Джон Гилл. О пренебрежении усиленной молитвой
Джон Гилл
И нет никого, призывающего имя Твое, который пробудился, чтобы крепко держаться за Тебя
Ис.64.7 KJV
Эти слова касаются Церкви и народа Божия, обращающегося к Господу в молитве, которая начинается в последней части предыдущей главы, где Его люди обращаются к Нему, к Его любви, благодати и милости, обращаясь к Нему из самых недр своих, даже со страхом быть сдерженными, и ссылаются на отношение, в которому Он стоит к ним как их Отец, в котором они могут быть уверены, тогда как другие пребывают в неведении о Нем и не имеют понятия о том, что Он есть Избавитель, Чье имя от века. Они желают вернуться к Богу и поклонению Ему, жалуются на разрушение святынь своими противниками и видят разницу между ними и собой с точки зрения их отношения к Богу, каковое упоминается ими как аргумент в пользу того, чтобы изменить свое отношение к Нему; и в начале этой главы, они искренне просят, чтобы Бог "расторг небеса и сошел", и явил хотя бы некоторые знаки Своего присутствия; они вспоминают, что Он сделал для этого в прежние времена, когда Он сотворил вещи неожиданные и ужасающие; они помнят о том, что все, что Бог приготовил для тех, которые ждут Его, незримо для глаза, что апостол Павел (1 Кор.2.9) применяет к учению Евангелия, и они полагают, что это лучший способ встретиться с Ним на пути любви, благодати и милости, и радоваться общением с Ним в доме Его, у престола Его благодати, радоваться праведно, не радостью плотской, греховной и лицемерной, или своему собственному хвастовству и тщеславию, которому предаются все, будучи злы, но радоваться в Господе, в Личности Христа, радоваться Его праведности и спасению, благодати Его и надежде славы, ибо никакие дела праведности не оправдают никого и ни один человек не может достигать ими праведности и спасения и не должен этого делать; ибо путь достичь настоящей праведности - это ухватиться верой за праведность Христа, и творить дела веры, без которой невозможно угодить Богу. Таким образом, здесь описаны люди, которые радуются делам праведности, которые творят их радостно и весело, исходя из правильных принципов, а также с правильным видением, и именно на таких обычно призрит Господь и явит им Себя, ибо Он помнит о них на Своих путях и на путях Его промысла, на путях Своей любви, благодати и милости,и в Своих установлениях, таинствах и предназначении, то есть на путях Его слова и поклонения, но именно поэтому люди Божии молятся сейчас о том, что они действительно согрешили и заслужили Божественное недовольство: " вот, Ты прогневался, ибо мы согрешили", и все же они не отчаялись в спасении, ибо они добавляют: "обрати нас, и мы будем спасены". Они не хотят оставаться во грехах, которые так неугодны Богу, ибо их слова легко можно понять так, что они были изначально грешниками, грешниками в Адаме, грешниками от нашего первого рождения, и все более или менее по-прежнему так с тех пор, и все же мы надеемся на избавление от греха через обетованного Мессию, и на то, что мы сможем творить дела праведности с радостью, и под влиянием Божией благодати стоять в вере и святости, и так спастись. Зная об этой любви, благодати и милости Божией, о которой они помнят, Его люди знают также, что Бог постоянен в Своей любви, и в этом Его неизменность и вечность; любовь Божия от века и до века, она постоянна и неизменна, и, следовательно, сыны Иакова не исчезли, но спасены спасением вечным, и Церковь не ожидает спасения от ее собственных дел праведности, но только от благодати и любви Божьей. Это значит, что сами по себе все мы нечисты, как прокаженные по закону, покрыты отвратительной болезнью, и, следовательно, отделены от общества святых; Церковь и народ Божий знают об этой примеси в своей природже, и это справедливо и по отношению к общим повреждениям учения и жизни, которые преобладали в те времена среди исповедующих религию. "Вся праведность наша как запачканная одежда", и это означает не праведность лицемеров, которая состояла во внешних обрядах и церемониях закона и порождала самодовольное мнение о себе как о лучших из людей; это и есть грязная ветошь, которой никогда не хватит, чтобы покрыть их и скрыть их грехи пред Богом, ибо они грязны и всегда причастны греху и несовершенству и нуждаются в омытии Кровью Христовой, и поэтому не могут быть приемлемы для Бога. "И все мы поблекли, как листья осенью", и это можно сказать об исповедующих людях всех веков, но не о тех, которые, хотя и имеют в себе корень зла, но они укоренены в любви Божией и привиты ко Христу, и поэтому лист их не вянет, но всегда зелен, и они никогда не падут и не погибнут окончательно, хотя могут тяжко падать; но это справедливо для плотских исповедующих людей, которые лишены благодати Божией и их исповедание не держится долго, особенно во время скорби, как деревья сбрасывают листья осенью, и потому "беззакония наши, как ветер, уносят нас", и как мертвый отпавший лист уносится ветром, так исповедующие напоказ уносятся в своих грехах среди общего отступничества; и Церковь признает эту общую склонность и плачет: "И нет никого, призывающего имя Твое, который пробудился, чтобы крепко держаться за Тебя", намекая, что, возможно, они есть, но очень мало тех, кто молится Господу и беспокоится о Его пребывании с ними и возвращении к ним. В их словах признаются две вещи:
