М. И. Глинка. Банальное воспаление лёгких

И. Е. Репин. Михаил Иванович Глинка в период сочинения оперы "Руслан и Людмила"

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Михаил Иванович Глинка (20 мая [1 июня] 1804 — 3 [15] февраля 1857) — русский композитор, основоположник национальной композиторской школы. Сочинения Глинки оказали сильное влияние на последующие поколения композиторов, в том числе на А. С. Даргомыжского, членов «Могучей кучки», П. И. Чайковского, развивавших в своей музыке его идеи.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки[1]. Прадед композитора был шляхтичем из рода Глинки герба Тшаска — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Wladyslaw Glinka). После потери Польшей Смоленска в 1654 году В. В. Глинка принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.


До шести лет Михаил воспитывался бабушкой (по отцу) Фёклой Александровной, которая полностью отстранила мать от воспитания сына. Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой — «мимозой», по собственной характеристике Глинки. После смерти Фёклы Александровны, Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания. С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

В 1817 году родители привозят Михаила в Санкт-Петербург и помещают в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер  ( статья  http://www.proza.ru/2014/03/05/303 ). Родная сестра Вильгельма Карловича Кюхельбекера — Юстина (1784—1871) вышла замуж за Григория Андреевича Глинку (1776—1818), который приходился двоюродным братом отцу композитора. В Петербурге Глинка берёт уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда[2]. В 1822 году Михаил Иванович успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила.
Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до кончины поэта.

1822—1835

Глинка полюбил музыку. По окончании пансиона он усиленно занимается: изучает западноевропейскую музыкальную классику, участвует в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководит оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах. В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие. Однако он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами. В эти же годы расширяется круг знакомств Михаила Ивановича. Он знакомится с Василием Жуковским, Александром Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, Антоном Дельвигом, Владимиром Одоевским, ставшим впоследствии его другом.


Летом 1823 года Глинка совершил поездку на Кавказ, побывав в Пятигорске и Кисловодске. С 1824 по 1828 год Михаил работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения. В 1829 году М. Глинка и Н. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года композитор отправляется в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он знакомится с выдающимися композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучает вокальный стиль бельканто (итал. bel canto) и сам много сочиняет в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляют пьесы на темы популярных опер, уже не остаётся ничего ученического, все композиции выполнены мастерски.
Особое внимание Глинка уделяет инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине Глинка, под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена работает в области композиции, полифонии, инструментовки. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Глинка вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине  (  статья  http://www.proza.ru/2013/03/22/306 ). В конце апреля 1835 года Глинка обвенчался с Марьей Петровной Ивановой, его дальней родственницей. Вскоре после этого молодожёны отправились в Новоспасское, где Глинка с большим рвением принялся за написание оперы.


1836—1844

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом. На следующий день Глинка писал своей матери:
« Вчерашний вечер совершились наконец желания мои, и долгий труд мой был увенчан самым блистательнейшим успехом. Публика приняла мою оперу с необыкновенным энтузиазмом, актёры выходили из себя от рвения… государь-император… благодарил меня и долго беседовал со мною… »

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.
« Пой в восторге, русский хор!

Вышла новая новинка.
Веселися, Русь! Наш Глинка —

Уж не глинка, а фарфор! »


Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинку назначали капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине. Там он отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина ( статья  http://www.proza.ru/2012/02/07/754 ) вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». В сравнении с «Иваном Сусаниным», новая опера М. Глинки вызвала более сильную
критику. Самым яростным критиком композитора был Ф. Булгарин, в то время всё ещё весьма влиятельный журналист.

На эти же годы приходятся бурные отношения Глинки с Катенькой Керн, дочерью пушкинской музы. Для неё композитор положил на музыку пушкинское стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», адресованное поэтом её матери. В 1841 г. Екатерина забеременела, и Глинка начал бракоразводный процесс со своей женой, которая тайно обвенчалась с корнетом Николаем Васильчиковым (1816-47), племянником крупного сановника. К тому времени, когда развод был наконец получен (в 1847 году), композитор раздумал жениться на Керн[3]. Ранее он профинансировал её «освобождение» от нежелательного ребёнка[3].


