6. Антропогенез

Научные исследования в области происхождения человека стали проводиться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда были и являются такими, как их создал Бог. Однако постепенно в науке, культуре и общественном сознании утверждалась идея эволюции (развития), в том числе и применительно к человеку. Антропогенез – это один из разделов антропологии, изучающий период биологической эволюции, который привел к образованию современного человека. Основываясь на системе научных знаний можно сказать, что современный человек – это результат развития материи на протяжении 13,8 миллиардов лет. Природа человека неразрывно связана с биосферой земли и природой Вселенной. Наличие разума, чувств, духовной составляющей и совершенного биологического организма, формирует в нас сложную и организованную систему взаимодействия с окружающим миром. В процессе образования этой системы человек осуществил немыслимое количество контактов с окружающей средой, оставив в ней свои следы. При помощи современных технологий сбора информации и методов ее систематизации, ученые шаг за шагом восстанавливают вехи становления современного человека. При изучении и реконструкции путей эволюции большое значение имеют палеонтологические и палеоантропологические находки, геологический метод их датирования. Помимо традиционного для антропологии сравнительно-анатомического метода со 2-й пол. XX в., широко используются данные молекулярной биологии.

В середине XVIII века К. Линей в своем труде «Система природы» (1735 г.) определил место человека наряду с другими биологическими видами. В то же время, Буше де Перт – французский археолог, провел раскопки в поисках артефактов, удостоверяющих одновременное проживание человека и мамонта. Его открытия опровергали библейскую хронологию и встретили резкую критику со стороны общественности и церкви. Однако уже в 60-е гг. XIX века идеи Буше де Перта были признаны. Революционную роль в учении об антропогенезе сыграли идеи Чарльза Дарвина. Вопрос ключевого преобразования, сделавшего из животного человека, рассматривается различными исследователями по-разному. Ф. Энгельс определяет труд, как основу преобразования. Так же считает и В. Найдыш, он полагает, что: «Сознание возникает как отражение, прежде всего, тех объективных свойств природных предметов, которые выявляются в процессе производства орудий труда». С другой стороны, русский философ Ю. Бородай, не без основания, связывает эволюцию предков людей с развитием воображения.

Благодаря достижениям современной науки, антропологическое сообщество обобщило результаты своих более чем двухвековых представлений и исследований о физической природе человека. Так, было установлено, что человек восходит корнями к высшим приматам, чья история прослеживается уже на протяжении 90 млн. лет. Проходя свой путь эволюции, ветви эволюционного древа постоянно разделялись на разные группы и виды приматов, в том числе и человекообразных. Примерно 30 млн. лет назад во время ледникового периода, когда Антарктида начала покрываться льдом, многие виды приматов вымерли. Отчасти популяции сохранились в Африке, Америке и юге Азии. В ходе раскопок археологи обнаружили останки различных видов приматов живших около 16,5 млн. лет назад на территории современных Германии и Турции. По данным молекулярной биологии, около 7-8 млн. лет назад сначала гориллы, а потом и шимпанзе отделились от предков людей. ДНК шимпанзе на 98,4 % идентична человеческой. Из-за влажного климата тропических лесов, в кислых почвах которого кости плохо сохраняются, а также отчасти из-за невнимания исследователей, сосредоточенных преимущественно на поиске предков человека, ископаемых горилл и шимпанзе до сих пор практически не найдено.

Далее воспользуемся энциклопедическими знаниями для освещения хронологии становления современного человека. В середине миоцена климат снова стал холоднее и засушливее, что спровоцировало новое массовое вымирание фауны. Однако гоминины, как и многие другие виды (антилопы, гиены, собаки, свиньи, слоны, лошади), пережили климатические изменения и сумели к ним адаптироваться. Их дальнейшая эволюция привела к образованию множества новых видов, из которых самыми древними сейчас считаются Sahelanthropus tchadensis (7 млн лет назад) и Orrorin tugenensis (6 млн лет назад). За ними, в частности, последовали: Ardipithecus (5,8—4,4 млн лет назад);  Australopithecus (4—2 млн лет назад); Paranthropus (3—1,2 млн лет назад); Kenyanthropus (3 млн лет назад); Homo (от 2 млн лет назад), с видами Homo habilis, Homo rudolfensis, Homo ergaster, Homo georgicus, Homo antecessor, Homo cepranensis, Homo erectus, Homo heidelbergensis, Homo rhodesiensis, Homo neanderthalensis, Homo sapiens idaltu, Homo sapiens sapiens, Homo floresiensis. Слово homo в переводе с латыни означает «человек» и было выбрано для классификации еще Линнеем. В латинском языке оно произошло от общеиндоевропейского корня «dhghem», земля.

