Чюрлёнис...

Чюрленис - это вообще нечто уникальное в живописи. Художник, который в свое время перевернул мое представление о прекрасном.

Чистое ярко-голубое небо. Оно такое пронзительное, манящее, точно зовет меня к себе, и я расправляю плечи, поднимаю голову и тянусь, тянусь ввысь, туда, в этот воздушный простор, без которого, я это точно знаю, мне больше не жить. Я тяну руки вперед, и вдруг… нет, это даже не вдруг, а так, легкий толчок снизу. И я уже парю, будто перышко. Мое тело невесомое и такое же прозрачное, как это небо. Я поднимаюсь все выше и выше. И тело исчезает, растворяется в этом необозримом просторе. Я становлюсь частью этого мира... Счастье переполняет мены. Я ликую. Я пьянею от счастья и того волшебного чувства, которое дано испытать только мне.

Но тут я вижу вдали темное облако. Оно расширяется, постепенно заполняя правую часть горизонта. Ноги мои тяжелеют и, точно постепенно наливаясь свинцом, тянут меня вниз, из этого прозрачного легкого мира туда, в бездонный темно-синий океан. Я не хочу туда, но непреодолимая сила влечет меня. Душа вырывается из бренного моего тела, она просится вверх, а тело становится все тяжелее и тяжелее, оно тянет меня вниз, в морскую пучину. И когда я пытаюсь побороться с этой неведомой мне силой, когда я на границе моря и воздуха, вдруг огромная желто-синяя волна, точно девятый вал, поднимается сплошной стеной надо мной. Она нависает надо мной, застывает на мгновение, давая возможность мне, моей душе ощутить весь ужас происходящего. Сердце мое замирает, потом начинает судорожно трепетать, будто воробушек в клетке, потом снова замирает, и… волна обрушивает на меня всю силу и мощь своего водного потока. Меня переворачивает, несет неведомо куда. Я перестаю ощущать свое тело, оно не слушается меня под тяжестью волн. Мне не хватает воздуха. Я понимаю, что это конец и… просыпаюсь.
Это сон из далекого детства. Когда я маленькой тяжело болела, у меня было воспаление среднего уха, при высокой температуре я сначала улетала в небесный простор, а потом тонула в море. Я уверена, что когда буду уходить из жизни, сердце мое затрепещет так, как оно трепетало в моем сне, покоренное великой силой грозной волны. Я никогда не расставалась с этим сном, он всегда жил во мне как напоминание о бренности жизни и о том, что человеческий век короток.
Мы, студенты театрального, все свободное время, а его у нас было не так много, проводили в библиотеке. Конечно, к городе было много библиотек, но самой любимой была центральная, тем более, что и находилась она недалеко от дома, где я жила. Каждый второй читатель библиотеки – студент театрального. Нам приходилось не только много читать, но мы слушали музыку на пластинках, заходили в художественный отдел, где можно было полистать репродукции любых художников мира.

Однажды я по привычке перед тем, как зайти в читалку, забежала в художественный отдел. Девочки-библиотекари уже хорошо нас знали, даже на улице встречаясь, здоровались, поэтому все, что поступало в библиотеку новенького, мы узнавали в первую очередь. Как раз был день новых поступлений. Книги еще не были расставлены по стеллажам, а валялись хаотично на полу, на стульях, целая гора книг возвышалась на столе. Я поняла, что девочкам не до меня и хотела уже уходить, но тут мой взгляд приковала к себе картина.

Огромная желто-коричневая волна, набирая силу и мощь, уже захватила в свой высокий полет мелкие кораблики. Грозно наливаясь и набухая исполинской силой, готова вот-вот обрушиться вниз и слиться в страстном объятии с той маленькой волной, которая точно поджидала ее внизу, чтобы, обнявшись, закружиться в вихревом потоке. Это была та самая волна из моего сна, которая не только мучила меня, но постоянно точно напоминала мне о том, насколько хрупок этот мир. И я ощутила силу этого великого мгновения, сердце мое остановилось, я готова была упасть в обморок. Окружающий мир перестал существовать. Была только эта картина и эта смертельная опасность, которая таилась там, в недрах ее. Опасность, неодолимо притягивающая к себе.

- Что с тобой? – ко мне подошла девочка-библиотекарь. Подошла вовремя, потому что долго с остановившимся сердцем не протянешь. Я глубоко вздохнула.

Стала перелистывать одну репродукцию за другой. Это был мир, доселе мной не виданный. Но это был мой мир, мир из моих сновидений. Вот морское дно. А на нежной женской руке – корабль. Ангелы, демоны. И столько воздуха, света, музыкальной тишины. Да-да, именно музыкальной тишины. Горы, волнообразные барханы, музыка из воздуха, песка, мира. Это были репродукции картин Чюрлениса. В его картинах все – космос и тишина. Ты проникаешь в этот мир поэзии, беззвучных звуков, которые уже начинают жить в твоей душе, которые не выразить словами. Но так хочется очутиться внутри этого мира, ощутить на своих плечах волнующую, пьянящую легкость этих тканей, завернуться в этот мир и никогда с ним не расставаться. «Соната солнца». Тепло и свет она несет миру, такому многогранному, такому огромному. Она – мир, свет, тепло, добро. А вот великое солнце опускается за море, оно точно женщина, постепенно, величественно входит в воду, распуская свои волосы-лучи. И потягивается, точно женщина, крыльями птиц обнимая себя и все, что само же и сотворило. Еще мгновение, и оно прощальным поцелуем одарит хрупкую травинку, что, прощаясь, стоит на берегу, встречая и провожая женщину-солнце. Мир на картинах Чюрлениса перевернулся. Солнце садится в воду, а по небу плавают рыбы. Буйвол, стрелец, тонконогая серна...

 Бог мой! Что за мир раскрывает передо мной этот художник, кто он, так сильно, властно ворвавшийся в мою жизнь?


Рецензии
Доброе утро, Тамара!
Так много в вашей миниатюре!
Поэзия ощущений, воспоминаний.
Мне понравилось.
С уважением Добрая Добрая

Добрая Добрая   26.04.2014 07:00     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова.

Тамара Григошина   26.04.2014 17:14   Заявить о нарушении