1844—1857

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринимает новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он уезжает во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который стал большим почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений. 10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию. Там Михаил Иванович изучает культуру, нравы, язык испанского народа, записывает испанские фольклорные мелодии, наблюдает народные празднества и традиции. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы.
Осенью 1845 года им была создана увертюра «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию — «Ночь в Мадриде».[2]

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское. Пребывание Глинки в родных местах было непродолжительным. Михаил Иванович снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию, став путешественником. Но в заграничном паспорте Глинке отказали, поэтому, доехав в 1848 году до Варшавы, он остановился в этом городе. Здесь композитор написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений. Пётр Ильич Чайковский так отозвался о произведении Михаила Глинки:
« Вся русская симфоническая школа, подобно тому как весь дуб в жёлуде, заключена в симфонической фантазии „Камаринская“».

В 1851 году Глинка возвращается в Санкт-Петербург. У него появляются новые знакомые, в основном молодёжь. Михаил Иванович давал уроки пения, готовил оперные партии и камерный репертуар с такими певцами как Н. К. Иванов, О. А. Петров, А. Я. Петрова-Воробьёва, А. П. Лодий, Д. М. Леонова и другими. Под непосредственным влиянием Глинки складывалась русская вокальная школа.[2] Бывал у М. И. Глинки и А. Н. Серов, в 1852 году записавший его «Заметки об
инструментовке» (опубликованы 4 года спустя). Часто приезжал А. С. Даргомыжский.


В 1852 году Глинка снова отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Петербург. В том же 1854 году Михаил Иванович начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

В 1856 году Михаил Иванович Глинка уезжает в Берлин. Там он занялся изучением старинных русских церковных напевов, творчества старых мастеров, хоровых сочинений итальянца Палестрины, Иоганна Себастьяна Баха. Глинка первый из светских композиторов стал сочинять и обрабатывать церковные мелодии в русском стиле.[4] Неожиданная болезнь прервала эти занятия.


Михаил Иванович Глинка, по полному праву считается основоположником русской классической музыки, он же несомненно является родоначальником русского классического романса и без малейшего сомнения признаётся отцом русской национальной оперы.

Михаил Иванович Глинка скончался довольно внезапно 15 февраля 1857 года в Берлине и был похоронен на лютеранском кладбище. Причиной смерти стало почти банальное воспаление лёгких. В мае того же года, по настоянию младшей сестры М. И. Глинки Людмилы Ивановны Шестаковой, прах композитора был перевезён в Санкт-Петербург и перезахоронен на Тихвинском кладбище.

gendelev52.wordpress.com›глинка/


Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 15/02/2017

160 лет назад, 15 февраля 1857 г., в берлинском доме по адресу: Franzoesische Strasse, 8, умер русский. Диагноз - воспаление лёгких.


 Задача  данной  статьи - выяснить,  как  заложена  смерть  от  воспаления  лёгких  выдающегося  русского  композитора  МИХАИЛА  ИВАНОВИЧА  ГЛИНКИ  в  его  код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

      Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


   4   16   26   40   51   52        65   75   97   98  108 120     130 133 134 148 163 166 176 200
   Г    Л    И    Н    К    А         М    И    Х    А    И    Л         И    В    А    Н    О     В    И    Ч
200 196 184 174 160 149      148 135 125 103 102  92        80  70   67   66   52    37   34   24


  13   23   45   46   56   68       78   81   82   96  111 114 124 148     152 164 174 188 199 200
  М    И    Х    А    И    Л         И    В    А    Н    О     В    И    Ч         Г    Л    И    Н    К    А    
200 187 177 155 154 144      132 122 119 118 104   89   86   76      52   48   36   26   12   1


     ГЛИНКА  МИХАИЛ  ИВАНОВИЧ  =  200  =  102-СМЕРТЬ  +  98-ОТ  ГРИППА.

( Увы, смерть от гриппа — отнюдь не такое редкое явление, как нам хотелось бы считать. Ежегодно в мире от гриппа умирает около 2 миллионов человек ).

