Далекий берег

 Он ей иногда говорил:
- Ты меня не любишь, а продолжаешь любить своего первого мужа. 
Но она любила их обоих. Кого больше, а кого меньше, теперь, когда она осталась одна, не имело никакого значения. От него второго, остались мать и дочь. Бедное дитя, выросшее без отца лишь потому, что ее отец не любил ее мать. И появление на свет ребенка было следствием случайной и кратковременной связи. Хотя  все ли так случайно в жизни, порой задумывалась она.
Не мог перебороть он себя и жениться на нелюбимой женщине? Или та женщина, с которой он жил, не отпускала его от себя, взывая к его жалости и милосердию, уповая на то, что больна.
Конечно, ей никогда не разобраться  в жизненных перепитиях. Она и не пыталась, понимая, что положительных результатов в этом никогда не достигнет.
Однажды она предложила ему развлечь дочь.
- Как?
- Своди хотя бы в ресторан Дома журналистов.Покажи ей бывший Юсуповский дворец. Пусть она почувствует твою значимость.  Расскажи о себе. Где ты был, куда летал, что видел…
Он поддался на уговоры. Дочь с радостью согласилась. После встречи муж пришел радостный и довольный. Только одно обстоятельство омрачило встречу. Подумали, что он привел несовершеннолетнюю подружку. Как любили негатив! А тут «запахло жареным». Чем не сенсация?
Когда его не стало, она призналась дочери, что это она предложила ему встретиться с ней в расчете на продолжение отношений, которых не было.
После ухода мужа время от времени она звонила его дочери, но начинала плакать, и разговора не получалось. Не плакала она только с его матерью. Та неустанно повторяла:
- Доченька, нельзя плакать. Мне невропатолог сказал это, когда у меня ноги отнимались, и я без костылей не могла ходить.
Так ей хотелось к его матери, ласково называвшей ее доченька. Но настал час, когда это стало невозможно.
Сразу после революции мать мужа уплыла последним пароходом из Одессы. Ее муж, военный врач, принял в Сибири под Омском, на небольшой станции Любино, сторону адмирала Колчака. После ареста адмирала ему удалось бежать в Шанхай, заполненный в то время русскими, а затем перебраться в Париж, где по вечерам он ходил в один и тот же ресторан, где обсуждалась ситуация в России и теплилась надежда когда-нибудь вернуться на Родину.
В один из вечеров выступала новая певица. Ее лицо показалось ему знакомым. Он напряг память. «А, это та самая Ника, о которой мне говорила жена. Дочь нашей общей знакомой. Боже, как она похожа на свою мать», - подумал он. И, обрадовавшись, улучил момент и позвал  певицу к своему столику и предложил  присесть. В ответ услышал:
-Не могу.
- Почему?
- Таковы условия  контракта.
- Хорошо, я вас подожду на выходе.
- Да. Только возле служебного, через час я освобожусь.
Ровно через он увидел женщину, закутанную в шаль так, что он  с трудом узнал в ней Нику. Исчезла шляпа, украшенная цветами и перьями, меховая горжетка.
- Не узнали?
- Собственно говоря, да.Давайте перейдем к делу, собственно из-за которого я вас побеспокоил.
- Слушаю вас.
- Моя жена  была приятельницей вашей матушки. Кстати, как она?
- Я из России не получаю от нее никаких известий.
- Сочувствую. Вот и я разыскиваю свою супругу. Не мог ли кто-нибудь из ваших знакомых знать, где она может находиться.
- У меня и знакомых  то нет.
- Но вы же не одна добирались до Парижа.
- Не хочу вспоминать.
-Пожалуйста. Очень прошу вас.  Я так одинок. Сын в России. Иногда получаю от него весточки. Приехать он сюда не может, а я тем более не могу поехать к нему.
- Хорошо. Я и двое моих подруг в Шанхае оказались в рабстве. Надеюсь. вы понимаете о каком рабстве идет речь.
- Догадываюсь.
- Здесь наше рабство продолжилось, но нам троим удалось бежать. Помог один русский князь, влюбленный в мою подругу Нину. Потом они поженились и уехали из Франции.
- А еще одна подруга?
- Едва ли что она знает.
- Но все-таки.
- Хорошо. Вот ее телефон. Я уже дошла. Вот мой дом.
-Спасибо большое. Спокойной ночи.
Вернувшись к себе, врач позвонил, трубку долго никто не брал. Наконец он услышал:
- Алло.
- Я бы хотел с вами встретиться.
- Хорошо. Но оплатите мне такси.
- Вне всяких сомнений.
Наверняка, эта женщина так и не рассталась с древней профессией, подумал он. 
Гостью долго не пришлось ждать. Она в немалой степени удивилась цели ее приглашения. Получив деньги за такси, спросила:
-А в чем собственно дело?
- Видите ли, я разыскиваю жену, отплывшую из Одессы с последним пароходом. Известно ли вам что-нибудь о судьбе пассажиров или правильнее сказать беженцев?
-  Многие из них остались на африканском континенте. Сначала жили на корабле, не теряя надежды вернуться на родину. А потом в городе N. Там у них своя община. Я дам адрес.
Врач переплыл Средиземное море и  попал в этот город N.
 Встреча состоялась, и часть семьи воссоединилась.
Но жара оказалась не выносима для врача, и в скором времени он скончался от инсульта.
Вот в этот город N.ей и надо было попасть. Раньше она с мужем беспрепятственно ездила туда. Но с некоторых пор ситуация изменилась. Стали пускать не всех. Все-таки она решила предпринять попытку, думая о том, как это сделать. Может быть, одеться попроще? Хотя едва ли это ей поможет. Она не в состоянии изменить себе лицо. Нет, речь не шла о пластической операции, а о том, как сделать лицо простым, приземленным. Однажды она лежала в больнице. Рядом  с ней была женщина с абсолютно безумным взглядом.   Как потом оказалось, это было следствие лекарства от гипертонии. Приходившие к ней подруги потребовали от врача отменить это лекарство, хотя бы потому, что у пациентки не было никакой гипертонии.
Спустя пару дней, немного придя в себя, женщина поворачивается и говорит ей:
- У вас интересное лицо.
- Что вы понимаете под словом интересное?
- Умное.
Потом немного помолчав, спросила:
 -Не хотите петь у меня в хоре. Мы часто выступаем за рубежом.
- У меня нет ни голоса, ни слуха.
- Существует методика научить пению.
Она знала, что такая методика есть и при обучении языкам. Когда-то ей предлагали уроки фонетики в Париже. 

