2. Мифологический взгляд на происхождение человека

Любой задается вопросами о себе, своей семье, истории происхождения. В разное время нас интересуют различные вопросы, и мы желаем получить на них ответы. Такова наша природа. Желание преодолеть завесу тайн относительно происхождения человека и его природы, породило несколько основных точек зрения: мифологическую, философскую, научную и креационизм. Рассмотрим их в порядке возникновения.

Мифологические представления о появлении человека тесно связаны с идеями о происхождении вселенной. Они существовали на определенных стадиях развития практически у всех народов мира. Это подтверждается как изучением исторических фактов, так и современных малых народов, у каждого из которых существует тот или иной вид мифологии. В антропогонических мифах – мифах о творении человека нет единого взгляда на происхождение человека. Одни народы происходят от мистических сил. Так согласно преданию, первые вьетнамцы были потомками могущественного дракона и бессмертной феи. Другие от животных. Австралийские мифы говорят, что человеческий род произошел от животного-великана. В Северной и Южной Америке некоторые племена индейцев также ведут свой род от Ворона, Медведя, Ягуара или Гремучей Змеи. Третьи от абстрактных существ и духов, заключающих в себе силы природы, свойства окружающей среды. К данной категории относится группа гималайских народов, коренные народы Сибири и др. В некоторых культурах, народах, цивилизациях человек произошел от первой пары прародителей. В некоторых культурах, человек произошел от первой пары прародителей, которые стали отцом и матерью остальных людей: в авраамических религиях – Адам и Ева, в германо-скандинавской мифологии это Аск и Эмбла.

Мифологическое происхождение человека может объясняться как биологическое порождение богами или как изготовление божественными демиургами из земли, глины, дерева и т. п. Другая категория мифов говорит о начале рода человеческого, как результате перемещения неких существ низшего или высшего миров на поверхность земли (срединный мир). Еще одна категория основана на трансформации тотемных животных, отделении человека от других существ. Четвертая категория сформирована как усовершенствование (самопроизвольное или силами богов) неких несовершенных существ. В одних культурах человечество происходит от женщин, в других от мужчин, третьи представлены парой. При этом происхождение женщин иногда описывается иначе, чем происхождение мужчин (из другого материала и т. п.). Первый человек в ряде мифов трактуется как первый смертный, ибо уже существовавшие ранее боги или духи были бессмертны. 

Со временем появляются более сложные и организованные представления о происхождении человека. Они связаны с религиозными культами. В качестве прародителя человека они выделяют некоторую центральную суть – божественный пантеон. Как правило, во главе которого находиться некий главный Бог (бог-царь, бог-творец, бог-мир). Цивилизации неолита (8-4 тыс. лет до н.э.), такие как древнеегипетская, ассирийская, вавилонская, китайская, индийская и др. формируют религиозную картину мира. И происхождение человека относят к творению божественных сил. Мифы о происхождении человека и вселенной часто взаимосвязаны, одни и те же боги ответственны как за создание мира, так и за создание человека. 

Становление цивилизаций постепенно замещает распространенные представления о происхождении человека на теологические, сужая миропредставление первых людей до божественного творения. Малые народы и локальные этносы, в виду своей отстраненности от глобальных процессов сохранили старые верования в своих легендах, сказках и предании. Как правило, это политеистические религии, в основе творения которых божественные семьи, иерархии и царства. Но и они сохранились до наших дней только в локальных этнических группах. На смену им пришли глобальные монотеистические религии, такие как иудаизм, христианство и ислам. Последователями, которых на 2014 год  являются 3,9 млрд. человек (55% населения земли). В современном мире мифы о происхождении человека воспринимаются как древний фольклор, народные сказания, сказки или религиозные догмы. При этом содержание мифа заключает в себе образовательные, ритуальные и сакральные функции. Во многих традициях содержание мифов схоже. Нередко миф воспринимается как реальность. Время происхождения мифологических сюжетов не поддается определению, их образование неразрывно связано с происхождением языка и сознания этноса.

Мифологию изучают такие научные дисциплины как: сравнительная мифология, антропология, этнология, этнография, история, социология, психология, философия и др. В качестве основных исследователей можно выделить: Джамбаттиста Вико, Фридрих Шеллинг, Шарль Дюпюи, братья Гримм, Джеймс Джордж Фрезер, Фридрих Клемм, Эдуард Тайлор, Клод Леви-Строс, Карл Густав Юнг, Эмиль Дюркгейм и др. Следует для примера привести ряд работ, которые могут заинтересовать читателя: «Основания новой науки» (Д. Вико), «Философия Мифологии» (Ф. Шеллинг), «Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии» (Э. Дюркгейм), «Первобытная культура: Исследования развития мифологии, философии, религии, языка, искусства и обычаев» (Э. Тайлор).

Мифологическое сознание характеризуется устойчивостью представлений и трудностью их изменений. Мифология, в некотором роде, приходится матерью религии. На редкость красивые и одухотворенные предания сохранились до наших дней, они отражают моральные и духовные качества этносов в разное время их существования.


Рецензии