На проходной улице не сажают цветов
Нет, не Малибу.
Малибу – это вообще город.
Или кафе, в котором я справляла выпускной в четвертом классе.
- Лен, у тебя только одна сумка что ли? - Борис в недоумении осмотрел клетчатый рюкзак, больше похожий на мешок с замком.
- Мне больше ничего не нужно, - отозвалась из ванной Лена.
- Харе там базарить о ерунде, айда за стол! - послышался голос Ларисы из кухни.
Лена вышла из ванной, вытирая светлые волосы полотенцем, и прошла на кухню. Борис двинулся за ней.
- Ну, за встречу! - Лариса подняла бокал с вином. - Спасибо, что приехала, Ленусь.
- Да ладно, что уж там, - пробормотала Лена.
- Ну, рассказывай, как доехала? - Борис первым решил осквернить красиво лежащую на блюде картошку.
- Что рассказывать-то? Хорошо... Хотя, вот знаете, я одну женщину встретила...
- Какую женщину? - спросил Борис.
- А ты только женщинами и интересуешься, - Лариса усмехнулась.
Борис пнул ее по ноге под столом.
- Она мне показалась странной, - продолжила Лена, - хотя была очень приятной. Вид такой загадочный... Она мне рассказала интересную историю.
- И какую же? - Лариса вскинула бровь.
- Ну, вот сейчас наемся и расскажу, - воодушевленно хлопнув в ладоши, Лена налетела на ослабленную картошку.
Лариса закатила глаза.
Мой автобус приехал в 8:30. Я впервые в этом городе, поэтому даже не подозревала, куда идти. Я решила довериться своему топографическому кретинизму и глючащему навигатору на телефоне.
На улицах было тихо и прохладно. Это красивый город. Тут повсюду клумбы. Но, по-моему, слишком много цветов. На клумбах всегда некрасивые цветы. Потому что ненастоящие. Как и людей, я люблю цветы, которые сами выбирают, где им расти. Будь я цветком, я бы из вредности не выросла на клумбе.
Я прошла через кучу скверов. Мой навигатор проложил мне очень извилистую дорожку, но я совсем не удивлена. Он всегда идет против системы. Против стереотипов о навигаторах. Вот такие дела. Или он просто хотел показать мне красочные улицы этого города. Так заботлив, что я улыбаюсь, глядя в экран.
Заглядывая во все улицы, мимо которых иду, я замечаю сплошные ряды посаженных цветов. Просто клумбовое нашествие. Я догадываюсь, что клумбы образуют по всему городу сеть, через которую органы правопорядка следят за всеми жителями. Главное, чтобы они не догадались, что я знаю об этом, ведь меня уже заметили...
Я удивляюсь собственной глупости и вопреки навигатору сворачиваю на улицу справа. Навигатор тут же недовольно сигналит. Прости, зайка.
Я кладу недовольного навизайку в карман рюкзака. Оглядываю улицу и замираю. Она представляла собой спуск на более нижнюю улицу, была длинной, вдоль правой стороны дороги каждые примерно 50 метров стояли лавочки. Красивые такие лавочки. Но самое главное... здесь не было ни единой клумбы.
Я даже подумала о том, что я случайно попала в другой город, и подумала о возвращении на маршрут, рекомендуемый кроликовигатором. Но интерес меня убедил, что улицы без клумб куда более нормальны, чем с клумбами. Или наоборот. Не важно.
Я двигаюсь по правой стороне, продолжая удивляться. Через половину, как мне показалось, улицы я устала и присела на лавочку.
- Ну и ну... - вздыхаю я.
- Первый раз тут?
Я пугаюсь, резко поворачиваюсь к голосу.
- Ох, извините, что напугала.
Передо мной сидит женщина с книгой. Короткие крашенные светлые волосы. Очки. Приятное спокойное лицо. Легкая улыбка.
- Ничего страшного, - говорю я. - Да, я впервые в этом городе.
- О, - женщина усмехается, - тогда вы, вероятно, не знаете, где вы?
- Не знаю, - соглашаюсь я.
- Вы находитесь на "Проходной" улице.
- Проходной? - я вскидываю бровь.