Итак, по лицу могут определить, что она не какая-нибудь домработница, желающая подзаработать денег. Нужен другой вариант. А что, если получить документ, удостоверяющий, что она - жена гражданина, стране которого принадлежит эта колония? Перебрав в голове своих знакомых, она остановилась на одном и предложила ему с ней встретиться.
Колебания она отмела, вспомнив, как  гадала на рождество. У всех ее попыток был один и тот же результат, когда она разбивала яйцо и выливала белок в стакан с водой. Каждый раз в стакане она видела изображение церкви с колокольней - символ скорого замужества.

Они сидели в Люксембургском саду у фонтана. Жара была такая, что молодежь плескалась в  воде. А те, что постарше, наслаждались прохладой. Солнце стало заходить. И тут появилась пара новобрачных с фотографом.Глядя на састливые лица, она подумала, что их появление очень кстати.
- А не пожениться ли нам? - робко спросила она.
- Что это с вами? - удивленно спросил он.
- Вы ведь любите меня.
- С чего вы взяли?
- Не взяла, а почувствовала.
- Но это невозможно. Я не свободен.
- Я ничуть не помешаю вашему союзу. Ведь живут же втроем. У нас в России есть такие примеры.
- У вас в России?
- Да. Я не буду называть фамилии личностей, все равно вы их не знаете.
- Допустим, я приму ваше предложение. Что дальше?
- Это облегчит наши отношения и мою жизнь. А в вашей личной жизни все останется без изменений. Вы будете свободны, как раньше. Но…
- Что но?
- Одно маленькое но. Обязательно составим брачный контракт.
Он удивленно посмотрел на нее.
- Где будет пункт, что я отказываюсь от всего, что вы имеете. Заводы, фабрики, пароходы.
- Есть мнение, что русские женщины - хищницы.
- Хищницы не обязательно русские. Вы, я думаю, смогли убедиться в том, что я к ним не принадлежу. Пять лет - немалый срок.
-Неужели прошло уже пять лет?
- Прошу вас не притворяйтесь, будто бы вы не помните. У вас идеальная память.
- Тут неподалеку от Люксембургского сада есть мэрия. У нас в мэрии регистрируют браки.
- В России во дворцах...
ФОТО СЛАВЫ ОРЛОВА


Рецензии