 Справка:

Основные осложнения гриппа. Самое распространённое осложнение после гриппа — пневмония (воспаление лёгких).

amizon.ua›ru/maininfo_106.html


Для  того,  чтобы  получить  логические  дешифровки  с  одинаковым  числом  совпадающих  столбцов,  мы  можем  составить  следующие  предложения:


  200  =  Г(рипп) + Л(ёгочная) ИН(токси)КА(ция) + М(икробы в лёгк)ИХ + (от отёк)А И(з)ЛИВАН(ие кр)ОВИ+(кон)Ч(ина).

  200  =  М(икробы в лёгк)ИХ + (от отёк)А И(з)ЛИВАН(ие кр)ОВИ + (кон)Ч(ина) + Г(рипп) + Л(ёгочная) ИН(токси)КА(ция).


Обе  дешифровки  содержат  по  20  совпадающих  столбцов - по  числу  букв  в  коде  ИМЕНИ.   


simptomy-i-lechenie.net›pnevmoniya/
Пневмония у взрослых (воспаление лёгких) — воспаление нижних дыхательных путей различной этиологии, протекающее с ... Основная причина развития заболевания — это лёгочная инфекция, поражающая все структуры лёгких.

upulmanologa.ru›…pnevmoniya/otek…pri-pnevmonii-443
Наиболее грозным осложнением пневмонии является отёк легких. Состояние относится к угрожающим жизни...

krasotaimedicina.ru›diseases/infectious/flu
Грипп – острая вирусная респираторная инфекция, вызываемая РНК-содержащими вирусами гриппа А, В и С, проявляющаяся лихорадкой, интоксикацией и поражением эпителиальной выстилки верхних дыхательных путей.

otravilsja.ru›intoksikaciya-iz-za-boleznej/pri…
Интоксикация при воспалении лёгких возникает как следствие распространения процесса по лёгочным тканям и сопровождается поражением ряда органов, иммунной и нервной системы, сердечно-сосудистыми осложнениями.

После воспаления лёгких организм отравляют микробные яды, проникавшие из больных лёгких.
narod-sredstva.ucoz.ru›news/vospalenie…2012-09-15…


Посмотрим,  что  нам  скажет  "ПАМЯТЬ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ":

                111-ПАМЯТЬ  +  201-ИНФОРМАЦИОННОГО  +  75-ПОЛЯ  =  386.

                386  =  200-(код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ)  +  186-ОТРАВЛЕНИЕ  ОРГАНИЗМ(а).


Код  ДНЯ  СМЕРТИ  =  151-ПЯТНАДЦАТОЕ  +  92-ФЕВРАЛЯ  =  243.

                243  =  СКОНЧАЛСЯ  ОТ  ГРИППА.


                200  =  СКОНЧАЛСЯ  ОТ  ГР(иппа).


           386-(ПАМЯТЬ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ)  =  243-ПЯТНАДЦАТОЕ  ФЕВРАЛЯ  +  143-ОСТАНОВКА  СЕРД(ца).


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ  =  176-ПЯТЬДЕСЯТ  +  9-ДВА  =  185.

                185  =  СМЕРТЬ  ОТ  ЗАБОЛЕВА(ния).

          200  =  185-ПЯТЬДЕСЯТ  ДВА  +  15-О\ травление \.               

                185-ПЯТЬДЕСЯТ  ДВА  -  15-О\ травление \  =  170  =  ЖИЗНЬ  ОКОНЧЕНА.


Смотрим  столбец  в  верхней  таблице  кода  ПОЛНОГО  ИМЕНИ:

  26  =  КО(нец)
______________________________________________________
184  =  ПЯТЬДЕСЯТ  ДВ(а)  =  СМЕРТЬ  ОТ  ЗАБОЛЕВ(ания).

        184  -  26  =  158  =  КОНЕЦ  ЖИЗНИ  ОТ  Г(риппа).


          386-(ПАМЯТЬ  ИНФОРМАЦИОННОГО  ПОЛЯ)  =  185-ПЯТЬДЕСЯТ  ДВА  +  201-КОНЕЦ  ЖИЗНИ ОТ  ГРИП(па).


Рецензии