I. Что нет никого или почти никого из молящихся душ.
II. Что очень мало тех, кто жаждет схватить и удержать уходящего Бога, и просить Его, чтобы Он вернулся.
I. Нет никого или почти никого из молящихся душ среди исповедующих народа Божьего; нет то чтобы не было ни одного человека молящегося, ибо эта жалоба сама по себе состоит в молитве к Богу, так что ясно, что некоторые молятся, но их мало числом случаи редки, как тогда, когда Давид говорит: "Спаси, Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими" (Пс.11.1); он имеет в виду не то, что не было ни одного благочестивого или верного человека, но таких осталось очень мало. Аналогичным образом, когда апостол Павел отмечает, что "все ищут своего, а не то, что угодно Иисусу Христу" (Фил.2.21), это не значит, что нет никого, кто не искал бы того, что Христово, потому что он сам был одним из таких людей, и Тимофей был из них, о которых он говорит, и которых он высоко ценит, но их очень мало, тех, кто ищет того, что Христово, по сравнению с числом других, которые ищут своего; и эти выражения здесь мы должны понимать не в простом и абсолютном смысле, но в относительном; и если учесть, что если обязанность, всех исповедующих людей в том, чтобы призывать имя Господа, или, вернее, если это привилегия, которой лишены многие, то пренебрежение ею крайне усугубляет все грехи. Поэтому здесь мы должны надлежащим образом, хотя и кратко, рассмотреть, что значит призывать имя Господа и как мы можем призвать Его.
Во-первых, скажем о Том, Кого мы призываем и Кому молимся, об имени Господа, что включает в себя природу, бытие и совершенства Бога и Его характер, а также Божественные Лица Троицы, на что указывают имена и титулы Божии.
1. Имя Господа - это Сам Господь, ибо оно являет природу, волю и совершенства Бога. Имя Господа - это Сам Господь, как Он сказал: "имя Господа крепкая башня: убегает в нее праведник, и безопасен" (Притч.18.10), то есть сам Господь крепкая башня, безопасная для праведника, который прибегает к Нему, и снова: "имя Бога Иаковлева, да защитит тебя" (Пс.20.1), то есть Сам Бог Иакова, или Тот, Кто назвал Себя так, будет охранять и защищать тебя от всех бед и врагов. "Господи Боже наш, как величественно имя Твое по всей земле" (Пс.8.1), которая славно отражает Твои Божественные совершенства , в делах творения и провидения во всем мире, а особенно в делах благодати и искупления. И есть в имени Бога, в Его характере и во всех Его атрибутах и совершенствах то, что обнадеживает святых и побуждает их призывать Его, и это имя, которое назвал Он Сам: Господь Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный (Исх.34.6), что в высшей мере привлекательно для душ, прибегающих к Нему за благодатью и милостью. Венадад, услышав, что цари Израиля были цари милостивые, обратился к царю ради жизни своего князя; и очень похожий аргумент использует Иоиль, чтобы поощрять евреев в свое время, чтобы смириться перед Господом, и обратиться к нему, так как "Он благ и милосердный, долготерпеливый, Он долготерпелив и многомилостив", ибо кто знает, говорит он, что, "если он вернется, покаявшись, и не вернет ли благословения Его" (Иоиль 2.13-14). Господь называет Себя также Господь Бог Вседержитель; Он в состоянии исполнить все наши прошения, дать ответы на все ожидания, и исполнить все желания своего народа. Язычники молятся богу, который не спасает (Ис.45.20), но мы молимся Тому, Чья рука не сократилась, чтобы Он не мог спасти (Ис.59.1), и Кто действительно может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем (Еф.3.21). Господь, Чье имя мы призываем, есть Бог всеведущий, он, с Которым мы имеем дело в молитве и к Кому направлены наши слова и желания, имеет все обнаженным и открытым пред глазами Своими; Он знает наши лица, наши дела, наши желания, и все желания и дыхания нашей души, он знает смысл наших вздохов