Жизнь не повернуть назад

"Жизнь невозожно повернуть назад..."

А если бы можно было, захотела бы я этого, пошла бы другим путём или повторила бы всё сначала?

Да, в общем-то, вопрос философский. Сразу с наскоку на него и не ответишь.  Тут нужно смотреть с позиций: чего хотел, к чему стремился, чего достиг, стоило ли на это тратить драгоценные годы жизни?

Порой смотрю на свою дочь и думаю: она же вся в меня в молодости. За что не берётся, всё доводит тщательно до конца, что не задумает, всего добивается, хоть это ей стоит значительно больше энергии, чем мне когда-то, или мне это так просто кажется?

А надо ли было всё тщательно продумывать, доводить задуманное до конца, чего бы  это ни стоило? Может быть, нужно было иногда останавливаться на своём пути в никуда и задумываться над вопросом: а тебе это надо было?

Зачем стремиться всю жизнь, набивая шишки, добиваясь каких-то званий, регалий, потом в одночасье их терять, не понимая, почему так происходит? Нужно ли во главу угла своего развития ставить профессию, карьерный рост, славу, в конце концов материальный достаток?

"Пути Господни неисповедимы"... "непостижимы..."

Чтобы ответить на вопрос, поставленный в названии, нужно пропустить через себя всю жизнь.  На это не хватит силы духа. Стоит ли ворошить прошлое, ведь это всё те же думы о несостоявшемся.

И всё же, если бы ещё раз всё начать  сначала, тогда...

Я бы хотела проснуться снова в доме моих родителей, ну хотя бы рано утром, перед весенним первомайским праздником. Проснуться, открыть  глаза и поразиться, как светло и тепло вокруг: на окнах висят накрахмаленные белые тюлевые занавески.  Ветки  берёзы и вербы с распустившимися листочками  нашли своё место на окне в простой бутылке из-под шампанского.
 
Настроение праздничное.  Отец с матерью говорят на непонятном многим, но мне таком родном языке. Они жарят котлеты на кухне: мама их мастерит, а папа жарит. Боже, какие  они  вкусные, даже не прожаренные до конца, с такой коричнево-хрустящей корочкой, а дурманящий запах! Я никогда и нигде не ела ничего подобного.

А как мне  уютно  в моей белоснежной, застеленной руками милой мамы постели. Как не хочется по утрам вставать  и куда-то идти даже по просьбе родителей.

Я люблю свой дом. Нет, я никогда не променяю его на божественный рай в центре столицы, тем более в зарубежье. Не понимаю, почему многочисленные взоры да и мечты молодёжи прикованы к центру страны. Мне  как-то  это   всё равно.

Прошли десятилетия.

Сейчас ностальгические воспоминания навевают мысли о потерянном рае.

Недавно получила сообщение из родных мест, что там был пожар, и наш дом, построенный отцом в трудные годы одной из советских пятилеток, значительно пострадал. Запах родного пепелища не даёт мне почему-то по ночам покоя.
 
Правда, напротив дома, на огромной площади недалеко от школьной территории,  воздвигнута большая церковь, собор, сам митрополит российский освящал её в прошлом году. Почему-то нашему дому не суждено было там остаться:  коттеджев понастроено большими людьми, реальных воспоминаний остаётся всё меньше.

Хотя нет... Как же их можно забыть - школьные годы... Первомайскую демонстрацию ...

Подумать только - половина моей жизни прошла в школе.  Десять лет ученицей и двадцать - учителем. Это сколько же Первомайских праздников я  встречала  на сибирской земле в моей сознательной жизни: тридцать, сорок? Много это или мало?

Утром Первого Мая мы торопились в школу, чтобы с честью и достоинством представить её в общем городском шествии мимо городской  трибуны. Гордые первоклашки с веточками берёзки и нанизанными на них самодельными цветочками из крепленой бумаги горделиво вышагивали в строю. Пятиклашки с транспарантами великих вождей. Десятиклассники с плакатами и портретами, важные и умные, стеснительные и влюблённые в этот прекрасный мир начала взрослой жизни.

Я помню себя впереди колонны с красным школьным знаменем. Мне доверили его нести в тот год. Я заслужила. Я самая, самая... Я люблю тебя, Родина. Я люблю тебя, Партия. Спасибо за счастливое детство, родная страна.
Гордо веют красные флаги над головами демонстрантов.

Первая зелёная травка  выбилась  из-под снега, первые подснежники, кандыки, одуванчики, колокольчики. Сияющие глаза девчонок, мечтательные и задумчивые  - мальчишек.
 
Скоро мы выйдем со школьного двора и нас встретит взрослая жизнь с её заботами и трудностями. Что-то будет дальше, а сейчас мы идём мимо трибуны и в едином порыве отвечаем на призывы, звучащие с неё: " Ура! Ура! Ура!"

А потом бежим опять в школу, оставляем там атрибутику  оформления колонн и не спешим домой. Мы ещё наслаждаемся солнечным днём, напитываемся свежим волнующим воздухом весны, позднее  расходимся по домам, зная, что через день  увидимся вновь, и всё будет по-прежнему: и мама напечёт на дорогу в школу пирожков, и учитель встретит нас, улыбаясь своей мудрой улыбкой всезнающего пророка, и оладушки со сметаной на большой перемене в столовой на первом этаже, и техничка тётя Тоня, ободряюще поглаживающая меня по плечу.

