются на жизнь, вряд ли способны ощутить подлинное страдание, так же как и всю полноту счастья.
* * *
№ 210
Зависть чужому счастью или злорадство по поводу чужого несчастья никому еще не помогли самому сделаться счастливей.
* * *
№ 211
Гений мгновенно прозревает то, на осознание чего человечеству после него требуются  столетия.
* * *
№ 212
Все силы души посвятить возведению миражей? В погоне за пустой абстракцией глупейших заблуждений принести на алтарь утопической идеи все многообразие жизни, самим дыханием своим призванной будоражить в человеке мысли и чувства? Что может быть глупее!  Ведь самое разрушительное, как это ни покажется странным, является крушение призрачных и бесплотных иллюзий,  ибо жизнь, уподобляя себя их бледному призраку, сама обескровливает себя в борьбе с ними.
* * *
№ 213
Виня в своих бедах всех, кроме себя, мы выступаем в роли жертвы, неизбежно рано или поздно становясь таковой и в действительности.
* * *
№ 214
Любовь греет сердце, ненависть скребет его иглами беспокойства.
* * *
№ 215
Человеку дано встретить в жизни лишь один раз любовь, а во все остальные – лишь призраки ее.
* * *
№ 216
Человек,  потерявший свою любовь, принесший на алтарь гордыни  сердце, никогда не простится с ее призраком, ежедневно являющимся ему ностальгией по дням минувшим.
Люди, разбившие чье-то сердце, вновь и вновь воскресают духом лишь за тем, чтобы после вновь низвергнуть его в пучину безысходности. Все силы души они направляют на преодоление тех препятствий, которые сами же себе и воздвигли, сменяв идеалы юности на материальный комфорт и  неизбежно связанные с ним холод и скудость духовной жизни. Они как бы находятся в перманентном ожидании того, что никогда не вернется, подобно пассажирам, некогда отставшим от шикарного экспресса, не желающим ехать по тому же маршруту вагоном 2-го класса.
* * *
№ 217
Любовь нельзя сделать больше или меньше, ее можно либо сохранить, либо растоптать, погрузив сердца во всегдашний мрак и холод.
* * *
№ 218
Конечно, всегда легче подмечать чужие промахи, нежели исправлять свои собственные, этим и объясняется всегдашнее засилье критиков, в таком множестве приходящихся на одного созидателя.
* * *
№ 219
Преданность верных друзей, несомненно, предпочтительней измен неверных жен.
* * *
№ 220
О достоинствах человека  суди по количеству окружающих его завистников.
* * *
№ 221
Сильные духом противодействуют великим страстям, слабые не в состоянии поставить барьер и малым.
* * *
№ 222
Цель жизни людей благородных - научиться любить других, чтобы сохранить свое имя в благодарной памяти потомков, цель людей ограниченных – отрешиться от всего ради любви к себе, чтобы не оставить после себя никакого следа.
* * *
№ 223
Любимое дело не может получиться не талантливо.
* * *
№ 224
Честолюбцы не способны хранить верность в дружбе.
* * *
№ 225
Эмансипированные женщины, борющиеся за равенство полов, сохраняют все недостатки слабого пола, не приобретая при этом ни оного достоинства мужского.

