Вечная память одухотворенных вещей
Автор назвал работу «Памяти преподобного Серафима Саровского». Нетрудно догадаться, что для самого автора знание о духовном подвиге великого подвижника - это не информация, это часть представления о мире, о совершенном человеке, о духовном водителе. Серафим Саровский - иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители, один из наиболее почитаемых русских святых, прославленный Российской церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II.
При беглом первом взгляде на работу художника обращает внимание зрителя красная лампадка, зажженная перед иконой Серафима Саровского, и яркое, светлое пятно – раскрытая старинная книга.
Лампадка, зажженная перед иконой преподобного Серафима, - единственный предмет такого цвета, все остальное в натюрморте объединено общим колоритом. Такой акцент, избранный Мастером, конечно, не случаен. Можно предположить, что он передает зрителю главную идею: вечная память и преклонение перед подвижником земли Русской. Неугасимая лампада с ярким ровным пламенем огонька перед иконой - как наша вечная и благодарная память святому. Иконография Серафима Саровского огромна: в Яндексе 16 миллионов изображений! Вячеслав Костылев выбрал для сюжета своего натюрморта не самые известные, узнаваемые в храме темы: батюшка Серафим, согнутый, с палочкой, в лесной келье или, обрамленный серебряными волосами, словно не святой, а любого из нас добрый дедушка, смотрит умно, проницательно, ласково. Икона, перед которой художник затеплил лампадку на своем натюрморте, напоминает традиционные решения изображения святых: строгие, канонические, освященные традицией иконописания. Ведь и сам преподобный Серафим не был неистовым борцом, нетерпимым гонителем грешников. Известно, что неустанно нес он простую мысль об искуплении наших грехов, совершенном Иисусом Христом, постоянно напоминая всем об этом в простой вещи – ежедневном приветствии: как известно, каждого святой встречал словами: «Радость моя, сокровище моё», - а в числе его посетителей были и миряне, и монашествующие, и знатные особы, среди которых царь Александр I. В любое время года, а не только на Пасху, приветствовал словами: « Христос воскресе!»
Обратим внимание на книгу. Мы видим, что у нее старинный жесткий переплет, он необходим, потому что книга толстая, с большим количеством страниц. От времени, влаги, долгого употребления листы обтерлись по краям, стали волнистыми, на листах пятна, обрез бумаги потемнел. И о преподобном Серафиме известно, что он постоянно читал святоотеческие и богослужебные книги, выучил наизусть много церковных песнопений, со Святым евангелием никогда не расставался, в течение недели прочитывал весь Новый Завет. Художник тщательно, с любовью выписывает этот предмет натюрморта, и мы можем видеть обозначение номера страницы, использование старинного шрифта, красивую заставку вверху страницы, применение киновари для начала текста. Любовное, бережное, благоговейное отношение к книге самого художника отражает такое детальное изображение святой книги и, как мне кажется, передает одну из важных сторон замысла натюрморта: преподобный Серафим оставил нам духовное наследие, оно в Священном Писании. Художник хорошо знает духовные заветы преподобного батюшки Серафима. В Житии Серафима Саровского говорится, что юный Прохор Мошнин, обладая прекрасной памятью, вскоре выучился грамоте. Он с детства любил читать своим сверстникам Священное Писание и Жития Святых, но больше всего любил молиться и читать Евангелие в уединении. И скончался преподобный в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.
Обратим внимание на мир вещей, окружающих святого.
Предметы, отобранные Вячеславом Костылевым для передачи своих мыслей и чувств, - самые простые, обиходные, лишенные эстетского изящества и любования миром вещей. Тут и старые, видимо, долго бывшие в пользовании самовары, и лапти, и лампа, простой стул, полотенце, чаша на полу и миска с отбитыми краями на стуле. Все это очень важно для передачи представления о батюшке Серафиме: в качестве аскетических подвигов и упражнений он носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам себе добывал пропитание в лесу, мало спал, строго постился, ежедневно подолгу молился, перечитывал священные книги. В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Тысячу дней и ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Страдания терпел благодушно, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом».