и стонов, даже тех, которые невыразимы, и молимся ли мы публично или тайно, в доме Божием или в наших собственных домах, или в наших молитвенных комнатах, наш Отец "видящий тайное, вознаградит нас открыто" (Мтф.6.6 KJV). Бог, Которого мы призваны призывать, есть Господь Бог вездесущий, Который наполняет небо и землю Своим присутствием, Он всегда рядом, чтобы услышать ходатайства своего народа, помогать ему, охранять и защищать его, и это большая привилегия людей Божиих, в которой они превосходят всех остальных людей, что у них есть Бог так близко к ним, как Господь Бог их, во всем, как бы они ни призывали Его (Втор.4.7). Он также Эль-Шаддай, Бог самодостаточный, Бог всякой благодати, ее Автор и Податель, Который способен принести нам изобилие благодати, и благодати Его достаточно во все времена и во всех случаях. И к этим совершенствам и атрибутам Бога может быть добавлено, что Он говорит о Себе как о поддерживающем Свой народ в молитве: Он есть "Бог, что слышит молитвы" (Ис.65.2), и отвечает на них, и Он никогда не допустит, чтобы "вы, семя Иакова, искали Лица Моего напрасно" (Ис.65.19). Каждая молящаяся душа знает эту печать Его, приложенную к истине Его свидетельства, и знает, что это всегда хорошо, чтобы приблизиться к Богу (Пс.73.26), ибо "Его глаза всегда обращены к праведным и уши Его к их воплям" (Пс.34.15), чтобы не сказать больше: Господь есть Отец Своего народа, и Он учит его обращаться к Нему в соответствии с этим отношением и характером: "Отец наш, сущий на небесах" (Мтф.6.9), и Господь любит, чтобы Его дети приходили к Нему и называли Его своим Отцом, а не отворачивались от Него; Он с радостью слышит их зов: Авва, Отче, в силе веры, и под свидетельству Духа усыновления, и мы можем удостовериться в том, что Он услышит нас и ответит на наши просьбы, ибо, если земные отцы знают, как давать благие даяния своим детям, то тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него (Лк.11.13), и все другие хорошие вещи, в которых они нуждаются. И потому наша поддержка в имени, природе и совершенствах Его, от Лиц и отношения их к нам такова, что гнусно пренебрегать призыванием Его имени!
2. Имя Господа относится ко всем Божественным Лицам, которые мы призываем. Если крещение совершается во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, то имя Отца, Сына и Духа, должно быть призвано в молитве, по отдельности или вместе. Имя Отца должно призываться прежде всего, ибо мы взываем к Отцу, "Который нелицеприятно судит" (1 Пет.1.17). Апостол Павел говорит: "я преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа" (Еф.3.14). Библейские молитвы, как правило, совершаются от первого лица, и именно так мы адресуем наши прошения к Нему, есть хорошая причина, почему они должны быть направлены к Отцу в связи со служением двух Других Лиц по отношению к молитве: ибо Сын есть Посредник, Которым мы приближаемся к Богу, и Дух есть Дух благодати и умиления, Который помогает и содействует нам приходить к Нему. Это не означает, что мы не можем призывать Сына и Духа по отдельности или в сочетании и обращаться к ним в молитве. Благословение благодати и мира (Рим.1.7) от Господа нашего Иисуса Христа, а также от Отца призывал Павел, и он увещевал "креститься, призвав имя Господа" (Деян.22.17), имея в виду Господа Иисуса Христа, и он обращается к коринфянам как к "на всяком месте призывающим имя Господа нашего Иисуса Христа" (1 Кор.1.2). Ему возносятся и особые прошения, как Стефан в его последние минуты, призвал Его, и сказал: "Господи Иисусе! приими дух мой" (Деян.7.59). Святому Духу также молятся иногда вместе с двумя другими Лицами, как в Откр.1.4-5, а иногда отдельно, а когда апостол молится таким образом: "Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово" (2 Фес.3.5), где, как представляется, Господь Дух упоминается отдельно от Бога и Христа.
