Открытый дневник. Ветреное богословие

Сегодня я испытал то особенное неприятное чувство, которое не испытывал уже… э-э, сейчас подсчитаю… около 15 лет. Не скажу за всех новообращенных, но когда я пребывал в этом особенном возрасте души, я испытывал это чувство несколько раз. Чувство это – жгучий стыд, но возникающий в конкретной ситуации, а именно тогда, когда ты, несведущий в какой-то области (а конкретнее в моем случае – в области понимания Библии), но безгранично доверяющий некоему авторитету («они же чуть не всю жизнь Библию изучают, а я ее только начал читать»), повторяешь высказанную им мысль перед другим авторитетом как свою (не из гордости, а просто считая, что это мысль точно правильная, а точно правильные мысли ведь не стыдно повторять), а тот второй авторитет вдруг неопровержимо показывает, что мысль, высказанная первым авторитетом, совершенно неточна. А ответить на это нечего, потому что ты не обладаешь и мало-мальским богословским (или вообще читательским, но в нужной области) багажом. Пережив этот самый жгучий стыд, ты уже становишься немного подкованнее, ровно на одну теперь уже наверняка точную мысль, и высказываешь ее без задней мысли в подходящей ситуации перед третьим авторитетом. И – о, ужас! – третий авторитет тут же показывает, что эта точная мысль точно не точная.

Такой круговорот произошел со мной 15 лет назад как минимум три-четыре раза и научил меня нескольким вещам. Одна из них – осторожность и настрой на слушание, а не говорение, когда перед тобой авторитеты. А авторитетами тогда для меня были все верующие, знающие Библию лучше меня, т.е. фактически абсолютно все верующие, читающие Библию. Полезный урок, я действительно очень много слушал в первые годы после уверования и (как мне кажется) довольно мало говорил.

Так вот, сегодня после долгого перерыва я снова испытал (правда, уже не так остро) то самое чувство. Мы обсудили с одним авторитетом библейскую тему. Некоторые его мысли я, не усвоив их до конца (или даже до половины), повторил при случае перед вторым авторитетом (как свои). Тот показал мне, что все на самом деле вообще-то так, но в данном конкретном случае вообще не так (т.е. идея по сути правильная, но этот текст Писания выражает другую идею). Я радостно потом передал ту идею первому авторитету и… Именно то, что первое приходит на ум, и произошло.

В связи с этим я изобрел название для такого вида богословия – ветреное. Или перекати-поле. Похоже, надо мне вспоминать подзабытые уроки пятнадцатилетней давности. «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова…» (Библия, послание Иакова, 1:19).

24.04.2014


Рецензии