Валаам

…Валаам.
Вы все еще не верите в чудеса? Вы не верите в параллельные миры и другие пространства? Как жаль..  Ведь столько удивительных сказок проходит мимо, и столько волшебных историй с вами не может случиться никогда.
   Кто-то скажет- ерунда. Все фантазии и глупости. И он будет прав… в отношении себя. Ну и как можно спорить с человеком, который , не зная телескопа , не увидел спутников  Марса.  Что можно доказать человеку , который не летал в Космос, и все еще стоит на плоской Земле.
  Я расскажу обыкновенную историю, для тех кто не верит , и самую замечательную- необыкновенную для тех, кто верит. Ведь чудеса происходят каждый день.. каждую секунду. Мы их не видим, не чувствуем и не слышим. Ведь самое большое Чудо  в нашей жизни- это сама Жизнь. Движение  тончайших вибраций мирозданья. И в ней  возможно все, о чем можно только помечтать, в ней невозможное становится возможным. Итак- слушайте.
   В разгаре стояло жаркое северное лето. Такое жаркое, что казалось горячее южное солнце перекатилось в небесах и облюбовало этот холодный северный край. В душном раскаленном городе иссушающая жара выматывала всего  за несколько минут. И горожане, с нетерпением дождавшись выходных,  стремительно рвались загород- к озерам, рекам, в леса. Не использовать мгновенья роскошного лета было просто непростительно. И я, как и все,  каждые выходные стремительно убегала  из города прочь. Но этим летом мне особенно мечталось о Валааме. Это остров в Ладожском озере, облюбованный в далекой древности волхвами, ушедшими в неизвестность языческими жрецами , а значительно позже- православными монахами. Непонятный и загадочный, Святой и уединенный. Он призывно звал меня к себе. Но по суровости нашего времени, когда основную ценность представляют деньги и все помыслы людей заняты их добычей, когда цены взлетают до неимоверных высот, даже такое небольшое путешествие оказывается большой роскошью. Туры, метеоры, гиды- стоят огромных денег. И честно  заработанных денег с трудом хватает только на самое необходимое. Но Валаам звал.. а я думала…
И в одну их жарких удушливых ночей мне приснился сон. Удивительный и красивый.  Как будто стою я в полутемном большом  зале, утопающем в огромных темных зеркалах, и лишь крохотные светящиеся блики, как  невесомые мотыльки порхают в них. И вдруг вся зала освещается. Как по мановению волшебной палочки, загораются свечи. И в огромных зеркалах мгновенно вспыхивает множество золотых искрящихся огней. Звучит  неведомая мелодия. И, сквозь ослепительный блеск и  сияние золота я вижу глаза , изумрудно-яркие, глубоко-зеленые, золотисто-желтые.. цвета зелёного шартреза. Они светятся,  меняя оттенки, играют, они зовут и смеются. Как будто веселые разноцветные искры зажигаются и гаснут в них, переливаясь золотыми янтарными бликами. Добрые и умные , нежные и солнечные, они говорят со мной. Мягко и тихо. И среди многих слов, звучат такие слова – Нужны тебе откровения... Иди! Узнавай! Ничего не бойся. Только ничего не бойся. Все будет хорошо.
  Я проснулась. Еду на Валаам! Утром включив компьютер, я сразу же увидела большая рекламная надпись – Как дешево добраться до Валаама. Ну, вот! Чудеса начинаются! Теперь-то я точно увижу Валаам! Быстро подбежали выходные. Я тщательно подготовилась. Но, как это бывает в особо ответственных случаях, утренняя суматоха, спешные сборы, забытые  зонтики, кофточки и разные нужно-ненужные вещи..   автобусы, которые почему-то именно в этот день отказываются во время подъезжать и прочие мелочи, мешают мне. И я опаздываю на электричку.  И вот я стою на перроне и с сожалением смотрю  вслед уходящему поезду. А ведь он должен был везти меня в Приозерск. А где-то далеко-далеко  я уже вижу как отходит от пристани в далекое море мой теплоход. А ведь он мог бы  везти меня на Валаам. Но утро стоит яркое и радостное, и день обещает быть жарким и солнечным. И я решаю- еду в Приозерск, не смотря ни на что! Посмотрю там старинную крепость.. погуляю по городу, вдохну свежесть морской волне. На  Ладогу! Я купила билет, и в ожидании электрички с огромным наслаждением выпила чашечку ароматного . Совсем скоро я ехала к Приозерск.