* * *
№ 226
Можно ли достичь великих целей, добиваясь их ничтожными средствами?
* * *
№ 227
      Болезни тела есть продолжение болезней души, и никакие лекарства, производимые сегодняшними поврежденными людьми, поставившими здоровье людей на поток, не изменят этого положения вещей.
* * *
№ 228
Часто добродетель бывает связана со скудостью предоставленных человеку  жизненных возможностей и связанных с ней ограниченным набором соблазнов, но от этого она ведь нисколько не теряет в цене!
* * *
№ 229
Сближаясь с разными людьми, неизбежно становимся другими. Хуже или лучше, но другими. Может, потому уже сложившимся людям все трудней находить новых друзей, что они уже делаются неспособны к переменам в самих себе?..
* * *
№ 230
Отсутствие добрых дел заставляет людей праздных оправдывать занятостью, связанной с совершением множества худых.
* * *
№ 231
Для людей, духовно обедненных, не знающих подлинной духовной жизни, ее заменяет ритуал. Они уже не замечают того, что выходит за рамки усвоенных ими обрядов. Человек слышит лишь то, что ложится ему на душу, но если душа мертва, живое слово стекает по ней, как капля воды по поверхности, смазанной жиром. Живое движение не способно проникнуть вглубь очерствелого сердца, т.к. они, будучи по природе противоположны, отталкиваются друг от друга, как разноименные электрические заряды.               
* * *
№ 232
Человеческое сердце более открыто для радости, нежели - печали, и неизменно стремится к любви, хотя и не может избегнуть того, что в сладости ее часто таится и горечь разлуки.
* * *
№ 233
Старость – удел каждого, но каждый подходит к ней с разным багажом: эгоисты имеют в нем болезни и одиночество, люди великодушные – крепкую семью и двух-трех старых друзей, на чьи плечи он всегда сможет опереться в трудную минуту.

* * *
№ 234
Сочувствуя другим, мы отчасти жалеем и себя самих, сострадая, мы одновременно оплакиваем и собственные горести.
* * *
№ 235
Величайшая ложь беса в том, что нельзя избавиться от искушения, не покорившись ему; что можно обуздать страсть, лишь удовлетворив ее. Пучина страстей бездонна, и избравший путь их удовлетворения – безумен, ибо, утолив одну страсть, человек впадает в искушение десятью новыми, более злейшими, удовлетворение которых приводит лишь к большему падению. Поднимаясь к пикам наслаждений, человек одновременно опускается все ниже, общаясь с бесами, все более лютыми, которые, завладевая его душой, превращают его из создания Божьего, наделенного свободной волей, в их послушного слугу, не могущего и шагу ступить без их грозного окрика, и полностью неподвластного самому себе. И коль скоро человек уже не может при жизни без них и шагу ступить, то, расставаясь с телесной оболочкой после смерти, он следует за ними послушно в их логово, долину смерти.
* * *
№ 236
Почему считается, что молодежь в неоплатном долгу перед старшим поколением? Ведь именно ей придется расплачиваться перед потомками за безумства отцов, а не наоборот!
* * *
№ 237
Мы входим в различные периоды жизни разными людьми, и часто так же оказываемся не похожи на себя в разных возрастах, как бывают отличны друг от друга люди разных исторических эпох.
* * *
№ 238
Тот, кому дарованы большие возможности, нередко ставит себя в зависимость от собственных прихотей.
* * *
№ 239
Судьба милосердно дарует возможность почувствовать нам всю суетность своих желаний, не осуществляя самые безумные из них.
* * *
№ 240
Муки любви тем злее, чем более жестоко мы посмеялись когда-то над чьей-то любовью.
* * *
№ 241
Часто наставления дают не те, кто умнее и опытнее, но те, кого случай поставил командовать  другими людьми.

* * *
№ 242
Властолюбие – жесточайший поработитель тех, кто желает властвовать.
* * *
№ 243
Любопытством в первую очередь движет желание узнать что-нибудь дурное, а вовсе не хорошее о других, именно поэтому злые вести распространяются гораздо быстрее добрых.
* * *
№ 244
Кто может быть более одинок, чем публичные люди? Будучи все время на виду, у них просто нет времени остаться наедине с  собой.
* * *
№ 245
Легкость нравов способствует стремлению к удовольствиям, а удовольствия неизбежно приводят к расцвету пороков, поэтому нет ничего опаснее облегченного взгляда на жизнь, за которым  разочарованность целых  поколений, растерявшего себя, в погоне за наслаждениями.
* * *
№ 246
Наверное, все-таки, ложь  - главный грех в иерархии грехов, остальные – лишь производные от него. Он - как бы ствол, питающий ветви древа человеческих пороков. С одной стороны, он самый легкий и доступный, - ведь лгать, как известно, умеют все, даже маленькие дети, с другой, –  наиболее  близок по духу нечистому. Ведь в Писании сказано, что когда нечистый лжет, он говорит свое, поэтому его и называют отцом лжи. Таким образом, лжесвидетельствуя, мы уже говорим не от своего имени, но - от его.
* * *
№ 247
Поскольку заурядностей всегда большинство, власть большинства – это неизбежный диктат посредственности.
* * *
№ 248
Никакое дело не делается без преодоления препятствий, поэтому человек, сетующий на «неблагоприятный» ход событий, часто бывает заинтересован не в результате, а лишь в оправдании собственного бессилия, ставшего истиной причиной его неудач.

