Леви. Похититель теней

Марк Леви. Похититель теней

Леви М. Похититель теней: Роман / Марк Леви; Пер.с фр. Н. Хотинской. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2014. — 288 с.


<1.> «Китайская пословица говорит, что воспитанный человек не наступит на тень своего соседа» (с. 11). Красивая китайская мудрость.

<2.> Школьный сторож Ив спрашивает мальчика, от имени которого ведётся повествование (дальше — Похититель теней): «А что-нибудь ты умеешь делать хорошо?» Мальчик задумался: «Тут я понял, почему для моих родителей были так важны пресловутые шесть месяцев опережения: больше ничего мне не было дано, чтобы они могли гордиться своим отпрыском» (с. 21). Сразу вспоминается история Грегуара из «35 кило надежды». Мысль-рефрен.

<3.> «...В маленьких провинциальных городках все всё про всех знают: ни одной сплетни не упустят люди, жадные до чужой беды» (с. 29). Не только до беды, но и до самой жизни — так устроен человек не только во Франции.

<4.> Учитель естествознания Штрумпф был напуган, что его один из учеников потерялся в лесу: «Но он, кажется, был так доволен моим благополучным возвращением, что даже не стал меня ругать» (с. 39).

<5.> После взрыва цистерны с газом, когда Похититель теней спас сторожа Ива от смерти, мальчик уверено победил на выборах старосты класса: «В следующую пятницу меня выбрали старостой класса почти единогласно, за вычетом одного голоса: этот болван Маркес проголосовал сам за себя» (с. 65). Наверно, все политики с пассивным правом выбора делают также. От души посмеялся.

<6.> Тень Похитителя вернулась: мальчику удалось вернуть тень Маркеса её владельцу: «Сомнений быть не могло, ко мне вернулась моя тень. Я узнал даже прядки надо лбом, которые мама всегда старалась пригладить перед уходом в школу, говоря, что у меня на голове растут пшеничные колоски, совсем как у отца» (с. 77)

<7.> Похититель теней, боясь разоблачения, делает доклад о глобальном потеплении, чтобы регулярное слушание прогноза погоды по телевизору не вызывало у мамы подозрения (с. 83). Похититель теней опасается солнечной погоды, так как в такой день высок риск украсть чужую тень, и чтобы этого не произошло, он должен быть начеку. Похититель теней — маленький шпион.

<8.> Приёмы, повышающие мотивацию человека. Сторож Ив и Похититель теней. Сторож Ив предлагает мальчику написать списки некоторых вещей: «Список всего, что тебе хочется» (с. 80); «Список того, что ты никогда не захочешь делать! <...> ...Ты ни за что не скажешь, когда станешь взрослым: «Вырастишь — поймёшь!» <...> ...”Не сдерживать обещаний, данных сыну”» (с. 81).
Староста теней на чердаке дома просит Похитителя теней: «Найди для каждого, чью тень ты похищаешь, немного света, который озарит их жизнь, маленький кусочек их скрытой памяти» (с. 89).
Похититель теней просит маму написать письмо, письмо матери ребёнку во время беременности: «В этом письме ты, например, могла пожелать мне много всего или дать два-три совета, как быть счастливым, когда вырасту» (с. 92).

<9.> Из письма матери Похитителя теней: «Может быть, главным было то место, где она писала, что её самое большое желание — чтобы я вырос настоящим человеком, чтобы нашёл профессию, которая сделает меня счастливым; а может быть, вот эта фраза: «Лишь бы ты любил и был любим, тогда, знай, ты оправдаешь все надежды, которые я на тебя возлагала» (с. 96) Это письмо, которое излечило сердце (или душу — как правильно?) сторожа Ива.

<10.> «С тех пор как Ив уехал, я больше не ходил к развалинам сторожки. Я понял, что у мест также есть тени. Воспоминания витают там и навевают тоску, если подойти слишком близко. Расстаться с другом нелегко. <...> ...Ведь дружба — это как любовь. Лучше ни к чему не привязываться, слишком это рискованно» (с. 97).

