Культура и власть по М. Пиотровскому
* Государственный аппарат культурой не командует, он ее обеспечивает. Командовать ею бессмысленно.
* Каждая нация гордится своей культурой. Для власти важно воспринимать культуру как конкурентное преимущество.
* Власть должна культуру обеспечивать, понимая, что та не обязана соответствовать всем ее требованиям и нуждам.
* Государство должно давать деньги на содержание культуры.
* Культура должна прививать вкус, воспитывать гражданина в духе патриотизма, исторического достоинства, памяти о русской государственности, сохранять культурное наследие, выполнять социальные услуги.
* Присутствие культуры всюду и в разных формах повышает качество жизни. В окружении красоты людям живется несколько легче.
* Много новых потребностей должны возникнуть в экономике и политике. Культура готовит к этому людей. Она создает будущего производителя и потребителя. Люди, не воспринявшие культуру, и потребителями будут никудышными. Она помогает создать сложного, многомерного человека, который должен понимать, что дважды два не всегда четыре.
* Нельзя разрушать памятники, ликвидировать Большой или Мариинский театры, Третьяковскую галерею, Русский музей, Эрмитаж... Есть ограничения, связанные с правами наследников художников, писателей...
* Государство использует культуру как сильное конкурентное преимущество в глобальной политике и как поле, где разные слои общества находят согласие. Даже политические враги могут сидеть рядом в Филармонии и слушать музыку. Напряжения в обществе, разногласия могут сниматься с помощью сферы культуры.
* Инвестирование в культуру обеспечивает будущее. Мы не выживем без культуры, распространенной в широких массах.
* Власть обеспечивает относительную автономность «территории» культуры. Там действуют свои правила. Для их обеспечения нужен общественный договор.
* Доступность культуры достигается не криками и угрозами, а конкретными вещами – содержанием просветительских учреждений, библиотек, программ для детей...
* Власть от культуры получает: повышение качества жизни граждан, динамичное согласие в обществе, конкурентное преимущество мягкой силы в глобальной игре. Культура такой силой обладает.
------
Михаил Борисович Пиотровский — советский и российский историк-востоковед, арабист, исламовед. Директор Государственного Эрмитажа, декан восточного факультета СПбГУ. Член-корреспондент РАН с 30 мая 1997 года по Отделению истории. (ВИКИ ) Археолог и востоковед академик Борис Борисович Пиотровский - отец М. Пиотровского.
Свидетельство о публикации №214042400700
А взять времена большевизма, которые рассматривали культуру в качестве служанки политики и инструмента воздействия на сознание и поведение людей. Причем литература расценивалась как исходная, начальная форма всестороннего воздействия на общество. Сейчас читаю работу Мишеля Фуко "Порядок дискурса". Он говорит о дискурсе, его формах и о том, какой властью они наделены. Дискурс порождается социальными порядками, но может им противостоять, а потому общество устанавливает особые процедуры контроля — прежде всего в тех его областях, где задействованы власть и желание. Короче, много чего он там замысловатого пишет, но, если перевести на простой народный язык: "Кто девочку плалит, тот ее и танцует".
Исходя из знаний, полученных в условиях жесткого капитализма, прихожу к выводу, что Михаил Пиотровский не очень прав:)))
С уважением и улыбкой,
Елена Роговая 19.01.2015 22:29 Заявить о нарушении
Влад Лившиц 20.01.2015 18:51 Заявить о нарушении
Елена Роговая 20.01.2015 22:57 Заявить о нарушении