* * *
№ 249
Лень не хуже всяких болезней убивает человеческие дарования, превращая даже талант в посредственность.
* * *
№ 250
Чем меньше человек знает, тем больше уверен в том, что знает все, и напротив, чем больше знает, тем больше убеждается в том, что знает очень мало.
* * *
№ 251
Только у дураков есть ответы на все вопросы.
* * *
№ 252
Тот, кто все силы своего ума расходует на то, чтобы угодить тем, кто его лишен, тратит время попусту.
* * *
№ 253
Нельзя любить животных больше чем людей. Тот, кто сочетает в себе одно и другое, действительно добр, тогда, как  предпочитающий животных  обществу людей, скорее, душевно поврежден, нежели сердечен.
* * *
№ 254
В России, деньги платят не всем, поэтому тем, кому платят, платят  много, потому что, если бы платили всем, денег было бы не так много.
* * *
№ 255
Человек, искренне заблуждающийся, ближе к Истине, чем знающий ее, и цинично поступающий противоположным образом.
* * *
№ 256
Мы знаем о чужих недостатках гораздо больше, нежели о своих, и потому больше предпочитаем толковать о них, нежели обсуждать свои собственные.
* * *
№ 257
Красноречие – редкий дар, хорошо, если он сочетается в человеке и со способностью к действиям.
* * *
№ 258
Экономя в малом, сможем ли преуспеть в большем?..
* * *
№ 259
Часто осуждающий недостатки других попросту не располагает эрудицией, чтобы обсуждать их достоинства.
* * *
№ 260
Язык был дан людям, чтобы ясно выражать свои мысли и чувства, а современный мир использует его как раз с обратной целью - максимально затемнить смысл речей, а чаще - и вовсе скрыть их содержание.
№ 261
* * *
Умение скучать продлевает жизнь.
* * *
№ 262
Почести никогда не шли на пользу тому, кого были призваны прославить.
* * *
№ 263
Старые друзья хороши тем, что знают нас такими, какие мы есть, и не требуют быть такими, какими мы не будем никогда.
* * *
№ 264
      Завидовать, пожалуй, можно лишь тому, кто лишен чувства зависти.
* * *
№ 265
      Может, мы и не можем вовсе избавиться от пороков, но в наших силах хотя бы попытаться помешать им, управлять нами в повседневной жизни.
* * *
№ 266
Божественные идеи сами  по себе никогда не опускаются в голову гения, но он сам поднимается к ним по неприметной, одному ему известной тропе.
* * *
№ 267
Доброта, не подкрепленная твердостью характера, превращается в безволие, сочувствие - в сердобольность, жалость - в попустительство, человек, наряду с радением за род человеческий, начинает испытывать чувство брезгливости к отдельным его представителям, окружающим его в повседневности.
* * *
№ 268
Завышенное самомнение – первый признак невежества.
* * *
№ 269
Ищет поддержку в чужих авторитетах лишь тот, кто отказался от авторитета собственных мыслей.
* * *
№ 270
Даже не знаю, что является более ненужным – лишние вещи или ненужные знания?
* * *
№ 271
Не видит чужих достоинств лишь тот, кто не способен изменить собственный взгляд на мир,  т.е. в первую очередь, на самого себя, а значит, и на других.   
* * *
№ 272
Поступок, оставшийся в Истории, – это синтез благородства замысла и мужества его воплощения.
* * *
№ 273
Мания величия неизменно оборачивается комплексом неполноценности для того, кто не желает помнить об ответственности, которую накладывает на него  талант.
* * *
№ 274
Обширные знания не всегда свидетельствуют об уме, часто, в отсутствии оного, они лишь способствуют росту заносчивости и высокомерия перед теми, кто знает меньше.
* * *
№ 275
Ради одной большой любви иные забывают семейный долг, а ради очередной короткой юбки - предыдущую любовь.
* * *
№ 276
В любви чем больше жертвуешь, тем больше приобретаешь, и только боящийся расточить чувства, жалея себя для других, иссушает сердце, оставаясь один на один со своими бедами, болезнями и одиночеством.
* * *
№ 277
Вместе с грехом в душе неизбежно поселяется и скрытое ожидание неотвратимости возмездия.
* * *
№ 278
Опьянение спора нередко таит в себе и похмелье горьких истин.