Примерно 2,4 миллиона лет назад в одной из линий гоминид наметилась новая эволюционная тенденция – началось увеличение мозга. У первых представителей объем мозга превысил типичные для шимпанзе и австралопитеков 400—450 куб см, - Homo habilis (человек умелый). Они первыми стали изготавливать простейшие каменные орудия. По некоторым данным, наиболее примитивная олдувайская культура обработки камня возникла около 2,7 миллионов лет назад, а исчезла около 1 миллиона лет назад. Эти гоминины, по-видимому, начали питаться падалью крупных животных, а свои каменные орудия они, возможно, использовали для разделки туш или соскребания мяса с костей. У Homo ergaster (человек работающий), - около 1,9 млн. лет назад, объем мозга, а также размеры тела еще увеличились. Предполагается, что это связано с увеличением доли мясной пищи в рационе. Возможно, Homo ergaster научился охотиться на крупную и среднюю дичь, или он просто научился более эффективно конкурировать с другими падальщиками. 1,76 млн. лет назад в Африке появилась более развитая ашельская культура. Это первая человеческая культура, покинувшая пределы Африки. В Грузии были найдены кости возрастом около 1,75 млн лет. Грузинские ученые относят их к отдельному виду Homo georgicus (человек грузинский), а западные ученые рассматривают их как останки раннего представителя Homo ergaster или Homo erectus (человек прямоходящий). Homo erectus заселили обширные территории Евразии. Это была первая волна расселения людей за пределами Африки. Около 1,1—1,2 млн. лет их потомки появились и в Западной Европе (Испания). Они описаны как особый вид Homo antecessor (человек предшественник). По-видимому, они близки к общему предку неандертальцев и современных людей. В то же время считается, что аббевильская культура в Европе возникла приблизительно 1,5 миллиона лет назад. Около 550—475 тыс. лет назад в Европе существовала клектонская культура. Первые свидетельства использования огня людьми относятся к периоду примерно 1,5 миллиона лет назад. Приготовление пищи на огне привело к улучшению питания. 140 тыс. лет назад в Европе появились неандертальцы. С неандертальцами связывается мустьерская культура, возникшая, однако, 300 тыс. лет назад. В Африке ей соответствовала сангойская культура, возникшая 500 тыс. лет назад.

Древнейшие представители вида Homo sapiens (человек разумный) появились в результате эволюции 400-250 тыс. лет назад. Господствующей в наши дни гипотезой происхождения людей является африканская. Согласно ей, наш вид появился в Африке и оттуда распространился по всему свету, замещая существовавшие популяции Homo erectus и неандертальцев. Альтернативная гипотеза называется мультирегиональной. Согласно последней, люди, начиная, по-видимому, от Homo erectus, эволюционировали как единый вид, в котором генные потоки могли свободно циркулировать. Имеющиеся в настоящее время данные палеоантропологии не позволяют сделать окончательный выбор между этими гипотезами, хотя данные генетики поддерживают африканскую теорию. Древнейшие люди современного типа в культурном отношении ничем не превосходили современных им ранних неандертальцев из Европы. У тех и других были примерно одинаковые среднепалеолитические каменные орудия. Сравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens происходит из Африки, где около 200 тыс. лет назад жил последний общий предок ныне живущих людей по женской линии («митохондриальная Ева»).

В 2009 году группа учёных под руководством Сары Тишкофф из Университета Пенсильвании опубликовала в журнале «Сайенс» результаты комплексного исследования генетического разнообразия народов Африки. Они установили, что самой древней ветвью, испытавшей наименьшее количество смешиваний, как раньше и предполагалось, является генетический кластер, к которому принадлежат бушмены и другие народы, говорящие на койсанских языках. Скорее всего, они и являются той ветвью, которая ближе всего к общим предкам всего современного человечества. Согласно теории «ранних миграций человека» 60 000 – 40 000 лет назад люди мигрировали в Азию и оттуда в Европу (40 000 лет назад), Австралию и Америку (35 000 - 15 000 лет назад).

Замедление процессов миграции, территориальная принадлежность и освоение орудий труда привели к одному из важнейших событий в жизни человечества, – Неолитической (сельскохозяйственной) революции. Что привело к оседлому образу жизни, развитию сельского хозяйства и впоследствии животноводства. Этот исторический факт поставил точку в длительном пути преобразований человека. С него начинается исторический путь современного человека, появление письменности, становление и расцвет этносов и цивилизаций.

Считать проблему антропогенеза окончательно разрешенной не следует, по мере развития науки возникают новые вопросы. Например, продолжается поиск непосредственных биологических предшественников человека, ждет объяснения «избыточность» человеческого мозга, рассматриваются глубинные связи сознания и орудийной деятельности и т. п. Не отбрасывается полностью гипотеза «занесения» жизни и разума с других планет. Нуждаются в более детальной проработке вопросы зарождения и развития интеллектуальной и духовной жизни человека и общества. Одним из фундаментальных вопросов выступает соотношение биологического и социального в человеке.


Рецензии