Фантомасы. Люди и события

     В конце шестидесятых годов и в начале семидесятых годов прошлого века в городе Ростове-на-Дону орудовала неуловимая банда грабителей, которые дерзко нападали на инкассаторов, опустошали кассы магазинов и крупных предприятий, безжалостно убивали всех, кто становился на их пути. Вся городская милиция была брошена на поимку этих грабителей, но они действовали продуманно, чётко и неожиданно. К их поимке подключалась и московская милиция, но и у неё ничего не получилось. В те времена на экранах страны демонстрировались фильмы о проделках Фантомаса – вот и прозвали горожане орудующую в городе банду «Фантомасами».
     Провал последнего бандитского нападения и поимка грабителей произошли не потому, что они плохо продумали и подготовили свою операцию или хорошо и организованно действовала милиция, а благодаря стечению целого ряда случайностей. Бандиты заранее и тщательно готовились к нападению на кассира крупнейшего ростовского проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Южгипроводхоз», в котором я в то время работал заместителем директора. Один из бандитов, как потом выяснилось, одно время даже работал в автохозяйстве института слесарем и хорошо изучил организационную структуру института, дни выдачи аванса и зарплаты сотрудникам, способы доставки денег из банка в институт и их суммы. Бандиты много раз следили за автомашиной, которую в институте закрепили за кассой и за сопровождающими эту автомашину сотрудниками института, производили хронометраж движения этой автомашины от банка до института, выжидали, когда сумма денег будет наибольшей.
     Наконец, они выбрали подходящее для них время нападения – 7 июня 1973 года. Но им в этот день с самого начала не везло, и нелепые случайности следовали одна за другой. Автомашина из банка с кассиршей и сопровождаемыми её сотрудниками института должна была прибыть в 11 часов 30 минут, но она задержалась в банке и прибыла только в 12 часов 30 минут. В это время в институте был перерыв, и многие сотрудники гуляли по коридорам здания и на площадке перед входом в здание, так как было лето, и стояла прекрасная погода. Надо отметить ещё одну немаловажную деталь – парадный вход в здание института был закрыт на ремонт и вход в здание института временно осуществлялся с северной стороны института. Это было выгодно бандитам, и они этим в полной мере воспользовались в своих планах.
     Кассирша Пономарёва Евгения Яковлевна и сопровождающие её сотрудники института Сергей Амирханов и Иван Кузьменко вышли из автомашины, вошли в здание института через северный вход и поднялись на второй этаж, где располагалась касса. Когда кассирша отмыкала замок на двери кассы, а сумку с деньгами держал Сергей, из-за угла с тёмной западной лестничной клетки вышли три бандита в масках и наставили на них в упор пистолеты и автомат, требуя отдать рюкзак с деньгами. Сопровождающие сначала подумали, что это шутка, но это было не так. Кассирша уронила ключи и остолбенела. Грабители отобрали рюкзак с деньгами у сопровождающих, приказали всем молчать и спокойно стали спускаться по находящейся рядом лестничной клетке на первый этаж, на ходу снимая с себя маски и пряча оружие. Когда грабители были уже на первом этаже, кассирша и сопровождающие её сотрудники подняли страшный шум. К ним присоединились сотрудники рядом расположенной бухгалтерии. Мой кабинет находился на втором этаже недалеко от кассы. Был перерыв и я играл с зашедшим ко мне товарищем в шахматы. В кабинете, кроме нас, было ещё несколько болельщиков. Мы все выскочили из кабинета на шум и крики, но грабители со второго этажа уже ушли. Выбежав из кабинета на минуту раньше, всё могло бы для нас закончиться трагически.
     Когда бандиты выходили из здания института мимо вахтёра, недоумевавшего – почему раздаются крики на верху, бандиты и здесь психологически рассчитали всё верно. Они сказали вахтёру, что на верху завязалась драка. Вахтёр и находящиеся поблизости сотрудники института, ринулись на второй этаж. Грабители воспользовались этим и свободно вышли из здания. В это время из окон второго этажа уже отчётливо разносились крики: «Держите их! Они ограбили кассу!". Гулявшие во дворе сотрудники института, бросились к ним, но в руках у одного из бандитов появился автомат, и все отступили. Бандиты через дворы между пятиэтажными зданиями направились в сторону проспекта имени Ленина, до которого было метров двести, в надежде затеряться там, в толпе горожан, сесть в троллейбус и уехать. Но тут началась целая череда непредвиденных случайностей, в результате которых разыгралась основная трагедия. В тот момент, когда бандиты проходили мимо склада небольшого магазина, к ним наперерез бросился рабочий этого склада Владимир Мартовицкий с криком: «Стой!». Бандиты на ходу выстрелили в него, и продолжали двигаться дальше. Раненый Владимир попытался их задержать, ухватившись руками за рюкзак с деньгами, и бандиты безжалостно его расстреляли. Услышав выстрелы, из находившейся недалеко мастерской, выбежали два милиционера Алексей Русов и Евгений Кубышта, которые разбирались там со случаем мелкого хулиганства среди подростков, разбивших витринное стекло. Началась перестрелка – Алексей стрелял на ходу из пистолета, а бандиты отстреливались из автомата. Алексей Русов был прекрасным стрелком, и сумел смертельно ранить одного из бандитов, которые вынуждены, были после этого тащить на себе раненного товарища до проспекта Ленина. Там они успели сесть на случайно стоявший у тротуара автомобиль марки «Москвич», высадив из него насильно водителя и пассажиров, и поехали по проспекту Ленина в сторону Сельмаша. Выскочившие на проспект, вслед за бандитами милиционеры Русов и Кубышта, поняли, что они опоздали.
