Моё ворчание о высоком

                Моё ворчание о высоком

 Говорил же профессор Преображенский, не читайте газет перед обедом….  Не послушался, попались старые экземпляры «Литературной газеты», почитал на свою и чужую голову.
 Прочитал несколько критических статей, авторы разносили в пух и прах каких – то писателей, поливали холодным душем поэтов, чьи стихи не понравились им по разным причинам. Обычная газетная деятельность, но накачали меня своей агрессией, всплыли и мои критические взгляды на прикладное искусство.
 Много лет работаю в этом жанре, встречались большие мастера, но, сколько просто дилетантов, как сказал один киногерой: «Превеликое множество»!      
 Тут и попалась мне ещё одна газета с материалом о местных промыслах. Не знаю, куда деваются великолепные работы, но в продаже видел посредственные и, просто, не привлекающие внимание поделки. Написал по «электронке, письмо автору, высказался, так сказать. Когда уже отправил, подумал, человеку заказали статью, он написал, только журналист не всегда разбирается до тонкостей том, о чём пишет, а искусство, вообще штука специфическая.
 Автор статьи честно признался, его подход простой: «Нравится – не нравится». Может и обидел я человека, но обидно за Прикладное искусство, это ведь не банальное изготовление сувениров, у кого шевельнётся язык назвать работы Фаберже сувенирами. О своём «подвиге» сообщил нескольким друзьям, знакомым с этой темой, сошлись на том, что не стоит требовать многого, там, где главное заработать деньги.
 Письмо хотел удалить совсем, рука не поднялась. Решил поделится своими мыслями, может пригодится кому моё ворчание.

 Добрый день.
Прочитал Вашу статью «Традиции и инновации». Материал конечно интересный, но я хочу не много повозражать, у меня несколько иной взгляд на некоторые вещи.
 Прежде чем читать дальше, просмотрите сайт по этой ссылке /http://prohkbr.ru/mitrofanov/gallery1.htm  /, что бы не сложилось впечатление, что пишет Вам брюзга – дилетант. На этом сайте малая часть моих работ из дерева. Думаю, что сделавший такие вещи человек имеет некоторое понятие в гармонии.
 С деревом и металлом работаю с раннего детства. У деда была мастерская и он учил держать инструмент в руках.
 Случались выставки моих работ  персональные и совместные с другими мастерами. Но не очень мне нравятся такие мероприятия, иной раз появляются враги. Зависть, привычное явление в таких кругах.
 В Анадыре была выставка моего дерева, в музее, был сюжет на телевидении, статейка в газете, но, ни один из местных мастеров не изъявил желания встретится, просто поговорить о работе.
 Мои работы есть в США, Германии, Израиле, Норвегии, Франции, это только что я знаю наверняка, может, есть ещё где.
  Теперь о цели моего письма.
Много лет смотрю на изделия из кости. Материал несомненно богатый, на материке просто не найти похожего. Но скажу честно, в восторге от работы был один раз. Тогда  показали мне два маленьких моржовых клыка с графикой.
 Сюжет, исполнение дополняли друг друга, всё было ясно и понятно без комментариев.
 Сколько не присматривался на витринах к резным фигуркам, не попалось ни чего яркого, обычная массовая продукция. Заученные формы, замершие олени и собаки, не видно жизни, даже медведь с моржом просто позируют, нет самой битвы за жизнь.
 Я понимаю, что сломать неудавшуюся работу из клыка накладно, сырой клык стоит приличных денег. С деревом мне гораздо проще, ударил топором и нет неудачной работы. Сломаны сотни работ без всякого сожаления.
 В вашей статье много похвал мастерам, на мой взгляд, это медвежья услуга. Психология мастера  хитрая штука,  в потаённых уголках сознания каждый из нас считает себя лучшим среди всех. Если не одёргивать себя, часто слышать похвалу, можно и уверовать в свою гениальность. Здесь  живёт главная заковыка, увидев прекрасную работу, уровнем выше собственного, можно впасть депрессию или хуже того, стать врагом этого мастера.
 Много лет назад, мне подсказали словами А.С. Пушкина: «Хвалу и клевету приемли равнодушно…»
 Этого человека давно уже нет, но всякий раз, услышав похвалу, вспоминаю его слова.
 Был у меня случай, рубил скульптуру из дерева для полян отдыха в Приэльбрусье. Медвежонок вышел забавный даже глаза с хитринкой, но мордочка все, же была грустной. Тогда это самый человек подошёл и резцом чуть подправил губы, медвежонок сразу засмеялся.
Потом этого медвежонка украли с площадки, плохое не воруют. А похвалил он меня только один раз и весьма странно, сказал: « Почему ты такой злющий, а все твои звери весёлые»?
 Прошлым летом возле «Новомариинского» какая – то женщина продавала резную кость. Долго стоял, высматривал интересную работу, так ни чего и не увидел интересного. Не удержался и посоветовал делать предварительный эскиз из пластилина и, изгибая искать движение.
 Она странно, как свысока, посмотрела на меня, может, подумала: «Ходят тут всякие, с советами лезут…».
  К статье приложена фотография «Любопытные бычки», недоработана и очень сильно. Рыбки похожи на замёрзших возле лунки, если бы, хоть зрачками было выделено любопытство, уже было бы не плохо.
 Почему написал, сам не понимаю, может обидно за искусство в целом, нет движения в сторону гармонии. Традиция традицией, но где творческий поиск?
  Это конечно только моя точка зрения, в таком деле каждый портит материал как умеет.


Рецензии