Imprinting

«Зачем мы все время спешим, Дорога и так коротка».                Андрей Крылатов (Томск)

Мы – зомби. Процесс воспитания человека это и есть зомбирование (imprinting). Маленький ребенок смотрит на взрослых. Подражает, копирует. Это зомбирование. Потом мы удивляемся. Как он похож на родителей. А он ими просто зомбирован. Дальше ребенок видит оценку своим действиям. Все улыбаются и аплодируют или наоборот огорчаются. Это зомбирование на эмоциональном уровне. Дальше друзья, школа, университет, приятели, государство, книги, медиа. Зомбирование продолжается.

И вот человек сталкивается с чем-то принципиально новым. Какой-то новый алгоритм поведения, новая идея иди новая научная гипотеза или теория. Здесь два пути. Либо человек сначала это новое досконально изучает, исследует и только потом выносит свое осторожное суждение. Или он сразу начинает судить, руководствуясь только рекламной информацией из Интернета. Первый путь труден и тернист. Этим путем идут не многие люди с устойчивой психикой (истинные ученые) и только в редких случаях. Вторым путем идут все. Потому что некогда, потому что лень разбираться или не позволяет образование, потому что не суть важно, потому что уже кем-то или чем-то зомбированы, потому что крыша в пути, потому что гордыня обуяла, да мало ли причин для оправдания собственного невежества.

«Не ставьте телегу впереди лошади», «не судите, да не судимы будете». Торопыги, это про нас!

Парадокс. Один и тот же человек боится выступить с собственной идеей в той области, в которой он профессионально разбирается, а в том вопросе, в котором «не бум-бум», «слышал звон, да не знает где он», начинает энергично «КРИтиКовать». Это потому, что профессионал видит, где он не додумал, где еще не проверил, а дилетант летит сломя голову с шапкой наперевес или «с голыми пятками на шашку».

Второй путь рецензирования - судьба всех (!) сколько-нибудь значимых открытий. Бездумная критика теории Global Scaling Хартмута Мюллера не исключение. Ведь дилетантов, думающих, что они профессионалы, всегда большинство.
И что?

4.12.12


Рецензии