О Иереях

У Харисийских ворот творилось обычное утреннее столпотворение. Арбы торговцев фруктами  цеплялись за колеса тачек зеленщиков,  Между ними суетились мелкие торговцы всякой всячиной, пытаясь протащить навьюченных осликов через ворота, чтобы успеть занять место получше.
         Никто не обращал внимания на двух монахов в потрепанных, покрытых дорожной пылью и обильно отсвечивающих лоскутами заплат  рясах.  По их ловкому продвижению вперед в этом людском муравейнике можно было угадать, что они не первый раз в утренний час входят в ворота большого города.

- А что Афоня, знаешь ли ты что это за ворота? - прокричал спутнику один из иноков. Они только что благополучно преодолели  препятствие не вызвав никакого интереса у стражников. Что впрочем и не удивительно вид снующих из города или в город представителей ортодоксального духовенства был здесь совершенно обычным делом.

- Ворота, как ворота, - сердито проворчал второй , - не кричи уже.

-А между тем это те самые ворота, в которые вошли османы, когда взяли Константинополь.

- Ну и шут с ними и с воротами и с османами, ты лучше скажи как нам его в этом бедламе разыскать.

Путешественники были явно в разном настроении.  Более веселого звали Петром, в монашестве носившим имя Павел, а хмурого,- Афанасием, получившим при  постриге имя Алимпий. Константинополь был конечной точкой их одиссеи. Если и здесь не выйдет, то придется вновь не солоно нахлебамши вернуться в родные пенаты.

      Оптимизм Петра был основан на полученных им от одного монаха в Алеппо сведениях, что есть де в Константинополе некий епископ Амвросий, который жил в отставке без кафедры и имея на иждивении сына с семьей хотел бы  обрести новое место, и лучше в одной из поместных, или вовсе не подчиненных константинопольскому патриарху  церквей. Скептицизм второго вызывали неудачи уже постигшие охотников за архиереем в  этом путешествии. Каждый из его пунктов был основан именно на слухах.  Большие надежды они возлагали на  коптские монастыри в Египте,  так как  среди старообрядцев бытовало твердое мнение, что там действуют старообрядческие архиереи в большом числе и не трудно будет призвать одного на  служение в Белую Криницу. Но там им ответили, что ничего никогда не слыхали про таковых и посоветовали поискать среди древних ближневосточных церквей.
 
       Иноки прошли Синай, Палестину, Сирию и Ливан, но везде их встречали недоумение и отказ.  Но на этот раз надежда была вполне реальной. О всех обстоятельствах знал один Павел, так как порасспросил про Амвросия у одного монаха из Сараево и знал о нем много больше товарища.

- Грек он, стало быть в греческом квартале его и искать надлежит.

-Ты же гутарил, что болгарин,- Афонасий с недоверием посмотрел на товарища.

-Конечно болгарин, но из Греции,- нашелся  Петр.

      Порасспросив у встречного священника-грека где им найти бывшего Сараевского митрополита они неожиданно получили точный ответ, так как его история была известна почти всему ортодоксальному духовенству в Константинополе. А до греческого квартала, где тот действительно проживал, ютясь в небольшой пристройке к дому одного из патриарших секретарей, от ворот   было совсем не далеко.

     Добиваться приема у опального иерарха тоже не пришлось. Амвросий обрадовался неожиданным посетителям и сразу пригласил их к себе.  За чашкой жидкого турецкого чая после общих вежливостей началась обычная агитационная программа. Правда на этот раз Павел доверил роль первой скрипки Алимпию, приберегая главные козыри напоследок.

