Хочешь не быть бедным? Давай людям деньги
Сын Хафец-Хаима рассказывал, что ехал он с одним пожилым извозчиком и тот поведал ему историю своей юности.
Сказал, что однажды он вез его отца, самого Хафец-Хаима. И прославленный мудрец и учитель, по своей привычке разговаривать со всеми людьми, завел с ним длинную дорожную беседу. И настолько они тепло беседовали, что в конце пути возчик посетовал попутчику на свою жизнь. (Признался сыну: "Поверь, никогда никому не жалуюсь, а тут вдруг что-то случилось, сам удивляюсь".)
На эту жалобу Хафец-Хаим сказал ему: "Тяжело живешь? А ты гмах заведи"[1].
"Какой гмах?"
"Гмах ссуд. Людям будешь давать деньги в долг".
"Да какие деньги?! У меня на жизнь не хватает. Бывает, детям есть нечего, а тут в долг давать!"
"Попробуй. Начни с копеек. Всевышний тебе поможет, вот увидишь".
На том и расстались. Вернулся извозчик домой, подумал, посоветовался с женой – короче, решили они пару рублей отложить на гмах ссуд. Сказали соседям, те посмеялись, потом один из соседей взял полрубля на неделю, затем второй пришел. Так завелся и пошел работать маленький гмах ссуд.
Люди брали и возвращали. Иногда хозяин гмаха, наш извозчик, добавлял несколько копеек, кто-то тоже приносил, говорил, что жертвует на полезное дело. Так гмах рос и креп. "Теперь у меня, сказал извозчик сыну Хафец-Хаима, сорок рублей, которые вертятся и работают. Огромный капитал. И смысл в моей жизни появился, и людям хорошо". (;;;;; ;;;; ;;;;)
** **
Главное в этом деле: отложив деньги на гмах, впредь никогда не смотреть на них как на свои личные, не брать даже в случае острой нужды. Эти уже не твои деньги, они принадлежат всем евреям.
Трудное условие? Очень. Ибо гмах не копилка на черный день[2]. Гмах – это средство помощи людям, называется – хэсед.
** **
Еще раз покажем, как работает механизм. Как известно, Всевышний помогает людям через людей[3]. У Него есть деньги для бедного. Он выбирает меня, чтобы я передал их бедному. Я получаю деньги, встречаю бедного и передаю ему передачу.
Передача может быть цдакой, а может быть ссудой. Ссуда предпочтительней, потому что бедняку морально легче взять деньги на время, чем попросить безвозмездный подарок. Ссуда не обижает. В ней нет ничего оскорбляющего человеческое достоинство.
Когда я передаю деньги (не мои, а те, что оказались у меня и предназначены для передачи), я выполняю поручение Творца. За это мне полагается награда. Какая награда? Правильно, мне еще раз дают возможность выполнить такое же поручение.
И поскольку я прекрасно справляетесь со своей функцией (допустим), Он меня поддержит и материально. Он мне даст мои деньги, не для передачи, а мне на жизнь.
Так работает механизм еврейского обогащения. Хочешь перестать быть бедным, нищим, несчастным и от всех зависимым? Заведи гмах ссуд.
А тот, кто не видит в своем кошелке чужих денег – тех денег, что даны ему небом для передачи другим, – как называется такой человек? Верно, так и называется. Мы же не хотим быть такими, верно?
У других народов механизм ссуд, кредитов, векселей и банковских поручительств работает несколько иначе – исключительно на сборе процентов, ренты и лиха (отсюда финансовый термин – лихоимец). Но внутри еврейского этноса проценты исключены. Поэтому изначально разработана совсем другая схема: Всевышний дает мне и говорит: передай нуждающимся, и тогда в следующий раз получишь и для них, и для себя (в виде платы за труд).
** **
Написано в Торе (Шмот 22:24): "Если будешь давать ссуду бедняку, то не будь его притеснителем". В том смысле, что, если он вовремя не вернет, не ходи за ним, не мучай, за горло не хватай. Ибо, подобно тому как запрещено есть свинину, работать в субботу или воровать, так запрещено и притеснять того, кто вовремя не вернул тебе твои кровные деньги. Ага, в этом все дело: перестань смотреть на них как на свои кровные.
