Гапон, или Флэшмоб кровавого воскресенья

Со школьной скамьи все мы знали, что «поп Гапон» - прислужник царской охранки, провокатор, который возглавил 9 января 1905 года шествие рабочих к Зимнему дворцу. День этот позднее вошел в историю как «кровавое воскресенье» и стал отправной точкой первой русской революции, продолжавшейся три года.
Однозначно фигура Георгия Гапона воспринималась исключительно со знаком минус уже со времен появления «Краткого курса истории ВКП (б)» под редакцией тов. Сталина. Хотя в предыдущее десятилетие, а именно в 1926 году в ленинградском «рабочем» издательстве «Прибой» вышла книга воспоминаний Г.Гапона «История моей жизни». Впрочем, в те первые послереволюционные годы выходило немало мемуарных книг людей с «другой стороны». Позднее львиная доля этих книг, порою вкупе с их авторами была уничтожена. Но в первые после гражданской войны годы свобода слова в России была головокружительной.
К чему эта преамбула?
В последнее время легендарная серия «Жизнь замечательных людей» все чаще обращается к историческим личностям, чья роль в контексте своего времени – политическом, культурном, философском – была далеко неоднозначна. Появление книги Валерия Шубинского «Гапон» именно из этого ряда издательских исканий. Признаюсь, читать книгу начал с легким недоумением, к чему эта апология попа-расстриги, к тому же начавшему сотрудничать с царской охранкой с 1902 года.
Но по мере чтения сюжет биографической книги разворачивался, особенно со второй ее части,  как захватывающий детектив, в котором все герои оказывались перевернуты с ног на голову.
«Революционная одиссея» Георгия Гапона длилась неполные четыре года, а если вести отсчет со времени «кровавого воскресенья» итого меньше, всего год и три месяца до казни через повешение на даче Звержинской в Озерках.
Но какими насыщенными были эти 15 месяцев. Тут и эмиграция. И «битва за Гапона» между марксистами Георгия Плеханова, эсерами Виктора Чернова, эсдеками Владимира Ульянова. И написание для заграничной публики биографии, за которую Гапону был выплачен солидный гонорар. И смертельное вальсирование с агентами охранки, среди которых небезызвестный Евно Азеф.
Так чем же всех их привлекал этот малороссийский семинарист с Полтавщины, «революционер в рясе», который неожиданно стал общепризнанным лидером питерского рабочего движения? «Несомненно, пишет Валерий Шубинский, Гапон обладал двумя блестящими талантами – проповедника, ведущего за собой толпу, (но находящего ключ к сердцу отдельного человека), и организатора-практика. Трагедия Гапона состояла в том, что он оказался зажат в тиски между двумя силами – революцией и политической полицией, каждая из которых хотела использовать его дело в своих интересах».
Гапон же решил вести свою собственную игру и проиграл. Хотя мог бы и выиграть. Организатором он был, полностью соглашусь с автором,  блестящим. Чего стоит его «флэшмоб», иного слова из нашей эпохи интернета для характеристики мобилизационной кампании Гапона в канун «кровавого воскресенья трудно подобрать. Судите сами.
Валерий Шубинский пишет, «25 тысяч бастующих вечером 6 января через два дня превратились в 150 тысяч. Шестикратное увеличение! И это без Интернета, без социальных сетей, без мобильной связи.  И это во времена, когда даже обычный телефон был средством связи лишь для сильных мира сего. А ведь речь шла о мобилизации фабричных рабочих, вчерашних крестьян.
На этом фоне октябрьский переворот, совершенный большевиками в 1917 году, - почти келейный междусобойчик. Но большевики победили. Поскольку Ленин был не один, а с когортой стальных соратников, которых уже ничем не остановишь и которые большой крови не чурались. Правда и их самих позднее перемололо колесо красного террора.  А Гапон – этот вечный одиночка проиграл свою партию и был казнен то ли эсерами, то ли эсдеками на съемной специально для убийства скромной даче в Озерках. И  в памяти нескольких поколений он оставался и да и сейчас все еще остается синонимом полицейской провокации.
Такая вот история!


Рецензии