А важное полезно и повторить. О первых годах войны

1941 –й год. Я перешел в четвертый класс, мне 11 лет. Жили мы в то время  в районном центре Удмуртии, на ее севере, в селе Красногорском. Моя мама работала учительницей средней школы. Я «по совместительству» нянчил трехлетнюю сестренку Галю, водил ее, а зимой возил на санках в детский  садик.
Жили мы в двухквартирном стареньком деревянном бараке, занимали одну большую комнату. В селе не было электричества, у нас не было даже «тарелки»- радио репродуктора, мы не выписывали газет. Мы не имели ни керосиновых ламп, ни свечей.  Тогда в ходу были «коптилки»- небольшие стеклянные пузырьки, заполненные керосином.  Из жести делали  подставки для фитиля,  крошечный огонек освещал всю большую комнату.
Помню случай , когда мама написала записку  к директору МТС( Машинно- тракторная станция)с просьбой отпустить пузырек керосина для освещения. С этой запиской она послала меня  к директору МТС. Он распорядился налить керосину, но сказал, чтобы я больше не приходил.
Наша комната должна была обогреваться печкой- «голландкой». Но топили ее мы очень редко, так как она требовала много дров, а с дровами были большие затруднения.  Выручала железная печка«буржуйка». На ней пекли ломтики картофеля, сочни из пресного теста.
Зимой дома ходили в пальто и валенках. Спали втроем на одной кровати, не раздеваясь.  Сверху одеяла набрасывали пальто. Один раз летом я варил картофель» в мундире» в голландке, в небольшом  чугунке; ошпарил руку, и несколько дней ходил в больницу, где мне обрабатывали  ожог перекисью водорода. Еле заметный шрам и сейчас виден на моей левой руке.
В военные годы было очень трудно с мылом. Пользовались для мытья тела и стирки «щелоком»-настоем золы. Воду брали из колодца, уборная (ныне туалет) была на улице. Самая тяжелая проблема была с питанием, продуктами. В военные годы массовое распространение  получили «походы в деревню» для обмена различных вещей на продукты питания. Об этом сестра написала стихотворение «Хлеб».

Жила страна и в холоде,и в голоде.
Все мучились, страдали.
Но фронт обеспечивали всем необходимым!


Рецензии