Хроники Эксперимента в Урае. Лев Либов об

Анализируя хронику развития Эксперимента в Урае через призму газетных публикаций о нём любой непредвзятый читатель неизбежно придёт к выводу о существенном влиянии на сам процесс формирования Экспериментальной площадки личности выдающегося урайского педагога - Льва Иосифовича Либова. Собственно сам Лев Иосифович, преподававший историю с 1939 года был по существу «серым кардиналом» урайского городского комитета партии (КПСС – других партий в СССР тогда и во время начала эксперимента и не наблюдалось). Его публикации всегда большие, обстоятельные, острые не оставляли читателей равнодушными. Теперь, когда миновала четверть века и старейший педагог Урая опубликовал несколько книг об Урае, многие события эксперимента воспринимаются мною несколько иначе, чем там – внутри самого события  Я прибыл в город 17-го сентября 1988 года и уже 26-го сентября я в качестве ведущего игротехника вёл игру в пионерлагере «Факел» в местечке известном больше, как «Золотое Дно». В Игре участвовали ВСЕ руководители образования в городе, представители и ли руководители ряда крупнейших предприятий города, десятки самых авторитетных педагогов города, представители верхних эшелонов властных структур города, авторитетные родители, группа наиболее активных учащихся выпускных классов города. Куркин Евгений Борисович, Ноздрин Виталий Степанович и Мигунов Виктор Иванович (секретарь горкома партии пригласивший в город эксперимент) составили пул руководства Игрой – они присутствовали не вмешиваясь, наблюдая за происходящим, как высшие судьи процесса. Игра длилась четыре дня. Первый и второй день были посвящены проблематизации и актуализации, третий день посвящался формированию тезисного тела Концепции Эксперимента, заключительный день был повящён целостной рефлексии Игры и подведению её итогов. Этап проблематизации я провёл в режиме жёсткой игротехники, поскольку вместо десяти рекомендованных Ю.В.Громыко дней мы располагали на всю игру четырьмя сутками. Утром 26-го сентября (день рождения Ильи Кормильцева) я впервые увидел Льва Иосифовича, которого привёз на Игру Виктор Иванович Мигунов. Лев Иосифович весь светился доброжелательностью, улыбался. Я стоял на крылечке своей резиденции и мне было не до шуток. Первую же сентенцию Льва Иосифовича я встретил весьма грубо: «Вот какие идиотские тексты приходится мне порой выслушивать». «Лучшего» начала и придумать было нельзя. На ближайшие три года в лице Льва Иосифовича я получил супер-оппнента на любые свои активности. В своих публикациях того периода Лев Иосифович Либов называл кого угодно, но только не меня. Для него я умер в первые десять секунд нашего «общения». Многие годы он всячески избегал меня, сторонился. В штыки принималось любое моё утверждение. С другой стороны возможно именно это неприятие побуждало его быть предельно откровенным в своих неприятиях многих сторон эксперимента. А одни только заголовки его материалов чего стоили!
Одна из центральных идей модульной школы – выведение иностранных языков в полужёсткий модуль, изъятие их из основного расписания занятий вызывала море нареканий и протестов. За эту идею меня не ругали только самые безразличные. Даже предложение убрать из расписания основных занятий физкультуру не вызывало такой бешенной критики. Цунами ненависти заливало меня. Но случилось так, что именно Лев Иосифович возглавил в городе Урае Школу Иностранных языков - одно из самых удивительных произведений и Эксперимента и самого Льва Иосифовича!
Миновали десятилетия и мы можем гордиться тем, что одна из самых парадоксальных идей Эксперимента обернулась грандиозным свершением его старейшего и многоопытнейшего участника! Поэтому, читая материалы Льва Иосифовича в первые годы Эксперимента всегда держите в памяти: он подлинный Творец Школы Иностранных Языков и её выдающегося детища – поэтического направления! Изменилось со временем и его отношение ко мне. Хорошая дружба начинается порою с большой драки. Как бы там ни было, а именно Лев Иосифович стал одним из немногих публикаторов моих скромных поэтических опытов. И поэтому, работая над «Хрониками Эксперимента в Урае» я особо обращаю ваше внимание на его публикации, ставшие своеобразными вехами на пути развития Эксперимента в Урае.

ХРОНИКА ОСНОВНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ДО МОЕГО ПРИБЫТИЯ В УРАЙ

5 апреля 1988 г. Первая заметка о встрече Куркина с педагогами Урая
28 июня 1988 г. Школа на пути обновления Интервью Евгения Куркина
28 июля 1988 г.  Эксперимент не терпит суеты Лев Либов
1 сентября 1988 г. Группа публикаций о школе А.Ран, В.Пронина и другие
10 сентября 1988 г. Эксперименту – крылья Г.Чусовитин
10 сентября 1988г. Резолюция педконференции официальная публикация


Рецензии