3. Эта фраза, "призывать имя Господа", как представляется, в особенности указывает на обращение к Богу, во имя Христа, и что, возможно, здесь истинный смысл слов: "тогда начали призывать имя Господа" (Быт.4.26); не то что люди не молились Богу или не призывали Его раньше, но теперь возросло другое семя, подобное Авелю, которого убил Каин, и оно возросло и умножалось, и эти люди стали встречаться вместе для общего поклонения и особенно для общинной молитвы, и они получили более ясное раскрытие и четкое представление об обетованном семени, Мессии, и они начали взывать к Богу во имя Его, и это делалось, более или менее, у святым всех последующих веков, и в наибольшей мере вошло в употребление во времена Христа, Который увещевал своих учеников молиться Отцу во имя Его, заверив их, что что бы они ни попросили во имя Его, Отец сделает это для них, и Он жалуется на их пренебрежение этим: "Доныне вы ничего не просили во имя Мое; просите, и вы получите" (Иоан.14.13-14, 23-24). Христос является единственным посредником между Богом и людьми; Он Тот, Кто возлагает руки на обоих, единственный путь к Отцу, новый и живой путь, по которому мы имеем доступ к Богу с дерзновением и уверенностью, если Его имя будет использоваться в молитве; моления наши не должны быть представлены Богу за нашу праведность, но ради Его имени, и мы должны напоминать о правде Его и о Его драгоценной Крови и Жертве, ибо Господь желает смотреть только на лицо Помазанника Своего и принимать нас и наше служение только через Него; наша праведность как запачканная одежда, и не может сделать нас благоугодными Богу, ибо наше принятие только в Возлюбленном; наши жертвы, молитвы и хвала приемлемы Богу, лишь поскольку они предлагаются через Христа, и на Его жертвеннике, который освящает каждый дар, и всякое благословение благодати передается через Него Его народу. Благодать обильно изливается в возрождении на сердца людей, признающих Христа своим Спасителем, и из нее вытекает вся полнота последующей благодати, и поэтому, видя, что у нас есть такой Посредник, Заступник и Ходатай, получающий всю благодать для нас, мы имеем великую поддержку в том, чтобы воззвать к Господу во имя Его, и пренебрегать этим является тяжким злом. Я продолжу.
Во-вторых, рассмотрим, когда мы должны призывать имя Господа и зачем, ибо если мы должны делать это, то Он приблизится к нам, когда мы призовем Его (Втор.4.7). Мы должны молиться Ему обо всех временных милостях, ибо Он есть Отец наш и мы молимся Ему о хлеье насущном (Мтф.6.11), обо всех насущных нуждах жизни, и те, которые имеют истинную благодать Божия, и силу Божества в них, могут ожидать, что они будут услышаны и получат ответ, ибо благочестие имеет обетование и в этой жизни (1 Тим.4.8), а также в будущей, и мы должны призывать также Его духовную милость и все духовные благословения во Христе, ибо, хотя эти вещи в Его сердце, и в Его руках, ибо Он положил их в Сыне Своем и в завете благодати Своей, но Он хочет, чтобы мы просили Его о них (Иез.36.37), особенно о свежем раскрытии и применении милующей благодати, о свете Его лица и об общении с Ним, и о постоянном восполнении благодати и милости, чтобы она помогла нам в трудную минуту. И Он повелел, чтобы Его людям во всякое время "всегда молиться и не унывать" (Лк.18.1), и апостол Павел призывает святых молиться всегда, со всяким прошением, и непрестанно молиться (Еф.5.18, 1 Фес.5.17), постоянно, а особенно в трудные времена; "призови Меня, говорит Господь, в день скорби, Я не оставлю тебя, и ты будешь прославлять Меня" (Пс.50.15). Всякие времена подходят для молитвы, но особенно болезненные; время скорби является особым временем для молитвы; "кто страждет, пусть молится" (Иак.5.13). Иногда, когда люди Божьи позволяют себе небрежность в деле молитвы, Он посылает скорби для них, чтобы привести их к престолу благодати: "в их скорбях они будут искать Меня" (Ос.5.15), и особенно в периоды общественного бедствия и страдания, это правильно и очень необходимо призвать Бога, и счастлив тоот народ, среди которого есть многие молящиеся души, подобные Моисею для Израиля, чтобы стоять в проломе, и отводить гнев и возмездие Бога, и подобные Аарону, который заступал и "стоял между живыми и мертвыми , за что и поражение было приостановлено"; дивно, когда есть такие люди, чтобы стоять в проломе и ходатайствовать за них, дабы не погибли они; и на отсутствие их жалуется пророк.