      Алимпий с горящими глазами в красках рассказывал о преимуществах и истинности староверческих принципов вероучения.  Сыпал выдержками из Святого Писания и свято-отеческого учения. Рассыпался в заверениях святости и праведности жизни старообрядцев. Амвросий слушал рассеяно, толком не понимая, что же ему пытаются доказать. Но при первых словах Павла, который дождавшись завершения словоизлияний Алимпия принялся излагать главное, его взгляд перестал быть столь отвлеченно скучающим:

- Среди нас, приверженцев истинного исповедания, много людей основательных,- начал Павел, -  мы не нищеброды какие, как показаться может.  Антипа Шелапутин, Савва Морозов, Василий да Павел Ряпушинские, Козьма Солдатенков, все купцы первой гильдии, миллионщики. На основание кафедры большие вклады положили. И иерарха уж не обидят и не оставят помощью христианской. И вера у всех крепкая, древних корней будет. Ты уж, батюшка не откажи в милости, и мы в долгу не будем.  Если нужно и сейчас можем вспомоществование оказать.  И подорожное обеспечим тебе надлежащее,-  Павел повел рукой по поясу,  намеренно брякнув зашитыми в нем золотыми и отпил из блюдца чаю, как бы говоря, что основное закончено и вопросительно посмотрел на Амвросия Главное было сказано. Чай допивали за беседами дела не касаемых, о путешествии их многотрудном, да о жизни будущего предстоятеля в туречине...

      Заночевали в странноприимном доме на Ильинском подворье, а на утро снова были у Амвросия. Епископ встретил их в парадном облачении. Монахи замерли перед ним в нетерпеливом ожидании. Решалась судьба Бело-крыницкой кафедры.

- Братия мои, -торжественно начал Амвросий, -Вчера, проводя вас, я был занят мыслию: добро ли мне предлагается. С этою мыслию, помолясь Богу, я лёг. Но не успел я ещё уснуть, как вдруг предстал предо мною во свете священнолепный муж и сказал: «Что ты много утомляешься размышлениями. Это великое дело тебе суждено от Бога исполнить и от русского царя пострадать». При последнем слове «пострадать» я содрогнулся и очувствовался, но никого не было, только в комнате виден был свет, который постепенно исчезал, наподобие того, как бы кто уходил с зажжённой свечой. Сердце моё исполнилось и страхом и радостью, так что я от восторга всю ночь без сна проводил в своих к Богу молитвах, и решил дать вам полное мое согласие; ибо если на это есть Божие благоволение, то мы обязаны его с радостью исполнять.

     Затаившие дыхание монахи выдохнули с облегчением. Быть старообрядческой епископской кафедре, и мытарствам их долго-трудным конец близится!

                *         *          *

     Что же вдохновляло  двух чернецов в их беспримерном поиске,  что искали и что обрели? Для ответа на эти вопросы нужно вернуться на два миллиона лет назад. Именно тогда первобытный человек освоил обращение с огнем.

    Огонь - единственная субстанция, видимая простым глазом и способная с легкостью преодолевать притяжение земли. Даже пар и дым поднимаясь на определенную высоту вновь клонятся к земле. И только огонь взмывает и исчезает своими языками в небо, не возвращая ничего назад.

    Точно не известно почему конкретно  в представлениях человечества небо стало местом пребывания тех существ, которых все мировые религии именуют богами. Но представление это настолько древнее, а религиозные представления есть одно из наиболее медленно изменяемых,  что наверняка можно говорить,  - в представлении  всех поколений людей огонь уносился к богам. И исчезающий при горении материал вместе с огнем должен был отправляться в чертоги божественные.
 
    Даже сейчас, когда мы прекрасно понимаем во что обращается исчезающая визуально материя, во всех религиях мира , произнося молитву люди воспаляют свечу , как бы отправляя с ее пламенем  сокровенные слова к Богу. Одним из письменных свидетельств подобного отношения к сожжению можно назвать историю Каина и Авеля:
 
"И спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И Презрел Господь на Авеля и на дар его; А на Каина и на дар его не презрел..."  Из последующих книг Библии можно с уверенностью сказать, что "презрел" означало, что вся жертва была сожжена, а "не презрел" жертва не до конца превратилась в пепел и это было признаком, что дар не любезен божеству. И хотя дальнейшие и уже прямые слова Яхве " И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним " .

     То есть не важно совершена ли жертва по определенным правилам, но главное, чтобы это делалось с добрыми намерениями и добрым сердцем. Но предрассудок оказался сильнее и Каин убивает брата своего.  И все потому, что не было в тот момент "специалиста" , способного грамотно совершить сожжение жертвенного.
   
