Изменчивость размеров у тихоокеанских лососей

В каждой речной системе Северной Пацифики среди тихоокеанских лососей рода Oncorhynchus встречаются очень крупные особи, но это «чемпионы» местного масштаба. Тем не менее, существуют водоемы, где средние размеры лососей отдельных видов имеют устойчивые максимальные показатели в ареале. И, именно там, попадаются рыбы, обладающие предельными размерами, отмеченными для каждого вида.

Прежде всего, длина и масса тела лососей определяются полом: самки, в среднем, мельче самцов (предельных для вида размеров достигают только самцы). Поэтому, уместно рассматривать эту ситуацию, подразделяя рыб по половому признаку. Именно так ведутся все научные исследования в животном мире.

Что особенно важно, на размеры (массу) тела тихоокеанских лососей заметно влияет географическая (широтная) изменчивость, но у разных видов лососей ее эффект проявляется по-разному (Heard, 1991; Salo, 1991; Healey, 1991; Бугаев, 1995; Бугаев и др., 2007b).

Так, например, у азиатской нерки (по американским стадам это пока не показано – Burgner, 1991) средние размеры особей увеличиваются по направлению с юга на север (Бугаев, 1995; Бугаев и др., 2007b). Но встречаются и исключения, когда средние размерные показателей особей достаточно велики и в южных частях ареала. Последнее обусловлено особенностями водотоков и глубинами на нерестилищах в таких районах. В этих случаях можно предполагать доминирующее воздействие наследственных факторов, за счет естественного отбора на нерестилищах и при анадромной миграции к ним (Коновалов, 1980; Бугаев, Остроумов, 1990;  Бугаев и др., 2007b).

У горбуши (практически полностью созревающей в одном возрасте – 0.1*), широтная географическая изменчивость не прослеживается в Азии, а вот у особей американских стад, в южных районах показатели значительно выше, чем у северных (Heard, 1991).

Что касается кеты (естественного воспроизводства), популяционные характеристики стад которой определяются возрастным составом особей, то в Азии в самой массовой возрастной группе 0.3, особи из южных районов крупнее, чем из северных. У американской кеты того же возраста, в южных районах средние размеры чаще выше, чем в более северных (Salo, 1991).

По тихоокеанскому побережью Северной Америки, у одновозрастной чавычи, средние размеры особей (лишь за одним исключением из 10 позиций) из южных районов всегда выше, чем из северных (Healey, 1991). По азиатской чавычи таких данных нет, т. к. более 90 % вылова этого вида на континенте осуществляется в одной р. Камчатке, что не позволяет пока набрать для сравнения необходимый статистически достоверный материал из других рек, как в сезонном, так и межгодовом аспектах. Более того, широтный диапазон распространения чавычи в Азии значительно уже, чем в Северной Америке.

По кижучу (Sanderkock, 1991) и cиме (Kato, 1991), данных о закономерной широтной изменчивости их размерных показателей пока нет – показатели достаточно мозаичны. Но, следует отметить, что в широтном распределении, эти виды имеют более узкую область распространения, чем другие тихоокеанские лососи – чавыча, горбуша, нерка и кета (Pacific salmons, 1991).

Крупные размеры особей чаще определяются у тихоокеанских лососей большим количеством лет, прожитых в море. Но, иногда, значительных размеров достигают и рыбы массового возраста или несколько выше его, но хорошо растущие в море. Вероятно, предельных для вида размеров (массы) тела достигают те особи, у которых отмечено совпадение трендов двух предыдущих причин.

Позднее нерестящиеся рыбы одного вида и возраста в среднем крупнее, чем раннее воспроизводящиеся особи, что связано с несколько более поздним созревание и более длинным нагулом в море в год анадромной миграции. Поэтому, все зафиксированные случаи максимальных размеров тихоокеанских лососей  в пределах их ареалов относятся только к поздним формам.

Для тихоокеанских лососей, впрочем, как и для других животных, характерна межгодовая изменчивость роста, которая определяется многими факторами: численностью популяций данного вида, возрастной структурой, численностью популяций других видов-конкурентов в питании, межгодовой изменчивостью температурных и климатических факторов среды, наследственными характеристиками и другими (Коновалов, 1980; Pasific salmon, 1991; Ruggerone et al., 2003; Бугаев и др., 2007а; и др.).

Несмотря на многолетнюю историю исследований тихоокеанских лососей, ученые в подавляющем большинстве случаев, останавливаются только на констатации фактов наблюдаемых межгодовых различий в размерно-массовых показателях особей, т. к. причины приводящие к таким изменениям удается выявить не всегда. Более того, эти предикторы удается установить только в ретроспективном аспекте, а в перспективе – прогнозы изменения показателей рыб часто не оправдываются, т. к. на процесс роста действует всегда комплекс факторов  (Мина, Клевезаль, 1976; Бретт, 1983; и др.).



*У тихоокеанских лососей сейчас широко распространена международная система записи возраста, когда первая цифра обозначает число полных лет жизни в пресной воде, а вторая – число полных лет жизни в море. Например, 0.1 – скат в год выхода из нерестового бугра (сеголетками) и один год жизни в море; 2.3 – два года жизни в пресной воде и три года жизни в море; 1.5 – один год жизни в пресной воде и пять – жизни в море (по правилам, в этой системе после показателя возраста «+» не ставится).

ВНИМАНИЕ. Если используется понятие не «год», а «лет», то в этом случае после возраста ставится «+». Некоторые исследователи, исходя из правил литературного изложения материала (для гладкости стиля изложения), используют эти понятия, как синонимы, но это принципиально не верно, т. к. нарушается представление о фактическом возрасте. Например, общий возраст рыбы равен 6 годам или 6+ лет (если написать 6 лет без «+», то фактически возраст этой рыбы оценивается как равный 5 годам). Мы прекрасно понимает, что в ряде словосочетаний слово «годов» не очень благозвучно и не применяется. Поэтому, приходится находить подходящие словосочетания: например, «возраст рыбы равняется 6 годам» и т. д.


Литература.

Токранов А.М., Бугаев В.Ф. 2011. Где крупнее лососи? // Справочное пособие. Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчатпресс». –  72 с.

На фото - исключительно крупный экземпляр чавычи (самец), поймавнный на Аляске (по: Alaskan Wildlife postcard book - Fisherman's Paradise, photo by Ken Graham)


Рецензии