Москва 4 и 20 апреля 1147 года

Сагит Фаизов

Москва 4 и 20 апреля 1147 года


     И приславъ Гюргии реч, приди ко мне, брате, въ Московъ. Стославъ же еха  к нему съ детятемъ своим Олгомъ в мале  дружине, поима со собою Володимира  Стославича. Олегъ же еха напередъ къ Гюргеви  и да е  пардоусъ, и приеха по немъ оць его Стославъ  и тако любезно целовастас въ днь пятокъ на Похвалоу стеи  Бци*, и тако быша  весели, на оутрии же днь повеле Гюрги оустроити обедъ силенъ и створи чсть великоу имъ [1].
 
* Святой Богородицы.

     Перед нами текст, который считается первым упоминанием Москвы в исторических источниках.

     Перечитаем его. Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил на пир к себе «в Москов» князя Святослава Северского с сыновьями. Сын Святослава Олег отправился ранее отца и Владимира Святославича с «пардусом», который понят комментаторами как барс. Затем, в пятницу, накануне дня Похвалы Пресвятой Богородицы, то есть 4 апреля, за 16 дней до Пасхи, ожидаемой в том году, также, как в нынешнем, 20 апреля, на пятой седмице Великого Поста, приехал князь Святослав. «И быша весели». Следующим днем состоялся «обед силен». Случай не делающий чести благочестию князей. Если бы он был. Автор записи полагает, однако, что его и не было. Когда он пишет «и да е пардоусъ», он вводит дополнительную дату в свое сообщение. Неполный глагол «да» вместе с предшествующим союзом «и» образует лексему «ида», за которой подразумеваются древнеримские «иды», середина месяца, в апреле приходящаяся на 13 число [2]. Следующее, тоже неполное, местоимение «е», имеющее числовое значение 5, подсказывает, что Олег приехал не раньше отца, а позже — 9 апреля: по правилам римского календаря день месяца обозначался указанием количества дней до начала (календы) или середины месяца, но в это количество включались как рубежный день, так и тот, который маркировался. Для того, чтобы у читателя не было сомнений в правильности такого понимания записи, креативный автор и ввел «пардоусъ» с конечным числовым значением 9 (8114742). Действительное вербальное значение «пардуса» вовсе не «барс», «пардус» - пара «друзей», где подразумеваемая русская лексема «пара» находится в контаминации с татарской «дус» или «дуст» («друг»). Конечная проекция «пардуса» - святомученики Мануил и Феодосий, пострадавшие за веру в 304 г. и поминаемые 9 апреля по григорианскому календарю [3]. Приезд Олега в Москву позже отца на пять дней и без барса и, следовательно, невозможность примирения явной и скрытой записей маркируют отсутствие описываемого события.

     Выразительный дополнительный смысл включен креативным автором в даты открытого текста. 4 апреля 1147 г. образует ряд конечных числовых значений 4 4 4 (исчисление годичной даты от сотворения мира не меняет в рассматриваемом случае конечного значения чисел даты), следующий день образует ряд 5 4 4. Все четверки двух дат, их пять, в сумме образуют число 20 — указание на ожидание Пасхи 20 апреля и подчеркивание того, что «веселье» и «обед силен» пришлись (бы) на Великий Пост, а «веселье» - вдобавок еще и на пятницу [4].

     Мотивационный смысл кодировки, вероятно, заключается в повторной констатации невозможности описываемого события. 

1. http://litopys.org.ua/ipatlet/ipat15.htm#r1147
2. Cм.:ru.wikipedia.org/wiki/Иды; ru.wikipedia.org/wiki/Римский_календарь
3. Cм.: http://www.tamby.info/pravoslavie/april-9.htm
4. Пожалуй, следует учесть также, что на пятое апреля приходятся ноны древнеримского календаря, но в французском языке  «non» означает «нет»; вероятность особенного, отрицательного, смысла нон усилена в тексте тем обстоятельством, что святомученики Мануил и Феодосий жили в Паннонии.

Опубликована 23 апреля 2014 г.


Рецензии