Проникновение в ирреальность

               

       Почти каждый ребёнок в детстве возится с цветными карандашами и красками. Удовольствие это недорогое, но зато появляется возможность определить наклонности и способности ребёнка. Для многих всё и заканчивается детской мазнёй, тем дороже приятные исключения. Достаточно первого незначительного толчка, и  талант пробьётся наружу, как чистый родник через толщу земли.
       Таков и Казимир Малевич. Первая коробочка с красками в пятнадцать лет, год в киевской художественной школе  создали из него творческую личность. Ради этого он, не задумываясь, оставил чиновничью службу.
       Делая первые шаги в жанре импрессионизма, художник вскоре резко повернул в сторону авангарда, для многих тогда непонятного. И тогда впервые явился к нему во сне Чёрный  Квадрат. Сон был мучительно-тревожным, повторялся не раз.
        Вначале Казимир видел окно, с непроглядной чернотой за ним. Молодой человек раскрывал окно, и чернота затягивала его в себя. И начиналось путешествие по бесконечному тоннелю. Было чувство, что тоннель этот – всего лишь часть чего-то необъятного, непостижимого. Глаза ждали света, но он не появлялся. В своём движении путник  постоянно сталкивался с какими-то сущностями,  визжащими и царапающими его.
Потом приходило удушье. Воздуха не хватало. Художник просыпался весь в поту, радуясь прекращению кошмара.
        Так в 1915 году Чёрный Квадрат предстал перед зрителем, принеся его автору бешеную популярность. Самое удивительное, что зрителям передаются ощущения художника. Только смотреть нужно подлинник. Копии и репродукции не дают того эффекта.
        Современники говорили, что Малевич хотел назвать картину «Окно в преисподнюю», но всё же ограничился нейтральным названием, дающим широкую свободу толкованиям. До сих пор неизвестно, где же путешествовал художник. Возможно, что в параллельных мирах.
        Вполне вероятно также, что Чёрный Квадрат явился своеобразным экраном инстинктивных предчувствий Малевича тех глобальных бедствий, ожидавших многострадальную землю русскую в двадцатом веке:  две мировые войны, революция, гражданская война, большевистская диктатура, ельцинская неразбериха 90-х годов.
         Малевича, судя по всему, очень тяготило общение с Чёрным Квадратом. Как альтернативу, он создал Красный и Белый квадраты, но те были обычными раскрашенными плоскостями. Оживал в представлении художника лишь Чёрный Квадрат.
         Малевич не расставался с этой темой и создал семь её модификаций.
Не исключено, что ,входя в черноту,  художник видел апокалипсические картины предстоящей гибели устаревшей углеводородной цивилизации на Земле , уступающей место разумной плазме.
           Он не перенёс этого и умер в расцвете сил. Могила Малевича не сохранилась. Памятником себе он оставил ряд достойных картин и среди них  непревзойдённый Чёрный Квадрат.

Апрель 2014г.
         


Рецензии