Но, как и следовало ожидать, на привокзальной площади в Приозерске было тихо. Давно ушли к пристани все автобусы. Лишь вереницей стояли дорогущие такси, с радостью готовые отвезти любого куда угодно.  Но я надеялась на чудо- а вдруг подойдет автобус? И чудо произошло. Мимо проезжал случайный автобус, идущий на заправку и подбирал по пути редких пассажиров.
- До пристани едете?, спросила я.
- Нет. До пристани автобус теперь только вечером пойдет.
- А пешком далеко?
- Далеко. До пристани автобусы в обход по шоссе идут - это км 10 будет. А давайте я вас до моста довезу. Перейдете через мост- а там совсем недалеко по берегу- минут 10.
- Отлично. Я еду. Спасибо.
  Водитель оказался на удивление разговорчивым. Он увлеченно и с какой-то тайной гордостью рассказывал про свой город. Попутно показывая достопримечательности,  руины старинной крепости,  интересные места и памятники. Скоро я была на мосту. Длинный-длинный мост через залив. А вдалеке слева от моста- пристань. Мне туда. Тишина и безмолвие. Никого. Немного неуютно и пустынно. В одиночестве на самом краю города. Я посмотрела на небо, на сияющее солнце. Оно смеялось как таинственные глаза из сна  и  шептало- ты только ничего не бойся. Все будет хорошо. Я улыбнулась и смело пошла через мост, и дальше- по узкой тропинке , петляющей в небольшом лесочке  по краю берега. Вот и пристань. Мой теплоход давно ушел. Я бесцельно побродила по берегу, посмотрела на пришвартованные катера и яхты. Зашла в паломническую службу. Там меня встретил приветливый служащий. Услышав мою нехитрую историю, сказал- не волнуйтесь. Скоро подойдет монастырский теплоход. Вот на нем вы и попадете на Валаам. А пока- не стесняйтесь. Угощайтесь чаем, сушками, пирогами. Отдыхайте. Нет-нет.. денег не надо. Это все бесплатно. Я сидела на скамейке в лесу у пристани, смотрела на волны, ела сушки, запивая вкусным  чаем и думала- как странно устроена наша жизнь… Вот совсем недавно я опоздала на электричку, и Валаам был недоступно далеко, а сейчас пью чай и жду теплохода, и Валаам совсем близко, а рядом - интересный  задушевный собеседник. Вскоре подошел теплоход. Теплоход оказался вовсе не теплоходом, а небольшим катером. Добрый служащий проводил меня до трапа и  тепло прощаясь, сказал  в напутствие - приезжайте к нам еще, буду  рад вас увидеть снова.  Я еду на Валаам!! Катер заворчал и отчалил от причала, он легко подпрыгнул, и быстро помчался по синим волнам к огромному озеру, к озеру- морю. Порою солнце скрывалось за небольшие серые тучки, и  тогда налетал порывистый ветер, и маленький кораблик начинал подпрыгивать и резвиться, он резко и низко наклонялся над волнами, зачерпывая бортами тяжелую воду. Потом он вдруг высоко  выпрыгивал из волны, и становилось безудержно весело, озорно и смешно. Холодные брызги летели в лицо , а ветер спутывал волосы и играл юбкой. Вместе с корабликом ты качалась на огромных качелях громадных вод под  песни ветра и шипение волн. Мы быстро шли, легко разрезая глубокую зеленоватую бездну. А над кораблем кружили и кричали чайки,  и пролетали мимо зеленоватые острова и синие бухты. И далеко впереди меня уже ждал Валаам.
   Кто никогда не был на Валааме, тот мне не поверит, но увидеть все, что есть на острове невозможно за день, за два, даже за неделю. Это целый архипелаг островов, это огромный остров высокой духовности и таинственных неизведанных уголков тайги, где внезапно вдруг открываются такие дали.. где достигаешь наивысочайшего подъема и неведомой глубины.
  Но я не знала этого. Я приехала, потому что он меня звал.  Валаам… Огромнейший монастырь с величественным собором, многочисленные церкви, скиты, часовни и пустыни, укрывшиеся на одиноких островах и в укромных бухтах. Дороги, дорожки, тропинки и тропки среди озер и рек ,и леса, леса ,леса. Немыслимо все увидеть за день.
И день промчался как секунда. И многое было не увидено и не понято. И когда последний корабль отошел от острова, а я  глядя с высокой скалы провожала его взглядом, мне  думалось: Боже, как хорошо,  что я осталась, ведь у меня впереди еще целая ночь и целый день.. и я могу понять так много..
