Гапон, или Флэшмоб кровавого воскресенья
Однозначно фигура Георгия Гапона воспринималась исключительно со знаком минус уже со времен появления «Краткого курса истории ВКП (б)» под редакцией тов. Сталина. Хотя в предыдущее десятилетие, а именно в 1926 году в ленинградском «рабочем» издательстве «Прибой» вышла книга воспоминаний Г.Гапона «История моей жизни». Впрочем, в те первые послереволюционные годы выходило немало мемуарных книг людей с «другой стороны». Позднее львиная доля этих книг, порою вкупе с их авторами была уничтожена. Но в первые после гражданской войны годы свобода слова в России была головокружительной.
К чему эта преамбула?
В последнее время легендарная серия «Жизнь замечательных людей» все чаще обращается к историческим личностям, чья роль в контексте своего времени – политическом, культурном, философском – была далеко неоднозначна. Появление книги Валерия Шубинского «Гапон» именно из этого ряда издательских исканий. Признаюсь, читать книгу начал с легким недоумением, к чему эта апология попа-расстриги, к тому же начавшему сотрудничать с царской охранкой с 1902 года.
Но по мере чтения сюжет биографической книги разворачивался, особенно со второй ее части, как захватывающий детектив, в котором все герои оказывались перевернуты с ног на голову.
«Революционная одиссея» Георгия Гапона длилась неполные четыре года, а если вести отсчет со времени «кровавого воскресенья» итого меньше, всего год и три месяца до казни через повешение на даче Звержинской в Озерках.
Но какими насыщенными были эти 15 месяцев. Тут и эмиграция. И «битва за Гапона» между марксистами Георгия Плеханова, эсерами Виктора Чернова, эсдеками Владимира Ульянова. И написание для заграничной публики биографии, за которую Гапону был выплачен солидный гонорар. И смертельное вальсирование с агентами охранки, среди которых небезызвестный Евно Азеф.
Так чем же всех их привлекал этот малороссийский семинарист с Полтавщины, «революционер в рясе», который неожиданно стал общепризнанным лидером питерского рабочего движения? «Несомненно, пишет Валерий Шубинский, Гапон обладал двумя блестящими талантами – проповедника, ведущего за собой толпу, (но находящего ключ к сердцу отдельного человека), и организатора-практика. Трагедия Гапона состояла в том, что он оказался зажат в тиски между двумя силами – революцией и политической полицией, каждая из которых хотела использовать его дело в своих интересах».
Гапон же решил вести свою собственную игру и проиграл. Хотя мог бы и выиграть. Организатором он был, полностью соглашусь с автором, блестящим. Чего стоит его «флэшмоб», иного слова из нашей эпохи интернета для характеристики мобилизационной кампании Гапона в канун «кровавого воскресенья трудно подобрать. Судите сами.
Валерий Шубинский пишет, «25 тысяч бастующих вечером 6 января через два дня превратились в 150 тысяч. Шестикратное увеличение! И это без Интернета, без социальных сетей, без мобильной связи. И это во времена, когда даже обычный телефон был средством связи лишь для сильных мира сего. А ведь речь шла о мобилизации фабричных рабочих, вчерашних крестьян.
На этом фоне октябрьский переворот, совершенный большевиками в 1917 году, - почти келейный междусобойчик. Но большевики победили. Поскольку Ленин был не один, а с когортой стальных соратников, которых уже ничем не остановишь и которые большой крови не чурались. Правда и их самих позднее перемололо колесо красного террора. А Гапон – этот вечный одиночка проиграл свою партию и был казнен то ли эсерами, то ли эсдеками на съемной специально для убийства скромной даче в Озерках. И в памяти нескольких поколений он оставался и да и сейчас все еще остается синонимом полицейской провокации.
Такая вот история!
Свидетельство о публикации №214042401616