3. Религиозный взгляд на происхождение человека

Креационизм довольно старое представление о происхождении человека. Это философско-теистическая концепция, зародившаяся среди христианских ученых. В основе которой лежит постулат: происхождение вселенной, Земли, человека и всех форм жизни – это творческий акт всенаделенного Абсолюта, Творца всего сущего – Бога. Религиозное мировоззрение является производной мифологических представлений о происхождении человека. Оно более совершенно, систематизировано и охватывает больше событий. Удельный вес ему добавляет и то, что основные мировые религии зародились в период расцвета старых европейских цивилизаций, обладающих развитым языком, письменностью и многообразием форм передачи знаний. В то время как мифы передавались преимущественно в устной традиции, и порой не имели никакой аргументации кроме догматизма. Мифы и религии – это формы, имеющие общую суть – в основе происхождения человека лежат сверхъестественные, мистические события.

Происхождению креационизма способствовали два фактора. Первый – это каноническое писание. В нем Бог сотворил мир и человека за 6 дней. Данное представление положило начало ортодоксальному креационизму (не признающему биологическую эволюцию). Второй – эволюционный креационизм, в его основе ряд фактов, которые невозможно объяснить с точки зрения научного эволюционизма. К этим фактам, например, относится невозможность естественного объяснения появления духовной жизни человека, отделяющей его от мира животных, лишенных самосознания, абстрактного мышления, грамматически структурированного языка, форм духовной и творческой активности – науки, искусства, религии. К таким фактам также относится отсутствие бесспорных научных данных в пользу доктрины прогрессивной биологической макроэволюции; невозможность редуцировать биологические явления к физическим, совершенная нерешенность проблемы физико-химического объяснения происхождения биологической жизни, что ставит под сомнение идею естественного самозарождения биологической жизни; невозможность для современной физики отказаться от антропного принципа, утверждающего, что значения всех физических и космологических величин обусловлены требованием возможности существование на Земле человека; противоречивость модели «вечно существующей вселенной», не согласованной со вторым законом термодинамики и наблюдаемому космическому микроволновому фону; научная обоснованность теории «Большого взрыва» и «расширяющейся вселенной», в контексте которой утверждается существование начала вселенной во времени, под которым понимается начало расширения и т. д.

Результаты исследований современных креационистов направлены на опровержение научных исследований и их критику. Преимущественно это «очищение от плевел» истинности теологических догматов. Плевелом, в данном случае, является все более аргументированное положение антропогенеза в  научном и мировом сообществах. В своих изысканиях креационисты используют те же материалы, что и антропологи, однако смотрят на них сквозь призму собственного устоявшегося религиозного мировоззрения. Кроме того, нередко креационисты оперируют некорректными с точки зрения науки методами. По мнению Александра Дробышевского, российского антрополога: «Критика креационистов обрушивается на такие области науки, которые еще недостаточно полно освещены – так называемые "белые пятна науки"». Хотя с другой стороны, наиболее прогрессивные представители креационизма приходят к мнению о необходимости сотрудничества этих двух форм познания: духовного и научного.   


Рецензии