Уроки закончились. Сегодня ещё комсомольское собрание. Я комсорг класса. Мне доверено от имени классной ячейки выступать с отчётом о проделанной работе.

Боже мой, неужели это когда-то было. Мы верили во всё, что нам говорили учителя, к чему призывали комсомольские секретари, куда нас направляли партия и правительство.

Первомайские праздники. Это было как День весеннего возрождения страны и ликования каждого отдельного члена планеты. "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Эти слова известны каждому жителю планеты Земля.

Когда же это началось?  Кто виноват, что были растоптаны  идеалы, годами тревожащие наши души восторгом за свою единую и неповторимую Родину, Великий Советский Союз нерушимых республик свободных? А были ли эти идеалы в действительности?
 
Нет, нет, это было значительно позже... Сначала  были годы студенчества, потом вхождения в профессию, годы становления себя и учеников, души которых были доверены нам, учителям страны Советов.

Родители и дети доверились нам, а мы - партии Ленина, самой прекрасной страны в мире. "Всегда готов, всегда готовы,"- звучали ответом на призыв старшего поколения голоса юного. Пионерские галстуки развевались на груди  пионеров-ленинцев, идущих по жизни дорогой отцов и дедов. Среди них была и я, были мои ученики и мои дети.

Зоя Космодемьянская, Павлик Морозов, Павка Корчагин, Александр Матросов... С них мы брали пример, перед их памятью  склоняли головы. По-прежнему с гордо поднятой головой шли мы под  красными флагами, любя Родину и преклоняясь перед павшими героями Афгана.
 
Мы гордились нашими мальчишками, которые погибали в мирное время в армии родной страны на просторах  Восточной Сибири, да и не только. Мы провожали их в цинковых гробах на  печальные погосты навсегда.

Как же это так быстро случилось, что мы не поняли, кто нас повёл по  другому пути, как всем казалось,  правильному? Мы опять поверили, и опять пошли как стадо за поводырём.

Учителя - цвет интеллигенции и нации. Как они удержались на плаву в девяностые годы прошлого века. Ведь за ними стояла армия молодёжи, которую они, как оно получается, всю жизнь обманывали, ведя не в правильном направлении, воспитывая на ложных идеалах, примерах, образах.

Как можно это пережить, пересмотреть, приспособиться, чтобы не сломаться и выжить...  Тогда нужно было или, закрыв глаза и уши, душу обнажённо-кровоточащую спасая, впасть в депрессию, или пополнить ряды новых хозяев жизни, предав душу. Мы выбрали третий путь: покинули родину, пополнив собой третье поколение российских эмигрантов.

Поверить происходящему в девяностые годы прошлого века я не могла, предать идеалы воспитавшего меня общества тоже, принять всё, как должное, вжиться в новую мораль и пересмотреть историю страны вместе с её новыми ведомыми не хотелось, так и стали мы, унесённые ветром истории представители с тонущего корабля обновлённой страны, идущей новым путём в светлое будущее, за бортом жизни родного государства, строящего новое общество.

Таким видится мне сейчас недавнее, двадцатилетней давности, прошлое, моё прошлое,  моих детей прошлое. Вероятно, это был знак судьбы, остаётся следовать за путеводной звездой, мерцающей вдали.

Так получилось, что эту правду я носила в себе много лет, и перед предстоящими Первомайскими праздниками мне хочется снять тяжёлый груз с плеч, покаяться перед людьми, рассказав им правду о моей мятущейся в ветрах истории души.

У каждого человека своя правда, двух одинаковых не бывает. История расставит акценты над свершающимися событиями. Жизнь покажет истинные причины происходящего и историческое прошлое найдёт своих героев.

26.04.14


Рецензии
Я, Ирене, прожила ту же самую жизнь. Только я старше. Мне - 69.
Ситуация, когда все члены моей семьи, образованные, знающие дело специалисты, оказались без работы, нас не обошла. Конечно, растерялись. Но анализировать прошлое стало особенно некогда, нужно было строить новое "будущее". Союз распался. Кто-то уехал из страны. Оставшиеся 140 миллионов жителей в дальнем Зарубежье никто не ждал. Нужно было свои проблемы решать здесь. На Прозе, кстати, много уехавших. Как-то, привычно было эмигрантами называть раньше вынужденно покинувших страну. На этот раз, всё было добровольно. Вот и называю - уехавшие. Странно и обидно, когда в адрес россиян именно от них ныне слышу - "стадо", "холопы", "зомби" оттуда, из далёка. Понимаю, претензии к правительствам. Но не к народу. Последствия такого явления, как Майдан, многому научили. И призыв перейти России "через Майдан" - не дай Бог!

Мне нравятся Ваши темы, Ирена. По крайней мере, те, что я успела пробежать. И очень нравится Ваш хороший русский. Непременно буду читать. Спасибо, если я Вам в чём-то интересна. Ваша Галя.

Галина Алинина   21.07.2015 16:08     Заявить о нарушении
Спасибо, уважаемая Галина, за откровенность и искренность.

С теплом, Ирене

Ирене Крекер   21.07.2015 22:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 20 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.