Полтергейст в министерстве образования

 "Концепция российской национальной системы выявления и развития молодых талантов". Звучит? Нет! Вместо звенящей меди оркестра кто-то неудачно дунул в деревянную дудку. Слово "молодых" вообще можно было убрать. Во-первых "старыми" талантами у нас не интересуются. А во-вторых, таланты развивать надо, но делать это никто не умеет.
       Потому что это невозможно. Можно тренировать и развивать память, прививать и совершенствовать какие-либо профессиональные навыки, накачивать мышцы, даже привить любовь к чтению, но развивать талант невозможно. Талант либо есть, либо отсутствует. Пока сам себя не проявит, никакие методики не выявят. Развивается он сам. Надо ли помогать, как явлению в человеческой личности. Сказать определённо весьма сложно  -  казалось бы да, как в пословице: "таланту надо помогать, бездарности пробьются сами", но с другой стороны, когда на ребёнка или подростка обрушивают гипертрофированное внимание и чадолюбие, почти без исключения заканчивается или никак, или плохо.
       Я не имею ввиду специализированные интернаты или школы, где у подростка совершенствуют и оттачивают навыки профессионализма в определённой среде  -  математике, физике, химии, физической культуре и прочее.
       При этом наличие высококвалифицированных педагогов является обязательным. Обычные же, "средние" школы, на самом деле являются очень-очень средними по прямо противоположной причине  -  в массе своей современные педагоги вызывают разочарование: низкий уровень образованности, отсутствие навыков воспитания подростков, узкое мировоззрение и достаточно часто, нелюбовь к своей профессии и детям. И если даже есть хорошие учителя, то зачастую карьерист, хапуга и бездарь, пробившийся на пост директора, губит весь коллектив.
       Только не надо пытаться возмущаться и защищать "честь мундира". Это становится всего лишь круговой порукой и законами "омерты"  -  молчания. Мундир педагогов замаран не меньше, чем мундир полиции. Но с полицией сталкивается ограниченное количество людей, а педагогика охватывает всю страну  -  это и сам персонал системы, и наши дети, и мы  -  родители (тоже, справедливости ради скажу, не всегда достойные).
       От нормальных, а не элитных школ зависит будущее страны. Нормальный, а не выдающийся  -  где же столько их набрать  -  педагог находится у истоков формирования общества.
        Это не повод вновь клянчить у Президента увеличения бюджета на образование.
         Надо не разворовывать выделенные средства. Не выписывать самим себе премии, не выпускать бездарные или заведомо пагубные учебники, не пытаться выдавать за новаторство методики американских и европейских школ  -  не для нашего менталитета и самосознания, не делать псевдо ремонтов и грозное прокурорское око должно ощущаться в кабинете каждого директора наравне с иконами, которыми любит теперь украшает стены современный директорат. Иконы  -  это совсем не плохо, плохи показушно-усердные педагоги. Помните? "Услужливый дурак, страшнее пистолета".
        Министра ругать не вижу смысла. Во всех СМИ и приватных беседах нареканий столько, что его и его предшественника пора сажать за государственную измену, иначе как охарактеризовать происходящее?
         Но в администрации Президента должны быть профессионалы?
         Указанная "концепция" по форме своей напоминает ублюдка, рождённого от бессистемного скрещивания, а по сути  -  не только очередные возможности повысить уровень личного благосостояния, не только новые возможности для повального взяточничества в школах, но и предельно опасная потенциальная возможность социального недовольства для родителей и формирование у подростков психологической среды, грозящей стрессами, неврозами и развитием суицидосодержащего состояния.
         А теперь приведу пример, который лежит на поверхности и известен во всех странах. Это явление под названием "вундеркинд". Сразу оговорюсь, не надо это сравнивать с одарённостью ребёнка, который, по сути  -  самосовершенствуясь, формируется во взрослую личность, сохраняя этот Дар. Как, например, Моцарт.
         Феномен вундеркинда в "опрокинутой" жизни. У нормального человека  -  сначала обычное развитие (естественно, с разными способностями), потом  -  успехи, если они есть или над ними трудились. А у вундеркинда  -  сначала успехи, а потом обычная жизнь. И если вундеркинд выживает  -  в буквальном смысле, мы не замечаем тех признаков таланта, которым он блистал в детстве. Его нельзя искусственно сохранить. Даже когда с ним начинают носиться, как с писанной торбой.
          Ежегодно СМИ всего мира рассказывают нам об очередных чудо-детях. А потом они исчезают.         
          P.S.  Совет Президенту: не развивать данную "концепцию" и не давать денег прохиндеям.
                Совет родителям  -  не позволяйте держать себя за болванов.
          P.P.S.   Si caecus caecum ducit, ambo in foveam cadunt.   Если слепой ведёт слепого, оба упадут в яму.


Рецензии