- "Проходной", - женщина кивает.
Осматриваю дом напротив и вижу вывеску "ул. Проходная 7".
- Странное название для улицы.
- Вы так думаете? А мне кажется, подходящее.
- Почему?
- Просто... я так считаю.
Пауза. Женщина сгибает край страницы, закрывает книгу и кладет рядом с собой.
- Так значит, впервые здесь?..
Я киваю.
- Я тоже когда-то сюда приехала.
- К родственникам?
- Нет.
- Учиться?
- Нет.
- Зачем тогда?
- За счастьем.
Я вопросительно смотрю на нее.
- Я приехала найти свое место. Мне показалось, что именно здесь оно есть.
- Почему именно здесь?
- Я просто ткнула сюда пальцем, когда водила по карте с закрытыми глазами. Тогда мне было примерно столько же, сколько и тебе.
- И... у вас получилось? Вы нашли?
- Ну, - женщина усмехнулась, - я даже не знаю.
Я продолжаю смотреть на нее. Она же смотрит куда-то вперед.
- Когда я сюда приехала, я сразу нашла работу и съемную квартиру. На работе завела подругу, а по соседству - друга. Долгое время души в них не чаяла. Работала в кафе. Хиленьком таком, правда. Но потом оно пошло в гору. Директор мне помогал по началу. Потом я помогла ему с поиском более выгодного места для кафе. Друг был дизайнер. Помог нам с интерьером. Втроем с ним и подругой мы придумали стиль. Особый такой, чтобы в кафе интересно было ходить. Как я сказала, дело пошло в гору. Я даже смогла поступить в университет. Тот же директор помог. Говорил, что я для него сделала гораздо больше. Но я так не думаю.
Женщина улыбнулась и закрыла глаза.
Выдержав паузу, я спросила:
- И все стало хорошо?
Снова подняв глаза, женщина продолжила:
- Не совсем так. Или совсем не так. Не знаю. Я была влюблена в своего соседа, ты, наверное, уже поняла. Но не говорила об этом. И никто не замечал. Моя подруга тоже. Они поженились примерно через полгода. Перед свадьбой сказали, что если бы не я, то ничего этого не было бы. Но я так не думаю. Они бы и без меня рано или поздно сошлись, такова судьба.
- Вы верите в судьбу?
- Я не верю в ее отсутствие.
- И что же потом? Они были счастливы?
- Не знаю. Они уехали куда-то. Я даже не стала спрашивать куда.
- Почему? Вы могли бы иногда встречаться.
- Нет, не могли бы. Ты знаешь... нам было совсем не о чем разговаривать друг с другом. Я отпустила их, ведь держать смысла не было. Но перед отъездом они успели сделать нечто значимое.
- Что же?
- Как-то... они очень крупно поссорились. Обычно мне удавалось примирить их, сгладить углы, найти компромиссы. Но в этот раз все было по-другому. Мы с подругой выходили в вечернюю смену. Примерно в одиннадцатом часу явился друг. Он был очень пьян. Стал требовать, чтобы подруга вышла и поговорила с ним. Я пыталась успокоить его, ведь он кричал на все кафе. Он не слушал меня. Тогда я позвала охрану. Его почти вывели. Но он вырвался как-то. Схватил бутылку вина со столика и... разбил ее об мою голову. Он говорил, что это я во всем виновата. Что вечно лезла в их отношения. Что все портила. Кажется, он плакал в это время, но пьяный мужчина в слезах оскорбляющий женщину выглядит слишком жалко, не правда ли? Потом его увезли в ментовку, а меня - в больницу. У меня было легкое сотрясение. Он явился туда через пару дней. Просил прощения. Но... я не видела раскаяния в его глазах. Он держал на меня обиду. И я попросила его уйти. Потом они уехали. Я уволилась из кафе.
- Вот так просто уволились?!
- Не пойми неправильно. Директор дорожил кафе. Оно было делом его жизни. Он не хотел дурной славы, а я не хотела мешать ему. Он долго извинялся и дал большую премию перед моим уходом. Работать я стала в своем же университете. Бумажками занималась. Малооплачиваемая, но очень кропотливая и нудная работа. За 4 года я привела в порядок архивы, особенно горжусь четким алфавитным порядком. Я очень мелочна на самом деле. Была похожа на книжного червя тогда. За собой не следила, интересовалась только учебой и работой. Вышла замуж за человека, с которым интересно было обсуждать многие вещи.