      Такими специалистами стали люди, называемые по-русски  емким и совершенно точно отражающим изначальный смысл их деятельности  - жрецы.  Слово происходит от древнерусского "жър;ти" - приносить жертву . Отсюда произошли  такие слова, как -  жарить, жечь, пожирать. Это наименование можно считать одним из самых архаичных, сохранившихся до наших дней.   

      В первое время  помощь в осуществлении грамотной отсылки наверх от плодов  своего производства осуществлялось конечно на общественных началах. Но через время мастера жертвоприношений сообразили, что взимая за свои профессиональные  услуги некоторую мзду можно сильно разнообразить свой рацион и вовсе не за чем участвовать в опасных охотах или нудном собирательстве. Так вероятно  древнейшей профессией на земле стало  жречество. 

     Тайны правильного соотношения  качества и количества поджигающего материала и жертвы стали передавать по наследству, образуя тем самым особую касту -институт священнослужителей.  Кроме того, имея достаточный досуг, хорошее питание и избавленные от опасного труда жрецы жили намного дольше своих соплеменников, накапливая и передавая знания. До нас рудименты такого разделения дошли в  индусских сообществах, где брахманы -"божьи люди" по сей день считаются высшим сословием.
 
    Потекли тысячелетия.  Обряд принесения даров богам усложнялся.  Возникали песнопения и ритуальные танцы.  Религиозная жизнь становилась разнообразнее. Появлялись новые таинства. Зачатие и рождение детей , инициация  подростков, брак и погребение все было заботой хранителей тайн священнодействия.

   Параллельно ими осваивались и смежные профессии.  Обладая свободным временем и безусловно являясь наиболее обученной интеллектуальной элитой жрецы систематизировали свои  наблюдения в различных отраслях первобытной жизни  и  делали из своих наблюдений выводы, подчас верные. Так в древнем Египте священники  специализировались на врачевании, астрологии, метеорологи и агрономии, создавая основу и предтечу будущих научных дисциплин.  Впоследствии эти знания стали основой учености всей западной цивилизации. Недаром древние греки говорили "Вся на ученость из Египта происходит". В частности знаменитый Пифагор провел в исследовании египетских тайн  более двадцати лет и само по себе обращение к египетской мудрости говорит о высоком статусе жреческих знаний среди древних народов.

     Особенно необходимо отметить роль письменности в этом процессе. Создание письменности сделало обучение и сохранения знаний более легким. Сейчас есть понятия "письменные" и "не письменные" народы."Письменные" , такие как большинство народов нынешней цивилизации ушли в своем развитии далеко вперед, а "не письменные", такие как например народы русского севера, племена центральной Африки,  аборигены Австралии  застыли в своем развитии на тысячелетия.

      Переломным моментом  для европейской   священнической традиции, как впрочем и всей человеческой цивилизации  стал 1628-ой год до Рождества Христова.  В центре средиземного моря на острове Фира (больше известном, как остров Святой Ирины или Санторин) произошел чудовищной силы взрыв вулкана. В  атмосферу было выброшено до шестидесяти пяти кубических километров породы, а суммарная мощность взрыва была эквивалентна ста самым мощным водородным бомбам.  Небо закрылось пеплом на много месяцев. Погибла великая минойская цивилизация.  Все средиземноморские народы оказались в бедственном положении.

      К этому времени в Египте жил небольшой, но сплоченный народ арамейского происхождения. Арамейцы жили в долинах междуречья Тигра и Евфрата.   Но однажды один из них  именем Авраам  отправился на запад, основав поселения на побережье Средиземного моря. 

     Какое то время его потомки  счастливо прожили  на новых землях. Но однажды голод вновь поднял их в дорогу.  Они бежали в Египет . Как оказалось один из представителей потомков Авраама , именем Иосиф, волею обстоятельств стал  доверенным лицом египетского фараона и этот новый народ приобрел там привилегированное положение.  В результате чего быстро укрепился и набрал силу.