     Когда началась перестрелка, из ведомственного жилого дома института, находящегося рядом, выбежал капитан Управления пожарной охраны города Виктор Афонасьевич Салютин, который был в гостях у матери. Вместе со своим шофёром Геннадием Дорошенко, на служебном «Газике» ринулись они прямо по газонам и бордюрам дорожек между домами в сторону проспекта имени Ленина. Они стали преследовать «Москвич», на котором уехали бандиты. Вскоре они их догнали, но увидели страшное зрелище – через заднее стекло «Москвича» на них смотрело дуло автомата. Рация на «Газике» почему-то не включилась. Геннадию Дорошенко пришлось около семи километров вести свою автомашину под дулом автомата. Бандиты почему-то не стреляли. Оставшиеся на месте перестрелки милиционеры Алексей Русов и Евгений Кубышта, сообщили обо всём случившемся в Управление милиции, и, после этого, тоже подключились к погоне.
     В районе площади «Страна Советов», бандиты, нарушив все правила дорожного движения, повернули налево в глухую улицу, и вскоре упёрлись в стоявший там асфальтовый каток. Они хотели его объехать, но старенький «Москвич», вскочив на бордюрный камень, заглох. Завести его бандиты уже не смогли.
     Во время этой стремительной гонки, раненый Алексеем Русовым бандит, скончался. Оставшиеся два бандита, вышли из автомашины и сдались. Подоспевшие к этому времени Русов и Кубышта. обезоружили их. В «Москвиче» они обнаружили ещё автомат и ручные самодельные гранаты. Только после этого стали подъезжать к финишному месту событий другие милицейские автомашины, посланные на перехват.
     В институте после ограбления никто не работал – все обсуждали случившееся происшествие. Одна из женщин узнала в одном из бандитов, когда-то работавшего в автохозяйстве, слесаря Толстопятова, и позвонила об этом в милицию. Возле склада магазина машина Скорой помощи забирала умершего от тяжёлых ран Владимира Мартовицкого. В бухгалтерии отпаивали всевозможными лекарствами трясущуюся от всего пережитого кассиршу Е. Я. Пономарёву. Главный бухгалтер Цымбаренко И. П. подсчитывал убытки – в увезенном грабителями рюкзаке находилось около 125 тысяч рублей. А в это время среди почти двухтысячного коллектива сотрудников института по коридорам ходил незамеченным четвёртый бандит, которого основная банда оставила, вероятно, для наблюдения и прикрытия.
     Через некоторое время директору института Евтееву П. Д. позвонили из милиции и сообщили о поимке бандитов, а потом и привезли злополучный рюкзак с деньгами, который грабители даже не успели раскрыть. Все деньги были в целости и сохранности. К концу дня все сотрудники института получили положенную им заработную плату. Четвёртый бандит, когда узнал о поимке своих товарищей, выбросил имевшийся у него пистолет в помещение ремонтировавшегося туалета за банки с красками, и поспешно ретировался.
     Бандитами, державшими столь долгое время город Ростов-на-Дону в нервозном напряжении, оказались братья Владимир и Вячеслав Толстопятовы, жившие в одном из районов города, называемым Новым поселением. Кроме них в банду входили Сергей Самосюк, погибший при перестрелке, и Владимир Горшков, блуждавший по коридорам института. Братья Толстопятовы возглавляли банду. Жили они вместе со своей матерью в небольшом частном домике, имеющем при себе небольшой дворик. Один из братьев был умным и талантливым человеком. Еще, будучи совсем молодым, он нарисовал несколько десятирублёвок и попытался их сбыть, но попался и отсидел определённый срок. В тюрьме он многому научился и, когда вышел на свободу, организовал воровскую банду. Он сам конструировал и собирал необходимое оружие, заказывая его отдельные детали на различных оборонных заводах города. Кое-что вытачивал на токарном станке у себя дома. Рассказывали люди потом, что он в собранный им автомат внёс очень важное усовершенствование, которым  заинтересовались военные конструкторы. В подвале домика Толстопятовых был устроен тир, где бандиты пристреливали оружие.
     Следствие шло кропотливо и долго. Надо было всё выяснить не только по ограблению института «Южгипроводхоз», но и по всем другим, совершенным бандитами ограблениям и убийствам в предыдущие годы. Судили Владимира и Вячеслава Толстопятовых и Владимира Горшкова в городе Ростове-на-Дону. Все они были приговорены к высшей мере наказания - расстрелу.
     Жизнь у героев этого события сложилась по-разному. Все они были награждены медалями и орденами, а служившие в милиции повышены ещё и в должности, с присвоением внеочередных воинских званий. Одна из улиц в городе Ростове-на-Дону переименлвана в улицу Мартовицкого, а институт «Южгипроводхоз» заказал и установил в начале этой улицы мемориальную доску. Алексей Русов, Евгений Кубышта, Геннадий Дорошенко и Виктор Салютин продолжили службу в рядах советской милиции. Виктор Афонасьевич Салютин дослужился до генерал-майора. В течение многих лет возглавлял Управление пожарной охраны города Ростова-на-Дону. Потом был начальником Пожарно-технической академии в городе Москве. Умер он от тяжёлой болезни и похоронен в Почётной аллее на Северном городском кладбище города Ростова-на-Дону. На здании Управления пожарной охраны города на улице имени Максима Горького в память о нём установлена мемориальная доска.


Рецензии