<11.> Похититель теней и Клео. День без Клео: «На следующий день Клео у маяка не было. Я раз десять прошёлся взад-вперёд по дамбе, поджидая её. Мне стало страшно: вдруг она упала в воду? Опасное дело — к кому-то привязываться. С ума сойти, до чего от этого бывает больно. <...> Всего несколько дней назад я в ней не нуждался, в моей жизни всё шло своим чередом, без особых радостей, но хоть жить было можно. Теперь, без Клео, всё вокруг словно рухнуло» (с. 110).

<12.> Похитителю теней уже двадцать лет. Он вспоминает, как мама провожала его в университет на перроне вокзала. Мама уже не прятала слёзы: «Я больше не был ребёнком, которого она хотела оградить от всего, в том числе от своих слёз, от этой печали, которая и так осталась с ней навсегда» (с. 124). Мама осталась одна. Такова судьба женщин, от которых мужья ушли к другим, или женщин-вдов.

<13.> Голодающий мальчик, который решил, что мама приготовила рыжего кролика-друга на ужин, «был одержим одной мыслью: искупить свою вину и воссоединиться с маленьким другом там, где он теперь. Наверно, надо не раз подумать, прежде чем говорить детям, что умершие живут без них на небесах» (с. 131).

<14.> Рыжий кролик и голодающий мальчик (с. 136). Сильный момент. Глаза слегка покрылись сыростью.

<15.> Софи упрекает Похитителя теней в том, что он мало уделяет ей времени: «Я больше не могу быть тебе то лучшей подругой, то любовницей. Ты готов служить всем на свете, жертвовать собой ради первого встречного, а я для тебя — буёк, спасительный в бурю и ненужный в хорошую погоду» (с. 197). Типичная жалоба человека, партнёр которого не ночует дома в силу служебных обязанностей.

<16.> По коже пробежали мурашки, когда Похититель теней узнал в старике-пенсионере продавца воздушных змей (с. 221). Месье Леон Мортон.

<17.> Клео учится игре на виолончели (с. 237). История выздоровления Клео из рассказа мадам Пушар, которая с мужем раньше держали книжный магазин, трогает до слёз. Это вклад Похитителя теней, который сказал девочке, что её смех похож на виолончель, а также письмо, которое он оставил ей на песке (с. 117).

<18.> “Люк крепко обнял меня. Мне показалось, что он плачет, да и я, кажется, тоже пустил слезу. Это идиотизм, когда двое мужчин, обнявшись, разводят сырость. А может быть, и нет, если они друзья и любят друг друга, как братья” (с. 256). Самоирония.

<19.> Люк: «Я начал лысеть, представляешь? Наследственность, наверно. У моего отца шикарный аэродром для комаров на макушке, а у меня скоро будет посадочная площадка на лбу» (с. 260). Люк — друг Похитителя теней, школьный товарищ, сын булочника.

<20.> Проповедь священника: «Мы не теряем родителей, даже после смерти они продолжают жить в нас. Те, кто дал нам жизнь, кто подарил нам всю свою любовь, чтобы мы их пережили, не могут уйти бесследно».
Похититель теней: «Я тоже надеюсь однажды обрести частицу вечности в сердце ребёнка, которого сам, в свою очередь, воспитаю» (с. 265, 266).

<21.> Четыре лета Клео приезжала в курортный городок, где познакомилась с Похитителем теней, но мальчик так и не появился. Опечаленная Клео оставила Похитителю в маленьком маяке послание в виде воздушного змея, половинки сердца из песка и письма (с. 115). Трогательный момент, когда повзрослевший Похититель теней находит нетронутым «могилу» воздушного змея.
На тыльной стороне обложки написано, что «роман «Похититель теней» критики называют самой волнующей книгой Леви». С ними нельзя не согласиться. Действительно, эта самая необыкновенная романтичная история, когда два человека, потерявших друг друга, Клео и Похититель теней, встречаются благодаря воздушному змею, символу их дружбы. Так, влюблённый интерн или без пяти минут доктор-педиатр рисует воздушным змеем на уровне четвёртого этажа, на котором находится квартира Клео, изящные восьмёрки и змейку. А Клео смотрит в окно и роняет чашку.


Рецензии