   Верования этого народа складывались из смеси древних арамейской и египетских религий  а также привнесенном Авраамом  культа создателя мира Эля. Арамейские мотивы должны были сохраниться, так как они происходили из арамейцев.  Египетские вкрапления доказаны археологически. В остатках еврейских поселений в Египте были найдены свидетельства отождествления Яхве и Амона.  А почитание Эля было определено влиянием на Авраама Мельхиседека - верховного жреца Создателя мира с которым Авраам встретился после обретения им своих владений.

     Тут нужно обратить внимание, что Эль практически не почитался у окрестных народов, вытесненный  культом "Князя(хозяина) мира сего" - Ваалом и другими представителями божеств второго круга.  Но Эль во многих традициях считался отцом или создателем Ваала и других божественных персонажей. Проводя корреляцию с   более поздней еврейской, а впоследствии и христианской традициями можно с большой долей вероятности предположить, что имя Эля можно  отождествлять с  еврейским Элохим и с арабским Аллах -именами единого бога творца аврамических религий.

      Ко времени катаклизма на Фире положение народа, носящего имя внука Авраама,- своего праотца и основателя, - Иакова по прозвищу Израиль, то есть "боровшегося с Элем" или еврейского, то есть "перешедшего реку"(реку Евфрат ,ибо Авраам пришел из Ура Халдейского гражданином которого являлся), сильно изменилось. Фараоны, уже забывшие , чем Египет был обязан Иосифу, отменили привилегированное положение евреев и даже начали притеснять их, направляя на тяжелые и грязные работы.  На этом фоне среди израильтян  начинает действовать проповедник именем Моисей.

     В раннем детстве Моисей попал во дворец фараона и воспитывался как египетский принц.  Он знал изначально или со временем  получил сведения  о своем происхождении и, как любознательный юноша,  погрузился в религиозную культуру своего народа.  В последствии он сформировал основанную на всех полученных им знаниях религиозную концепцию, которую и предложил соплеменникам. Одним из основополагающих идей была исключительность и избранность еврейского народа.  Как следствием такой идеологии стала мысль о необходимости обособиться от какой либо власти, особенно угнетающей его. В результате многочисленных интриг, основанных на обрушавшихся на средиземноморье бедствиях он выводит евреев из Египта на Синайский полуостров.

     Долгое время народ вынужден был прожить в условиях пустыни, ведя кочевой образ жизни.  Это скорее всего было обусловлено недостаточными силами для завоевания более комфортного жизненного пространства.  Кроме того формировались и необходимые атрибуты нового вероисповедания.  Появился наследственный институт жрецов или священников, которыми Моисей дальновидно назначил своих родственников. А именно потомков своего брата Аарона, а также всех потомков своего предка Левия, одного из двенадцати сыновей Иакова-Израиля и основателя одноименной  ветви  израильтян. Отсюда появилось обозначение левитов, как священнического сословия.

     Так же появилось понятие "ковчега завета" и "скинии собрания". Ковчег появился после обретения(или написания?) Моисеем скрижалей завета, на которых были начертаны основополагающие принципы новой религии. Они были нанесены на каменные пластины и положены в деревянный ящик.  Впоследствии этот ящик украсили золотыми пластинами с чеканными изображениями и рогами крупного рогатого скота -символами Бога - создателя и назвали ковчегом завета. На стоянках вокруг "ковчега завета" сооружали огороженное место, - скинию собрания в котором совершались жертвоприношения и религиозные обряды.

    После сорока лет жизни в пустыне народ усилился настолько, чтобы отвоевать себе лучшее место для проживания.  В результате кровопролитных войн им это удалось . Моисей не смог насладиться плодами этих завоеваний ибо немного раньше скончался от старости.

    Главное было сделано, - создан народ, вероисповедание  и место обитания. Сформировался и класс священников. По образу и подобию скинии был построен Храм,- место жертвоприношения и священнодействия.  Основным девизом нового народа стал  "один Бог, один избранный народ, один Храм". Именно этот посыл стал причиной угасания священства в иудейской религии после 73 года нашей эры.