Есть несколько предметов, среди изображенных художником для передачи благоговейной памяти о сподвижнике батюшке Серафиме, которые обладают особой силой иносказания: это лампада с живым огнем, раскрытая книга и, конечно, сеть.
Обратим внимание на технику, избранную художником Вячеславом Костылевым для передачи своего замысла. В каталоге сказано: бумага, акварель, итальянский карандаш.
Указаны размеры выполненной работы: 90 на 60 сантиметров. Конечно, нет ничего лучше, чем увидеть подлинник. Но все же обратить внимание на информацию каталога о размерах следует. Мысленно поместите натюрморт в указанный размер, он выбран художником и никогда не бывает случайным. Работы определенного размера производят на зрителя разное впечатление, предусмотренное Мастером. Натюрморт «Памяти преподобного Серафима Саровского» - работа личная, взволнованная, она и не может быть размером в несколько метров.
Поможет пониманию замысла художника и указанная им дата создания работы.
Работа написана в 1991 году. Как не остановить на этом внимание? Это было золотое, поистине прекрасное время возвращения в наше сознание всех тех духовных богатств, которые создали русскую культуру: истин православия, произведений литературы и живописи, находившихся под запретом длительное время, при этом многие из них были нам просто неизвестны. Нас охватило целое море прекрасных произведений искусства, мы получили возможность войти в церковь, почувствовать связывающую нас издавна традицию. И только тот художник, который живет в единстве со своим народом и страной, мог именно в это время написать работу об одном из духовных вождей русского православного народа, о Серафиме Саровском. Вячеслав Григорьевич Костылев именно такой художник. Быть может, живописец своим натюрмортом дал ответ современникам на самые сложные вопросы, которые в то время встали перед нами с новой, особенной, ранее не изведанной остротой. Как жить? Ради чего стоит жить? Какое наследие оставлять детям? В чем смысл нашего пребывания на земле? Иные выбирают в такие времена путь мучительных метаний, трагических поисков. Другие знают, что мы не Иваны, не помнящие родства. У нас есть богатейший кладезь духовной мудрости, мы можем черпать из него. Наполнен он трудами и подвигами подвижников, подобных Серафиму Саровскому. И автор натюрморта пишет работу, посвященную его памяти.
Любопытно понять, почему выбран автором жанр натюрморта. Мне кажется, для передачи замысла это один из труднейших жанров. Зрителя подкупает простота натюрморта. На картине он видит вещи, они написаны реалистично, легко возникнуть впечатлению, весьма обманчивому, что нам все понятно.
Натюрморт – буквально «мертвая природа» ( с немецкого) или «тихая или неподвижная жизнь» ( с английского) – это жанр, посвященный изображению вещей, размещенных в единой среде и организованных в группу. Да, изображение вещей может иметь в натюрморте самостоятельное значение, но может, как в нашем случае, служить выражению символики, может увеличить значимость малых предметов, вызвать в воображении зрителя богатые ассоциации, создать емкий художественный образ, имеющий глубокий подтекст. Такую труднейшую художественную задачу и поставил перед собой наш современник, живущий в городе Ижевске художник Вячеслав Григорьевич Костылев.
Итак, вещи, вещи как главные герои, как выразители авторской идеи, как средство передачи эмоций, как материал для выражения философии жизни. Вглядимся в эти вещи. Старые самовары, покрытые пылью и позеленевшие. Не блестящие, начищенные, быть может, щегольские серебряные, а словно покрытые налетом времени. И действительно, Прохор Мошнин (по некоторым источникам – Машнин) родился в 1754 ( или 1759) году, скончался в 1833 году. Нас отделяет значительный временной отрезок, с точки зрения сроков земной жизни человека. Эти вещи для современных людей –антиквариат, такие предметы уже не используются, их заменили электрические чайники, которые вскипятят воду мгновенно. Но все же не так уж далеки мы от этих вещей, все мы знаем, что такое самовар, для чего он используется, у кого – то сохранились на даче электрические, а может быть, и угольные самовары. Эти вещи обладают удивительным свойством создавать тепло, уют, протягивать нить через времена и поколения, объединяя нас.