В-третьих, эта обязанность взывать к Богу должна исполняться в вере, с рвением, в простоте сердца, и с большой настойчивостью. Это не может быть сделано правильно без веры; ибо "как призывать Того, в Кого не уверовали" (Рим.10.14). Тот, кто приходит к Богу, или приближается к Нему, в любой части или ветви поклонения, должен верить, что Он есть (Евр.11.6), то есть не только, что Он существует, и обладает всеми Божественными совершенствами, но что Он есть Бог всякой благодати, Который хранит завет, и верен Своему обетованию. Он должен верить не только в Предмет своей молитвы, но и в то, за что он молится, ибо это и есть молитва веры, которая имеет значение для Бога (Иак.1.6, 5.15). Это святая уверенность, которую он должен лелеять, в том, что чего бы мы ни попросили в соответствии с явной волей Божией, для Его славы и для нашего блага, Он даст нам, и потому наши просьбы не должны быть холодными, теплыми или равнодушными, но мы должны пламенеть духом, служа Богу (Рим.12.11) в каждой части богослужения, и особенно в этой молитве, ибо "много может усиленная молитва праведного" (Иак.5.16); и мы должны также приближаться к Богу в этой обязанности с истинным сердцем, а также с полною верою, в искренности и честности наших душ, ибо если люди приближаются к Богу и прославляют Его только своими устами, но их сердца далеко от Него, и их страх пред Ним является лишь заповедью человеческой (Ис.29.13), они не могут рассчитывать на Его помощь, но Он "близок ко всем, призывающим Его в истине" (Пс.145.18), которые являются сердечными и искренними, приближаясь к Нему, и поэтому могут и должны использовать святую настойчивость. Наш Господь дал нам два примера такой настойчивости (Лк.11.5-9, 13.1-8) с целью поощрить то же самое в молитве. Один из них - это человек, пришедший к другу в полночь просить хлеба, и добившийся своего, продолжая требовать, хотя двери были заперты. Другой пример - это неправедный судья, не боявшийся Бога и не стыдившийся никого, но уступивший бедной вдове и сделавший ей должное, хотя и не ради правосудия, но чтобы не утомляться от ее настойчивых приходов. Наш Господь применяет это таким образом, ибо "не защитит ли Бог избранных Своих, что день и ночь взывают к Нему"? Такие, как Иаков, удерживали Господа и не отпускали Его без благословения, зная, что Бог не может отказать им в том, чего они просят с верою, горячо, искренне и настойчиво, и поэтому человек, который пренебрегает этой обязанностью и привилегией, значительно вредит своим же интересам.
В-четвертых, многие аргументы Писания, поощряющие святых призывать Господа, делают нечто большее, чем просто предлагают им обратиться к Господу, Чье имя должно призываться ими. Он приглашает и требует призывать Его: призови Меня в день скорби, Я избавлю тебя; просите, и дано будет вам, ищите, и найдете (Пс.50.15, Мтф.7.7). Что может быть более желательно, чем приближаться к Нему в этой благодати? "Близок Господь ко всем, призывающим Его в истине" (Пс.145.18); Он приближается к ним в Своей благодати и милости, Он "богат для всех, призывающих Его" (Рим.10.12), то есть он щедро наделяет их богатствами доброты Своего провидения, богатствами Своей благодати здесь и Своей славы в будущем; Он "многомилостивый для всех, призывающих Его" (Пс.86.5), Он в значительной степени и обильно дарует Свою благодать и милость на таковых, обильно прощает их грехи, поощряет разумных грешников обратиться к Нему и вновь и вновь открывает святым Свой благодать и милость. Наконец, Он сказал, что "всякий, кто призовет имя Господне, спасется" (Рим.10.13), сбудет пасен от всех скорбей и бедствий; спасен от рук врагов, спасен во времени, и спасен спасением вечным.