- Просто взяли и вышли замуж?
- Ох, - женщина засмеялась, - нет, все было не так. Я знала его со второго курса. Часто пересекались, в библиотеке вместе зависали. А после окончания он мне сказал что-то вроде: "Эй, давай поженимся". А я согласилась и все. Мне было все равно. Я научила его играть "жили у бабуси два веселых гуся" на фортепиано и варить пельмени. Я думала, что его интересует только моя интеллектуальность и образ мыслей. Но оказалось, что это интересует в основном меня. Я дала ему это понять. Но он не ушел от меня. Точнее, ушел, но вернулся. Когда у него обнаружили рак.
- Господи, ужас какой... - пробормотала я.
- Да. Он говорил, что на самом деле его понимала только я. Что приносила ему счастье. Что не бросала. Что заботилась. Но я так не думаю. На самом деле я почти не думала о его чувствах. Просто занималась своими делами, а он попадал в них иногда. Он умер в 27. Мне было 28.
- Получается, что вы прожили вместе... сколько?
- Два года.
- Так мало.
- Значит, больше было не нужно.
- Вы еще выходили замуж после этого?
- Нет. Я не нашла больше интересного мне человека.
- И... что вы делали после?
- Я стала искать свое место. Я очень много ходила по городу, обыскала каждый переулок. При этом я размышляла о жизни и не могла понять, почему все сложилось как-то... не так. Совсем не так. Но... почти отчаявшись, я нашла эту улицу. Как ты уже заметила, она необычная. Присев на эту скамью, я поняла, что мое место здесь. Там, где все проходит мимо. Люди, жизнь. Ты знаешь... я решила, что, пропуская людей через себя, я меняю их, но... сама при этом не меняюсь.
- Как фермент?
- Как фермент.
- И с тех пор вы здесь?
- Да. Я всегда здесь.
- Вам не скучно?
- Мне спокойно. Меня ничего не тревожит. Ты единственная за много лет, кто остановился около меня.
- Правда?
- Да. Ты потерялась. Я укажу тебе дорогу. Куда тебе нужно?
- Ах да, я... забыла совсем. Сейчас... вот, - я протягиваю ей листок с адресом.
- Это недалеко, - говорит женщина с улыбкой, - проводить?
- Давайте.
Она встает и ведет меня прямо по улице.
- А почему здесь нет клумб? - спрашиваю я и тут же осознаю глупость вопроса.
- На проходной улице не сажают цветов. Здесь никто не останавливается. Зачем тогда цветы, если некому смотреть?
Я решила промолчать.
Когда мы дошли до перекрестка, женщина остановилась.
- Дальше иди прямо, потом налево. Ты увидишь вывеску с улицей на доме.
- Спасибо вам большое.
- Не за что. Если снова потеряешься, приходи, буду тебе рада.
- Обязательно.
Я помахала ей рукой и двинулась в указанном направлении.
- И что, она осталась там? - Лариса, уже весьма размягченная вином, говорила растянуто и медлительно.
- Наверное, да, я не знаю.
- Слушай, а... - Борис нахмурился, - у нас разве в городе есть "Проходная" улица?
Лариса некоторое время смотрит на него в упор.
- Нет, вроде, - говорит она, - никогда не видела и не слышала.
- Может, вы просто не проходили мимо? - предположила Лена.
- Наверное... ну и не важно, давайте еще раз за то, что бы на нас не валились несчастья.
- Точно.
Лена задумчиво посмотрела в свой бокал. Попрощавшись с женщиной, она вытащила свой навизайтор и, сверив путь, обнаружила, что улицы "Проходной" там нет.
Вот такие дела.
- Не упускайте шансы. Они могут быть единственными на всю жизнь.
- Лен, ты пьяная в конец.
- Да, есть такое. Но вы подумайте об этом.
- Обязательно.
Свидетельство о публикации №214042500632