Пара лыковых лаптей, не сувенирных, а необходимая ношеная обувь. Мы уже вспоминали не просто скромный, а аскетический быт преподобного Серафима Саровского. Этот образ жизни был наполнен трудом: около кельи Серафим развел огород и устроил пчельник. Будучи послушником Саровской пустыни, по благословению отца Пахомия, мудрого старца, Серафим проходил многие послушания: был келейником старца, трудился в хлебне, просфорне и столярне, нес обязанности пономаря, и всё исполнял с ревностью и усердием, служа как бы самому Господу. Постоянной работой он ограждал себя от скуки, этого, как позже он говорил, «опаснейшего искушения для новоначальных иноков, которое врачуется молитвой, воздержанием от празднословия, посильным рукоделием, чтением Слова Божия и терпением, потому что рождается оно от малодушия, беспечности и празднословия».
В простой чашке с отбитым краем нет ни ломтя хлеба, ни кусочка медовых сот: известно, что преподобный Серафим строго постился: ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи, в первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых тайн. Однажды на протяжении трех с половиной лет преподобный Серафим питался только травой снытью.
Не испытывая потребности окружать себя большим количеством вещей, Серафим горел духом, его потребности не имели материального выражения, стремясь к радости о Святом духе и стяжанию мира души. После смерти отца Пахомия, имея его его предсмертное благословение на новый подвиг – пустынножительство, ушел в келью в нескольких километрах от монастыря в глухом лесу. В затворе преподобный Серафим приобрел высокую душевную чистоту и сподобился от Бога особых духовных даров - прозорливости и чудотворения. Поистине, к чему стремишься в жизни, то и стяжаешь.
Глубине и величию замысла натюрморта Вячеслава Костылева соответствуют избранные им художественные средства.
Разумеется, привлекает внимание зрителя композиция работы. Правильно расположены предметы, соблюдены их пропорции. Это школа, доступная ученику, а перед нами работа Мастера, и в этой работе проявилось прежде всего умение отобрать предметы для передачи своей идеи, затем расположить их так, чтобы зритель ничего важного в замысле не пропустил, и поэтому центр композиции занимает лампада с зажженным огоньком и раскрытая, сияющая белыми листами книга.
Художник использовал не холст, а бумагу для работы. Это материал гораздо менее долговечный. Для акварели бумага раньше изготовлялась из тряпок с чистой льняной нитью и не отбеливалась ничем, кроме чистой воды, солнца и воздуха. В наше время акварельная бумага изготавливается не так, например, беление производится химическими средствами вроде хлора. Художник тщательно выбирает доброкачественную бумагу, сохраняет её в сухом месте и при ровной температуре. Выбор бумаги зависит от эффекта, которого хочет добиться художник. Грубая фактура шероховатой бумаги, например, придает рисунку особый эффект. Крупнозернистая бумага идеальна для набросков, однако её неровная поверхность не позволяет точно проработать детали. Фактура акварельной бумаги, ее отличающаяся от холста поверхность и количество воды для размешивания красок играют важную роль: от особенностей бумаги зависит, будет краска скапливаться, растекаться, как удастся расположить тени. Интересно и творческое решение – изображение раскрытой книги: бумага на бумаге.
Вячеслав Костылев использовал в своей работе итальянский карандаш. Его иначе называют черный мел. Им увлекались на севере Италии, в школе Леонардо да Винчи, применяя для выполнения портретов, а также рисунков обнаженного человеческого тела. В дальнейшем крупнейшим мастером итальянского карандаша был Гольбейн Младший, его великолепно использовал Тинторетто и Рубенс. Четкие линии натюрморта В.Костылева обнаруживают руку мастера, прекрасно сделавшего контуры рисунка.
При внимательном рассмотрении работа Вячеслава Костылева не оставляет впечатление плотности, словно это масляная живопись, богатства и глубины красок, словно это не акварель. Вячеслав Костылев создал в своем натюрморте очень мягкие, поистине акварельные оттенки. Быть может, это нежное, акварельное письмо – отражение трепетного, благоговейного отношения к преподобному? Масляная живопись не позволила бы найти такие живописные решения. Известно, что, если кладется несколько слоев акварельной краски, рисунок и цвет проявляется ярче. Все знают коварство акварели: какой слой окажется гуще, какой прозрачнее Форма предметов создается тщательной работой с фоном, на котором они написаны: стул, сеть, пол, стена. Прекрасно выписанный фон создает глубину.