Как же велика глупость исповедующего человека, который пренебрегает призыванием имени Господня! Не призывают Его только язычники, и от них ничего другого и не стоит ожидать, ибо "как призывать Того, в Кого не уверовали" (Рим.10.14); они не знают Бога, не имеют веры в Него, и поэтому не удивительно, что они не призывают Его, и все же ярость и гнев Божий изольются на народы, что не знают Его, и на племена, которые не призывают Его имя (Иер.10.25), хотя бы во время бедствий они начали призывать того, кого они принимают за Бога, как это делали моряки Ионы. Не взывать к Богу значит поступать как лицемеры; которые, хотя они могут молиться открыто и публично перед людьми иногда, чтобы их заметили, и кажется, внешне могут являть восторг приближения к Богу, и все же, как Иов говорит: будет ли он, лицемер, "утешаться Всемогущим" (Иов 27.10), будет ли он призывать Бога во всякое время? Нет, он этого не сделает, он может решиться на это на какое-то время, но не всегда, и при этом он не найдет в этом когда-либо истинное наслаждение и удовольствие. Если исповедующие люди не взывают к Богу, они поступают, как язычники и лицемеры, и таким образом ставят себя под большой удар. Если даже хорошие люди "удерживали свои молитвы пред Богом" (Иов 15.4), не доверяя Ему, то это повод Его упреков против ветхой Церкви, которая удалилась от Него (Соф.3.2). Иаков получил имя Израиль потому, что боролся с Богом, и имел власть, как князь, но как непригодно это звание для тех, кто не призывают Господа, как не соответствует это благородное имя их характеру! Господь жалуется на это: "ты не призвал Меня, Иаков, ты не трудился для Меня, Израиль" (Ис.43.22), и это начало жалобы, о которой идет здесь речь. Но я пойду далее.
II. Не нашлось и нескольких, которые показали себя столь дерзновенными, чтобы ухватиться за Господа. Здесь я кратко покажу, что такое ухватиться за Господа и что для человека значит сделать это, и к чему такая жалоба на тех, кто не делает этого.
1. Это значит проявлять веру в Него. Схватиться за Христа значит верить в Него и доверять Ему. Христос есть Премудрость и Древо жизни, Автор и Податель духовной и вечной жизни для тех, которые постигли Его (Притч.3.18), то есть явили веру в Него. Люди веры взирают на Христа, идут к Нему и берутся за Него; , верующий крепко держится Христа как своего Спасителя, и говорит: "О также будет моим спасением", никогда и никто другой, и "хотя Он убивает меня, но я буду надеяться на Него" (Иов 13.15-16). Вот что значит схватиться за Христа! Верующие приходят ко Христу, как Ходатаю завета, и к Крови Его ради помилования, мира и очищения; они держат в руках правду Его, цепляются за молитвенные одежды Его, чтобы Он оправдал их; они держатся за Него как за силу Господа, и говорят: "только в Господе моя правда и сила" (Ис.45.24). Потому взяться за Него и возложить свою веру на Него, как мы полагаемся на Бога, есть осуществление веры в Него, и в Его завет с Богом и Отцом; в это должно верить, если Он наш Бог. Благородной была вера Давида, когда он сказал: " я верил в Тебя, Господи, и сказал: Ты Бог мой" (Пс.31.14). Иов желал просто подойти к Его трону (Иов 23.2), и что бы он сделал тогда? Будем же держаться Его как своего Бога! И также верующие должны держаться Его завета, ибо хороший человек "избирает то, что угодно Богу, и держится завета Его" (Ис.56.4 KJV), утверждает свой интерес к нему, который является его опорой в жизни и в смерти, как это было у Давида в его последние минуты, когда, хотя его дом был не прав пред Богом, он мог сказать, что Он "заключил со мной завет вечный" (2 Цар.23.5); он крепко держался за завет и готов был добиваться того, чтобы обрести все благословения его, даже все духовные благословения, которые во Христе, и он получил их. Наследники по обетованию есть граждане небесного града, и потому они могут положиться на обетования, принять их и радоваться им, и молить ради них Бога, ибо нет обетования в завете, на которое не имел бы права даже самый ничтожный верующий; эти обещания, а также благословения являются общими для всех, кто имеет главное обетование Иисуса: "Я никогда не оставлю тебя и не покину тебя", которое каждый верующий может принять для себя и найти в нем утешение, как явствует из Евр.13.5-6.