    Около 68 года вспыхнуло восстание евреев против римского владычества. Оно было жестоко подавлено. Погибло около миллиона человек. Храм был разрушен, а евреям было запрещено селиться в Иерусалиме.  Ликвидация Храма привела к  упразднению института священства  в народе Израиля.  На смену священникам пришли раввины, или учителя, а место храма заняли многочисленные синагоги -собрания членов еврейского общества.
   
    Но примерно за тридцать лет до трагических событий, разделивших иудейскую религиозную традицию на храмовую и после- храмовую, от основной ветви иудеев отделилось направление, называющие себя христианами, -по прозвищу проповедника Иисуса Христа, которого его последователи считали Спасителем Мира и Машиахом(помазанником или царем Израиля). По версии основной ветви еврейской религиозности приход  Машиаха должен был сопровождаться восстановлением Израильского царства и сбором всех евреев  в "земле обетованной".  На что адепты новой религиозной идеи вполне резонно отвечали, что Израильский народ не является народом, как таковым. Это прежде всего носители идеи единобожия и Машиах должен установить свое царство, как царство этого основного религиозного посыла евреев над всем миром, а следовательно делать именно то, чем и занялись христиане - распространением концепции Единого Бога на весь мир. То есть Иисус стал царем веры в Единого Бога и царство его, как он сам говорил устами синоптиков - евангелистов "не от мира сего".

     Сам Иисус поставив на служение двенадцать ближних учеников- апостолов установил тем самым институт архиереев, которые в свою очередь  получили право ставить на служение священников более низкого ранга - иереев, или соборно(собранием нескольких архиереев) принимать в свои ряды новых членов. Первый такой случай описан в евангелии :

     "Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус,  начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам."

     Впоследствии система поставления архиереев была упорядочена с помощью выведенных из евангельских текстов апостольскими правилами:  "1. Епископа да поставляют два или три епископа. 2. Пресвитера и диакона и прочих причетников да поставляет один епископ..."

     Епископ(надзиратель) и архиерей(старший жрец или священник) два названия одной и той же должности. Удивительно, но христиане принадлежащие к греческой культуре сохранили наименование священнослужителей в неприкосновенности, не смотря на борьбу с многобожием. Иереями в Греции называли жрецов любого из эллинистических богов.  Возможно это связано с неправильным пониманием современными теологами реальной картины греческой духовной жизни. Так русское слово "жрец" приобрело негативный оттенок  именно потому, что жрецы служили языческим богам древнего русского пантеона и называть жрецами священнослужителей новой религиозной традиции является у нас моветоном. Греки же почему то такой щепетильностью не отличались и назвали своих православных священников так же, как и до принятия христианства называли служителей Аполлона или Геры.

     В дальнейшем священство передавалось согласно первым двум апостольским правилам непрерывно на протяжении вот уже почти двух тысячелетий.  Правда время от времени появлялись движения не признающие иерархическую систему управления христианской церковью или же вовсе расходились в основополагающих принципах веры. Так уже в апокалипсисе Иоанна Богослова упоминались николаиты.

     Эта одна из первых сект христианства утверждала, что ради того, чтобы избежать преследований со стороны римской власти допускается есть идоложертвенное и предаваться разврату то есть участвовать в жертвоприношениях языческим богам и совершать блуд с храмовыми гетерами.

      Впрочем большинство еретических сект христианства страдали как раз от преследований официального руководства церковью и в отличие от николаитов в большей степени имели право называться христианами, чем их гонители.

    Естественно, что высшее руководство официальной церкви сразу после отпадения той или иной группы принимало репрессивные меры по отношению к ней. В частности такая группа лишалась священства .
Так случилось в шестнадцатом веке в России, когда некоторая часть христиан не приняв реформ патриарха Никона отказалась подчиняться церковным властям.  При этом среди них не оказалось ни одного архиерея. Таким образом они лишились возможности поставления новых священников. Среди этой группы, называющих себя истинно православными поначалу оказалось немало иереев. Но так как старообрядческие священники дониконовского поставления скоро умерли проблема исполнения таинств стала перед ними очень остро.

