Свободный человек
Он был Человеком. Прежде всего. Свободным человеком, для которого не имели значения ранги и субординация, который в советское время не гнался за партбилетом, но и не был в восторге от американского образа жизни, как многие "диссиденты”. Человеком, не шаблонно воспринимающим любую теорию, но пытающимся анализировать и имеющим собственное мнение по всем вопросам.
Ефремова я начал читать где-то лет в 12, причем первым произведением была «Туманность Андромеды». С первых же строк я был поражен восхитительной поэтичностью ефремовского слога. Иван Антонович умел удивительно красиво описывать вроде бы простые вещи и эмоции, и в то же время делал это очень легким языком, без нагромождений ненужных подробностей. Да, фантастические произведения Ефремова насыщены специфическими терминами, но если рассматривать их с точки зрения чистого писательского искусства, то выясняется, что слова в его романах, повестях, рассказах связаны друг с другом невидимыми нитями и как бы вплетены в узор повествования, сама манера письма сразу настраивает на романтический лад. Не зря его первые рассказы называют "стихотворениями в прозе”. Когда читаешь Ивана Антоновича, то моментально перед глазами появляется визуальная картинка – как кино, причем кино не фальшивое, а настоящее, которое не отличишь от жизни – как будто сам присутствуешь на месте событий. При этом что мне особенно импонирует при прочтении Ефремова – это отсутствие грубости, так называемого налета «пролетарской» или «деревенской» прозы, когда он рассказывал о том же селе не как о гордых собой, но все-таки оторванных от других крестьян со своей закрытой кастой, не принимающей и не понимающей общечеловеческих ценностей, вкалывающих с утра до вечера на поле, снимающих стресс самогоном и поющих специфические нудные песни – нет, писал он в том числе и об этом, но так, что сельчане сразу воспринимались как Люди, а не как убогие односторонние индивидуумы с определенной психологией. То есть нет у него разделения на «своих» и «чужих», нет отвращающего «соцреализма». И коммунизм у него это не «взять всё и поделить», а создать равные возможности для всех, то есть максимально благоприятные условия для полного раскрытия творческого потенциала каждого человека.
Ефремов писатель, Ефремов художник и Ефремов ученый. Как строгая логичность ученого совмещалась с творческой свободой художника слова? Ведь совмещалась же. Удивительным образом сплеталось в произведениях Ефремова. На мой взгляд, это связано как раз с внутренней свободой Ефремова, с тем, что он воспринимал науку не как что-то раз и навсегда застывшее, окаменевшее и неизменное, а относился к ней творчески, не был зациклен на какой-то конкретной теории, отвергая другие. Поэтому так много у него необычного (вместо классических фотонных звездолетов анамезонные, где топливо это не два бака с веществом и антивеществом, а субстанция с разрушенными мезонными связями ядер, необычные краски будущего и тому подобное), много того, что не воспринимается современной наукой, которая, впрочем, сама в области неизведанного оперирует лишь гипотезами. Поэтому придуманная и разработанная им наука Тафономия долго отвергалась ретроградами «чистой» палеонтологии.
Ефремов был внутренне свободен. Он мыслил и писал не шаблонами в стиле «Тихого Дона» и «Поднятой целины», пусть и не получил Нобелевской премии. Его творчество необычно как для того времени, так и сейчас – действительно при первом прочтении, как правильно подметили многие критики (и даже советский классик Лев Кассиль, говоривший, по воспоминаниям самого Ефремова, что его рассказы производят впечатление переводов с английского), возникает ощущение, что произведения Ефремова – это переводы с иностранного языка. Очень уж свободно, одухотворенно и как-то не по-советски он пишет. Нет в его романах благословий в адрес великого советского строя и, что самое крамольное, в придуманном им обществе будущего нет ни одного упоминания СССР. Видимо, предчувствовал писатель распад искусственно созданной страны. При этом от коммунистической идеи (безусловно гуманистической) он не отказывается, Земля через 3000 лет у него живет в равенстве и братстве, причем люди далеко не одинаковые, просто равны их возможности. Вполне американский подход, верно? Правда, лишенный американского примитивизма и гламурности. В этом был Ефремов весь, пытавшийся объединить лучшее из всех систем и идеологий.
Независимость взглядов, смелость их показа, ироничность, но без унижения оппонента в споре – вот характерные черты стиля Ефремова. Говоря современным языком, Ефремов был очень «стильным» человеком (не постесняюсь даже назвать его «иконой стиля») в противоположность «модным» людям тех времен, которые вместо естественного и свободного выражения своих взглядов, своей творческой и жизненной позиции просто подстраивались и приспосабливались под существующие советские реалии, моментально перекрашиваясь в любой цвет в случае изменения обстановки. Эдакие холоднокровные хамелеоны, у которых не было внутри огня, не было светлых и чистых устремлений, а было только лишь желание успеха любой ценой. Ефремов тоже был успешен, но успех был следствием его творчества, а не причиной. И в этом, как и в свободе и естественности, залог его бессмертия.
Свидетельство о публикации №214042301816
Стиль Ефремова для того времени (да и сейчас) действительно уникален и неповторим.
Приглашаю вас присоединиться к обсуждению личности и творчества Ивана Ефремова на форуме "Свобода внутри нас" - http://svobodavnutri.unoforum.ru/
Максим Михайлович Михайлов 24.04.2014 06:27 Заявить о нарушении