2. Держитесь за Бога, и проявляйте веру в Него, особенно в молитве; молитва борется с Богом и в этой борьбе крепко держится за Него, как Иаков за ангела, с которым он боролся, не отпустив, пока он не благословил его всерьез. Поэтому сказано: если попросите в молитве с верою, получите (Мтф.21.22). Иногда нам кажется, что Господь отошел от Своей Церкви и народа, как слава Господа в видении Иезекииля (Иез.10.4,18) остановилась над порогом дома, а потом отошла и покинула храм; так Господь порой оставляет Свой народ, но не оставляет истинно благочестивые души, которые держатся за Него, и Он по-прежнему пребывает с ними. Когда два ученика пошли со Христом в Эммаус, Он показал им, что хочет идти дальше, но они удерживали Его и просили остаться с ними, и Он остался (Лк.24.28-29); их молитва и вера не позволили Ему отойти. Иногда Господь действительно отходит от Своего народа за его грехи и беззакония, которые произвели разделение между Богом и Его людьми и заставили Его скрыть Свое лицо от них, но когда они ищут Его и стремятся найти Его и, найдя, держатся за Него и не отпускают, пока Он не вернется в Свою Церковь снова, их настойчивая просьба такова: "вернись, умоляем Тебя, и посети виноград сей и виноградник, который насадила десница Твоя" (Пс.80.14 KJV). Иногда Господь, заботясь о Своих дорогих детях, поднимает на них Свою руку, чтобы наказать и исправить, и когда вера и молитва приближает их к Нему, Он крепко держит их, даже когда собирается нанести удар, и даже, когда Отец недоволен Своим ребенком, и поднимает руку, чтобы ударить его, другой рукой Он крепко держит его и не ударит сверх меры. Это может быть примером в случае израильтян, когда они сделали золотого тельца и поклонились ему, и Господь был очень разгневан и думал или желал уничтожить их, и поэтому говорит Моисею, ходатайствовавшему за них: "Оставь Меня в покое; Мой гнев да воспламенится против них, и Я истреблю их, и Я произведу от тебя великий народ" (Исх.32.10). Но Моисей не оставил Бога в покое, не препятствуя Ему делать то, что Он, казалось бы, хотел, но заступился за людей, хотя рука Господа была готова погубить их. Как удивительно это снисхождение бесконечно огромного Существа, готового пострадать, чтобы воспрепятствовать твари делать то, к чему она сама показала склонность! Вот сила молитвы и сила веры, и вот почему святые должны поощрять друг друга схватиться за Господа и не отпускать Его.