     И если другие отколовшиеся от основной ветви христианские концессии были не столь щепетильны в вопросах апостольского преемства. Например  большинство протестантских объединений приняли  постулат главенства верности служителей библейским принципам, а не хиротонии. Лютер, один из основателей протестанизма писал:

" Возложение рук благословляет, утверждает и удостоверяет это точно так же, как нотариус и свидетель удостоверяют какое-то мирское дело и как пастор, благословляя жениха и невесту, подтверждает и удостоверяет их брак, то есть тот факт, что они уже до этого взяли друг друга публично об этом провозгласив".

      Православным же староверам без хиротонии было никак нельзя, так как приверженность их незыблемости  канонов до-никонианского вероисповедания было сугубо принципиальным. 

      Часть старообрядцев вовсе отказалось от поиска возможности поставлять новых священнослужителей, приняв доктрину о невозможности сохранения в мире истинного духовенства, сформировали без поповский тип богослужения. Другая часть  агитировала к переходу в православие священников из официальной церкви. Зачастую это удавалось, но вот заполучить в свои ряды епископа долгое время оставалось невозможным .

И только в 1846 году благодаря героическим  усилиям монахов-старообрядцев Белоцерковского монастыря Павла и Алимпия удалось привлечь на свою сторону и поставить над вновь утвержденной Белоцерковской епархией епископа Авмросия.

*             *              *

Несколько дней Алимпий и Павел пребывали в хлопотах. Расчехлив на радостях свои пояса из которых посыпалось с трудом сохраненное в дальнем странствии серебро, они приступили к подготовке перемещения архиерея из Константинополя в Белую церковь.

      Дело это было вовсе нелегкое и требовало изрядной ловкости. Перемещение священника такого ранга по турецкой территории было проблематичным. В армянской слободе удалось справить для Амвросия паспорт казака-старобрядца. Павел, который был занят этим наиболее деликатным и опасным делом возвратясь в третий раз из слободы с готовой бумагой с негодованием сообщил:

- Вот армяне, бисово семя, вроде и христианский народ, а ободрали, как липку, пока все серебро не вытянули не уладили дела. То турку какую то нужно подмазать, то у самих какое то начальство чванится. Врут все, знаю я их. Ну да главное бумага готова, вроде сладная.
 
     Впрочем оставшихся денег вполне хватило, чтобы обрядить Авмросия  в несильно поношенную казацкую одежду и подготовке дальнейшего путешествия. Для пущей достоверности пристроили архиерею серебряную  серьгу в левое ухо и остригли его на казачий кацапский манер в кружок. И уже на следующий день  после получения паспорта,  налегке, только с заплечными котомками вышли через те же Хасирийские ворота теперь уже днем, как простые местные жители, направляющиеся до дома в самый что ни наесть зной. так что кто кроме местных шастает через ворота великого города вот так в полдень. Только те, кому до дому идти не более часу.

     Но путь наших героев был не час и не два.  Три недели пробыли они в дороге. Правда теперь им не приходилось ночевать, кусаемыми муравьями  в редких кипарисовых рощах. По такому случаю им было дозволено использовать для ночлега придорожные гостиницы, где подавали вечерять и позавтракать с утра.

    Прибыв в Добруджу, в которой жило много старообрядцев Авмросий  смог сменить сои маскарадные одежды на архиерейские, так как здесь уже был готов для него, полученный от турецких властей с помощью немалых подношений архиерейский паспорт.

    Однако пробыть полноценным архиереем Авмросию пришлось недолго. Под давлением русских властей он был отставлен от кафедры и сослан в город Цилли, где прожил в монашеском подвиге 15 лет.

     Старообрядцы не оставили своего предстоятеля в ссылке и помогали ему и семье его сына материально. 

     Однако главное для Белокриницкой епархии он успел сделать  за год служения он рукоположил двух епископов и несколько иереев и диаконов, выполнив тем самым свое предназначение и достойно закончив одиссею иноков Алимпия и Павла.


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.