Бабка

Колька озираясь, с опаской пробирается на кухню. Берёт большой ломоть хлеба и так же не заметно пытается проскользнуть на улицу. Но тщетно!  Бабка его замечает и кричит  на всю избу. -"Опять кусочничаешь? Ах, ты окаянный! Хлеба на вас не напасёшься!"- Она берёт, стоящий у порога, голик и бьёт его по мягкому месту, в вдогонку она ударяет его голиком по голым ногам. Вот теперь ему действительно больно. Но он терпит и быстро выбегает прочь.

       На крыльце его ждёт младший братишка. Увидев у него в руках ломоть хлеба, он кричит. -"Сорок восемь - половину просим!"- Теперь придётся с ним делиться. И как, это Колька сплоховал? Не успел первым крикнуть. -"Сорок один - ем один!"- Но не успел, значит половину отдавать придётся. Такой уговор у всей детворы. А нарушать его нельзя. Иначе в следующий раз, и тебе не дадут ничего.

       На крыльцо выходит  разгневанная бабка. Увидев их вдвоём, уплетающих хлеб за обе щёки, она возмущённо говорит. -"Чем кусочничать, сели да поели бы кашу или суп. Горячие ещё в печи стоят."-  На что Колька говорит.  -"Надоела уже твоя пшёнка, вот уже где стоит."- И приставляет ладонь к горлу. -"Надоела? Ах ты окаянный!"-  возмущается бабка. -"Я всю жись выросла на пшёнке. Седьмой десяток уже доживаю. И ничего слава богу, не жалуюсь. Вот посмотрю я на тебя, если доживу конечно, какие яства ты есть будешь? Когда сам копеечку добывать будешь."- И она повернувшись уходит в дом. Да, начало лета - самые голодные месяца. Мяса нет. Скотину не режут. Хранить не где, да и тощая она после зимы. А в огороде тоже ещё ничего  не наросло.

       Колька мечтательно подсчитывает на сколько дней хватит дома хлеба. И вот тогда будет праздник живота! Когда в доме кончается хлеб, бабка ставит большую квашню с тестом. И начинает печь хлеб в русской печи. Достаёт она его из печи деревянной лопаткой, ложит на стол, застеленный холщовой материей. Сверху закрывает такой же холщевиной. По всей избе стоит дух свежеиспечённого  хлеба! Да, что в избе, во дворе тоже не надышаться! От такого духа, аж слюнки текут! Вот тогда, первый каравай она разрезает и отдаёт ребятишкам. А они, как кукушата, сидят на крыльце и ждут. Тогда к ним приходят товарищи, которые тоже не будут обделены. Бабка выходит на крыльцо, а они выжидательно смотрят на неё. Но она качает головой и говорит: -"Не готов ещё. Пусть охолонёт не много. Тогда он вкуснее будет."- Она выходит посмотреть, много ли едоков собралось? А они ждут когда она вынесет каравай, им на съеденье.

       И вот наконец она выходит с караваем хлеба в одной руке, а в другой держит нож и солонку с солькой. Все замерли и ждут. Она начинает резать, а ребятня с надеждой ждёт. Кому же достанется румяная, хрустящая корочка? Но, как не стара бабка, она чётко помнит, кого она в прошлый раз одаривала краюшкой и в этот раз краюшка достаётся другому. Не было ещё случая, чтобы она ошиблась и распределила не правильно. Прижав к груди каравай, она нарезает его на большие ломти и распределяет так, чтобы на всех хватило и было поровну. Все говорят ей спасибо. А она улыбается и все морщинки на лице разглаживаются. От этого она становится красивее и моложе. И каждому она говорит.-"Кушайте - на доброе здоровьице!"

       Прошло много лет и у меня самого, есть дети такого же возраста, каким я был когда - то. Я учу их бережно относиться к хлебу. Больно видеть, когда хлеб валяется на дороге или ещё хуже его выбрасывают на помойку. Думаю, как горько и больно смотреть людям преклонного возраста на это безобразие.                апрель 2014г.


Рецензии