Передача фактуры предметов натюрморта просто фантастическая: металл позеленевших запыленных самоваров и лампы, нити мягких складок сети, полотенца, лежащего на стуле, старая бумага, волнистая от влаги и долгого употребления - всё это словно живое, а отнюдь не мертвое! Каждая тщательно, с большим талантом выписанная вещь материальна, ощутима.
Правильно расставляя акценты, художник умело обратил наше внимание на важные для идеи детали, сумел их выделить и композиционно, и живописно. Умелая расстановка предметов делит их на главные элементы и составляющие фон.
Посмотрите, как светится раскрытая книга!.. А между тем белой краски, как известно, в акварели не бывает. Специалисты считают, что по умению оставлять «резерважи» ( белое), определяется класс акварелиста. Цветовые пятна словно ведут зрителя по картине: красное пятно лампады, белый свет страницы и обобщенный, сближенный общий тон натюрморта. Старинные предметы, изображенные на темном фоне, создают впечатление временной дистанции: картина словно пришла к нам из далеких времен, как дошла эта старинная книга или как дошла через два столетия народная память о великом молитвеннике и чудотворце Серафиме Саровском.
Как глубокая аллегория читается среди вещей, отображающих память о преподобном Серафиме Саровском, тщательно выписанная сеть. С изобразительной точки зрения эта деталь натюрморта поражает ювелирным исполнением каждой ячейки, передачей света и тени. Но эта же высокая степень таланта и мастерства в передаче детали позволяет и не упустить заложенную мысль, связь со знаменитыми словами Учителя: «Сделаю вас ловцами человеков…» Мастер не писал сеть обобщенно, прописана каждая ячейка, со своим цветом и тоном, подчеркнута фактура: посмотрите, как отличаются мягкие складки сети от мягкости складок ткани полотенца, это совершенно разные, ощутимые в своем различии вещи!
Проведем еще несколько внимательных, сосредоточенных мгновений над работой Мастера. Еще раз не только вглядимся, но и полюбуемся на его натюрморт, насладимся как глубиной замысла, так и высоким мастерством его исполнения. Нельзя не заметить, что Мастер средствами жанра натюрморта создал по сути портрет. Только это не изображение внешнего облика модели художника. Это передача живописными средствами внутреннего мира великого подвижника, создание, как часто говорит Вячеслав Костылев, «иконы души». И выбранные художником Костылевым предметы для композиции натюрморта чрезвычайно точно отвечают его замыслу: ничто не отвлекает внимание зрителя от главного. А между тем в жизни Серафима Саровского были знаменательные, всем известные события, которые изображены на иконах. Это падение в семилетнем возрасте с колокольни строящегося в Курске Сергиево – Казанского собора, когда будущий подвижник остался невредим. Известно из Жития святого и другое знамение: в юном возрасте Прохор тяжело заболел. Он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Во время крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы он приложился к иконе, после чего он выздоровел. Будучи уже послушником, он заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не слышал от него ни слова ропота. Отказавшись от услуг врачей со словами: « Я предал себя истинному врачу душ и телес – Господу нашему Иисусу Христу И Пречистой Его Матери», - он испытал видение: ему явилась в несказанном свете Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова, она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая его тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и больной быстро поправился. Оставшись навсегда согбенным после нападения на его келью искавших денег грабителей, проломивших ему голову и сломавших несколько ребер, преподобный ходил. Опираясь на посох или топорик, но своих обидчиков простил истинно по – христиански и просил не наказывать. Мы видим натюрморт, а не картины, изображающие подвиги подвижничества, не портрет послушника, посвятившего жизнь служению Господу. И всё же талант художника именно этими простыми вещами позволил рассказать нам главное о преподобном Серафиме Саровском.
От души поблагодарим Художника за благоговейную память о великом подвижнике и чудотворце преподобном Серафиме Саровском.
Свидетельство о публикации №214042601135