Но обратите внимание на начало стиха: "Если будешь давать ссуду". Вроде, звучит так: захочу – дам, захочу – не дам. Но в наших книгах написано: везде, где в Торе написано "если" – это твое право, поступай как хочешь, но в трех местах это – обязанность. Слова про ссуду – одно из таких мест. Еврей обязан помогать ссудами другим евреям, если есть такая возможность. Тут нет места для "хочу – не хочу"[4].
Заповедь ссуды выше заповеди цдаки. Выше и труднее.
Но почему-то про силу заповеди цдаки все знают – и все посильно выполняют. А что с гмахом ссуд? Да-да, у вас дома, в вашей семье, у вас лично! Что с вашим гмахом?
(Ничего так закончил эпос? Спасибо за внимание.))
**
В виде приложения. Поговорка из круга Хафец-Хаима:
Старайся гмах превратить в цдаку, а цдаку в гмах.
Объяснение
"Гмах в цдаку". Ты дал деньги другому еврею из своего гмаха – а он не спешит возвращать, потому что нету. В таком случае взвесь возможность подарить ему эти деньги. Они же твои! Получается, что был гмах – а стал цдакой.
"Цдаку в гмах". Ты брал у людей цдаку, деньги тебе помогли, ты встал на ноги. Теперь твоя очередь помочь людям: увеличь свою цдаку, чтобы компенсировать то, что было тобой взято у людей. Даже если деньги попадут совсем к другим. Т.е., смотри на ту, взятую тобой цдаку, как на ссуду. И отдай ее бедным – ведь хозяева той ссуды будут этому рады.
Мы только что познакомились с самым первым правилом еврейского бизнесмена: хочешь получать – давай!
[1] Гмах – касса помощи. К вам приходят и просят. Вы даете. Со свидетелями, оформлением необходимой расписки – но даете! А в надлежащее время вам возвращают. Все дела!
[2] Хотя есть случаи, когда гмах устраивается на время – пока не наступило то, ради чего деньги откладывались. И это тоже очень и очень полезное дело.
[3] Бывает и прямая помощь. Например, ман с неба в течение 40 лет. Или клад на вашем огороде, выкопанный во время окучивания баклажанов. Но это не очень частые явления.
[4] Что касается опасений – вернет ли должник свой долг – то да, это проблема. В Торе дано определение злодея: оказывается это тот, кто "берет ссуду и не возвращает". Поэтому, если есть уверенность в том, что данный человек денег не вернет, то, в принципе, можно поостеречься.
Что касается нашей обязанности возвращать долг – то это прямое исполнение заповеди.
Комментарий отмечает, до какой степени мудрецы старались не нарушить эту заповедь. Известен рассказ о Илеле, который обычно платил привратнику в Доме учений ежедневный грош. Но однажды у него не оказалось денег – и он залез на крышу, чтобы, сидя у верхнего окна, слушать урок. Его завалило снегом, и люди, случайно увидевшие его силуэт, чудом его спасли. Так вот! Он ведь мог одолжить денег и не подвергать свою жизнь смертельной опасности. Тем не менее, из-за того что не был уверен, что ему удастся вернуть долг вовремя, он сделал то, что сделал. (;;; ;;;''; ;;;;;;;;;; ;;'';)
Свидетельство о публикации №214042501694
был такой анекдот, когда в общий котел все должны были принести по бутылке водки и оттуда разлить по стаканам
все принесли, думая что не заметят, воду. а когда разлили - все ощутили не водку а воду
не уверен, что приведенный Вами пример доступен для понимания. а потому удачен ли он?
воспитание народа возможно не силой, как это пытались сделать большевики. не страхом.
нужно сплачивать народ силой любви друг к другу.
тогда все ссуды будут возвращаться ведь не вернуть брату? разве это хорошо?
а если нечто чужой мне - для чего возвращать вообще?
в общем тема не из простых и таким в лоб объяснением ее мне кажется не раскрыть
Александр Цесаревский 23.02.2018 23:11 Заявить о нарушении