    Но к вечеру усталость и голод погнали меня в центральную усадьбу. Кафе было неинтересное, дорого и ничего вкусного. Туристская гостиница настолько дорогая, что предстоящая ночь мне уже виделась не в таком радужном свете, а в прямом смысле- без сна и отдыха. И в грустном раздумье я пошла к Храму. Величественный Спасо-Преображенский собор. Он был настолько великолепен и красив, что я не удержалась и начала его фотографировать. Я снимала и восхищалась мастерами, создавшими такое чудо. Но тут ко мне подошел охранник и строго заметил- здесь фотографировать нельзя. Правда? Как странно. Почему же нельзя фотографировать такую красоту? Но поздно подошел охранник, я уже все сфотографировала. Ничего не бойся.  Я улыбнулась и вошла в Храм. Слушая волшебные звуки, я постепенно обретала спокойствие и уверенность. У выхода из Храма ко мне подошла женщина и сказала- поторопитесь , скоро закроют монастырскую трапезную, и вы не успеете пообедать. Какое чудесное совпадение! Действительно, будет очень плохо, если я не успею пообедать. Я  уже чувствовала себя настоящим паломником, приобщаясь к духовности монастырской жизни. Трапезная была удивительно чистой и светлой. В старом русском стиле, украшенная картинами и росписями на Библейские темы. Милые женщины меня ласково встретили, вкусно и обильно  накормили отменным обедом, и посоветовали обратиться в гостинцу для паломников для ночного отдыха. И в монастырской гостинице меня встретили как близкого человека. Была небольшая комнатка, был душ и маленькая кухня с чаем и печеньем. Уютно, тихо  и тепло. И надежно. Батюшка при гостинице подробно мне объяснил во сколько будут ночные службы и в каких Храмах. Оставалось немного времени. И я ,чуть отдохнув, пошла к Никольскому собору, на пустынный берег вечереющей Ладоги, полюбоваться в тишине закатом и первозданной красотой  северной природы. Темные воды с тяжелым плеском накатывались на серые камни, рассказывая  удивительные сказки и древние истории. А вдали на высокой горе светились стрельчатые окна Спасо-Преображенского собора. Как неведомый сказочный замок он таинственно мерцал в вышине, навевая забытые песни старины. Начиналась ночная служба. Постояв еще немного, я с грустью покидала берег. Теплые ласковые волны шептали мне вслед- возвращайся , возвращайся к нам снова…  Ночная служба. Это волнующее действо. В Храме горели свечи, множество свечей. Как будто наступило Рождество. Как будто ты вернулась в прошлое, не знакомое с электричеством и телефонами… Веяло торжественной благостью и покоем, величием и очищающей простотой. После службы я вышла из Храма. В гостиницу возвращаться не хотелось. Теплый ночной воздух приятно ласкал лицо. Белые ночи. Волнующие и упоительные. Внезапно накатила волна ощущений, зовущих в неспешные прогулки под луной, туда где упоительно поют соловьи и стрекочут цикады.  И я направилась к  Игуменскому кладбищу, что находилось совсем недалеко в 1 км от усадьбы. К нему вела широкая аллея из пихт и лиственниц, одна из красивейших на острове. Между стволами деревьев-великанов далеко виден монастырь. Пихтовую аллею вскоре сменяет полукилометровая печально-величественная аллея лиственниц.
 Из давних времен пришла к нам легенда про эту удивительную аллею. В те далекие времена настоятели монастыря отправляли послушников по этой аллее, когда в них ослабевала Вера и темные силы сбивали их с пути истинного. К раздумьям и размышленьям вела она, к очищению и благодати. Сильная , могущественная аллея. И вот я приближаюсь к ней познать какова же моя Вера.