Во-вторых, чтобы полагаться на Бога, святые должны быть прилежными в использовании средств искания Его, как Иов, будучи в убытке, ходил направо и налево и искал Его, и как Церкви было поручено идти по улицам и по перекресткам дорог, и искать Возлюбленного своего здесь и там, пока не найдет Его (Иов 23.3,8-9); они должны искать Господа везде и всегда, пока Он не обратится к ним, искать Его, пока есть возможность, и когда Он близко (Ис.55.6), и даже когда Он далеко, не оставлять поиска и просить Его вернуться, пока Он не благоволит явить Себя. Это не что иное для нас, как частое использование дара молитвы; дары, как и металлы, если они не используются, то ржавеют, но чем чаще они используются, тем они ярче. Дары могут быть потеряны, но благодать не теряется; при неиспользовании они могут сойти на нет, и потому они должны пробуждаться, и ими нельзя пренебрегать, но их должно старательно взращивать и как можно чаще использовать их, на чем и основан совет апостола Тимофею: "взращивай дар Божий, который в тебе", так же, как можно было бы разжечь угли под золой, которые кажутся мертвыми, если их не ворошить, и то же самое с дарами: "не пренебрегай даром, который в тебе" (2 Тим.1.6, 1 Тим.4.14), таким образом, чтобы не оставлять, но как можно чаще использовать его, и не только ворошить и встряхивать, но постоянно возгревать его; именно так мы используем наши дары, когда призываем свою душу и все, что в ней есть, чтобы благословлять и славить Господа за милости, дарованные нам, когда Он являет Себя и призывает Свои души использовать все, что Он даровал им. Так молитесь Ему в вере за все, в чем вы нуждаетесь, как и должно святым в Церкви: "духом моим во мне я буду искать Тебя рано" (Ис.26.9), то есть, всем сердцем и душой, самым серьезным образом я буду молиться Тебе, и искать лица Твоего и расположения. Усердие противостоит лени, и это касается и дел Божьих а Его народе, который должен быть прилежным в осуществлении благодати и исполнении своих обязанностей, прибавляя в их осуществлении одно достоинство к другому, чтобы сделать твердыми свое призвание и избрание и явить их другим людям, и открыть Христа миру. Поэтому люди Божьи должны усердно искать Господа, Который воздает им. Дух огорчает пренебрежение к молитве, всякая нерадивость в исполнении этих обязанностей; делать работу Господню с небрежением значит уподобиться ученикам Господа, когда они заснули, пока Он молился, заслужив упрек пренебрежением к Его слову: "могли бы вы бодрствовать со Мною хотя бы час" (Мтф.26.40 KJV). Это побуждает христиан встряхнуться, проснуться и пробудиться (Ис.51.17) от духовного оцепенения и апатии, и по крайней мере умолять Духа и благодать Божию, чтобы смочь сделать это.
Церковь Христова и ее члены иногда засыпают, подобно неразумным девам, которые задремали и уснули, и это бывает с ними, если благодать дремлет или не осуществляется в них; и это безразличие к обязанностям религии, или в крайнем случае удовлетворенность внешним исполнением их, безразличие ко греху и нерадивости, когда мы практически не обращаем внимания на славу Божию и интерес религии. Такой дух возникает в результате преобладания плоти и ее растленного характера, от пресыщенности и захваченности сердца мирскими заботами, от усталости в духовных упражнениях и прекращения их, при нехранении себя от плотских затей и компаний, и очень многие подвергаются этой опасности, из-за которой Церковь заполняется лицемерами и наводняется ошибками и ересями, ибо в то время как люди спят, враг сеет свои плевелы (Мтф.13.25); к этому ведет всякий грех и искушение, большое и малое, и мы несем ответственность, если сами вводим себя в эту духовную нищету, ибо тогда мы теряем свой внутренний мир, радость и утешение, и поэтому удивляемся полночному крику, который на самом деле призывает нас встряхнуться и пробудиться от сна (Рим.13.11). Христос призывает нас к этому, и говорит: "встань, спящий, и воскресни из мертвых"; стряхни свою вялость, отойди от мертвых сотоварищей, не общайся с теми, кто ввел тебя в этот сон, и тогда "Христос осветит тебя" (Еф.5.14); молись, и Господь оживит тебя, чтобы ты мог призывать Его имя (Пс.80.18).
Прежде чем мы подойлем к концу, увидим самих себя в том, что здесь описано о тех. кто не призывает имя Господа и не пытается держаться Его. Это именно наш случай, и нет ни одного, или есть лишь очень немногие, кто сердечно занимается такими духовными упражнениями, и это должно быть причиной нашего плача и уничижения. Мы уже сказали, что мы должны заставить наши умы вздрогнуть, вспомнив, в каком состоянии мы оказались и откуда мы пали, чтобы оживить в себе каждую обязанность религии и, в частности, молитву и веру, и чтобы побуждать себя к этим и ко всем остальным добрым делам. Именно это является главной целью нашей встречи в такие времена, как эти, и Господь даровал нам это рассуждение и эту встречу ради Своей славы.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №214042300583