* * *
№ 279
Пьяный человек утопил свое Я в вине. Вместе с ним утонули и его достоинство и честь. Таким образом, человек добровольно отказывается от всего, что принадлежит его личности, становясь на одну доску с животными, которые не имеют лица. Таким образом, та расплывчатость, с которой окружающий мир видится пьяному, - ничто, в сравнении с той зыбкостью существования, которую он обретает, исчезая из этого мира через опьянение. Отказываясь от той роли, которая уготована ему во Вселенной Создателем, он сам перекрывает себе путь к Спасению, отказываясь войти в предназначенные ему небесные царские чертоги.   
* * *
№ 280
Женщины часто спорят лишь за тем, чтобы впоследствии согласиться с тем, о чем спорили.
* * *
№ 281
Самодовольные люди, как правило, весьма ограниченны: выходя за рамки своих амбиций, им становится не о чем говорить, ища очередной повод для гордости.
* * *
№ 282
Бездарности бьются над оживлением мертвых образов своей  бледной фантазии, забывая при этом сами быть живыми образами чувств для своих близких.
* * *
№ 283
В минуты испытаний, надеясь на помощь извне, не забывай и сам искать путей к спасению!
* * *
№ 284
Будущее, пугая нас своей необратимостью, компенсирует ее незримой повседневностью перемен. Сознание того, что новое – хорошо забытое старое, помогает примириться с его неизбежностью.
* * *
№ 285
Леность пуста, доброта деятельна в себе. Любовь – благо для того, кто направил ее на других, и зло для того, кто замкнул ее на одного себя.
* * *
№ 286
В ссорах друзей нет выигравших и побежденных, поскольку в проигрыше остается сама дружба.


* * *
№ 287
Будь готов к тому, что, живя среди людей, умрешь все-таки в одиночку.
* * *
№ 288
Невозможно быть столь совершенным, чтобы нравиться всем, Даже Бог вызывает ропот недовольства атеистов и безбожников. Замечания часто вызываются не изъянами самого предмета, но неспособностью критиков подняться до величия замысла творца.
* * *
№ 289
Россия неизменно предоставляет своим сынам всю полноту выбора, считать ее матерью или мачехой.
* * *
№ 290
Быстрота решения не всегда свидетельствует о его правильности.
* * *
№ 291
Можно ли победить в войне с собой?
* * *
№ 292
Если хочешь достичь большего, начинай с малого, а не наоборот.
* * *
№ 293
Только та победа подлинная, в которой не слышен ничей плач.
* * *
№ 294
Плохо то преступление, которое совершается вопреки закону, но во сто крат ужасней то, которое вершится во имя его.
* * *
№ 295
Злодей, не имея настоящих причин к преступлению, довольствуется лишь видимостью их.
* * *
№ 296
Повелевать другими достоин лишь тот, кто научился повиноваться доводам рассудка.
* * *
№ 297
Наверное, самое вопиющее зло – это то, которое вошло в обычай, т.е. стало повседневным.

* * *
№ 298
Обычаи часто покрывают самые низкие, жестокие стороны человеческой натуры, делая их нечувствительными к уколам собственной совести.
* * *
№ 299
Прощая без покаяния, – чем ты будешь отличаться от  преступников?

* * *
№ 300
         По закону сохранения энергии, в избытке удовольствий неизбежно пребывает и дефицит сердечного тепла.


Рецензии