 Белая ночь полновластно вступила в свои права. Слышались ночные запахи и живые ее голоса . Я вступила на аллею. Вековые пихты далеко в вышине смыкались над моей головой, образуя величественную говорящую пирамиду. В полумраке ночной тишины шелестели ветви, чуть проскальзывали сквозь них слабые отблески северного фиолетово-серого неба. Я шла. На душе было немного печально, но легко и спокойно, было приятно и вольно. Так хорошо, как будто ты сливаясь с природой в этой светящейся темноте древних пирамид слышала ее дыхание, звучание ее сердца. И тут за спиной я услышала  легкие шаги. Кто-то неслышно  шел за мной. .. Только ничего не бойся.. почудилось мне…  И я улыбнулась. Но за мной кто-то шел.. Может, он как и я , постигает тайны мира? Я пошла медленнее, чуть повернулась и увидела кошку. Белоснежную кошку на темной аллее. Что же ты делаешь ночью в лесу, одна, среди пихт и елей? Так далеко от дома, от жилья? Но она не ответила мне. Только молча пошла рядом . Так вместе с ней  мы и пришли на Игуменское кладбище. Я и белая кошка. Ворота была открыты. Мы подошли к часовне. Необыкновенное зрелище- ночная часовня на кладбище в тишине белой ночи. Почти вечер. Почти светло. И легкая глубокая голубая ночь, трепетная ночь моего Севера. Возвращаться обратно нам с белой кошкой было весело. Но на этой  аллее  я  поняла истинное значение и глубину Веры..  Вот я и у монастырской гостиницы. Пора отдыхать. У дверей  две молоденькие послушницы что-то обсуждают. Я прислушалась. Они собираются идти на ночную службу  Смоленский Храм, что в трех км от монастыря. А дорога ведет через лес. Там, в дальнем  скиту начинается служба, и будет идти до самого утра.  Вот бы попасть на эту службу! Но боязно. Я спросила у женщин. А не страшно идти по лесу одним? А что бояться? Здесь спокойно. С благословения батюшки- можно. Все будет хорошо. И они ушли. Я немного постояла. Подумала. И решила- когда я еще выберусь на настоящую ночную службу, чтобы вот так до утра? Надо идти. Посмотрела на небо. Улыбнулась. Только ничего не бойся. Все будет хорошо. И пошла. Широкая светлая дорога уводила меня от монастырских ворот вниз по большой лестнице к пристани и дальше – вдоль залива, небольшой бухточки, прямо в лес. Негромко шелестела листва, мягкие тени от деревьев ложились на дорогу, где-то далеко в небе чуть выглядывала неяркая луна. Тишина и покой. Мечтательность и наслаждение. Как хорошо идти по неведомой дороге в неизвестный скит, на таинственную ночную службу. Одной. Совсем одной по темной дороге в лесу. Но мое одиночество вскоре было прервано. С боковой тропинки от небольшого заливчика ко мне степенно приближались три тени. Я в задумчивости замедлила шаг. Что делать- бежать вперед, далеко обогнав нежданных попутчиков? Но бежать по тишине удивительной ночи совсем неинтересно.. пропадет все очарование и торжественность… Постоять –подождать, когда они пройдут мимо и скроются с глаз…
Вскоре фигуры сравнялись со мной. Оказалось, что это три уже далеко не молодых мужчин. Один - с тростью, он сильно прихрамывал. Да… пожалуй, долго мне придется ждать, когда они отойдут от меня на приличное расстояние- так , чтобы не мешать моим мыслям… Мне взгрустнулось. Мужчины оказались на редкость разговорчивыми. Они долго расспрашивали меня- куда я иду одна в ночи, потом долго пугали- как это опасно ходить ночью в лесу… потом стали рассказывать про себя… Это были милые, добродушные старички…так я их мысленно назвала. Одного звали- Юрий- хирург, другого- Сергей- изобретатель, третьего звали- Герман. Я шла рядом с ними и придумывала сказки… как мне в темном лесу у развилки встретились три богатыря… я улыбнулась. Пожалуй, на богатырей они мало походили… Тогда так..–  в темной ночной глуши встретились мне три старца- один Георгий..( да-да.. именно так, борец со злом).. Сергий… необычный и мудрый… и Герман! Самые настоящие старцы! Вот здорово!
 Я шла медленно, внимательно смотрела на обступившие дорогу скалы, на изумрудную неровность листвы, на седые лишайники и счастливо улыбалась. И заметно стала отставать . Но они остановились, подождали меня, и сказали- что никуда без меня не пойдут, не оставят одну в темном лесу и  будут строго за мной следить. В это время мимо нас быстрой походкой прошла монашка, скоро спеша на службу. Вот она скрылась за поворотом. Я рассмеялась- да здесь же совершенно безопасно. Монашки и монахи толпами ходят на службу. Как по Невскому! И  бояться совершенно нечего! А вы получили разрешение батюшки на путешествие по ночному лесу? Нет… я не знала.. но.. я чувствую- он мне как будто бы разрешил… На меня из далекого сна смотрели улыбающиеся глаза и говорили… только ничего не бойся.
   И мы пошли вместе. С ними было необыкновенно легко. Как будто мы были знакомы много-много лет, очень давно. Так давно, что время как будто потеряло свой счет…. Мы шли по ночному лесу к дальнему скиту и разговаривали. Нет.. мы даже не разговаривали, мы обсуждали высокие темы- мы говорили об устройстве Вселенной, о религии, об энергиях и силах, мы говорили о Святых и назначении… Мы говорили о Жизни и Непознанном. Потом Герман меня спросил- а что бы хотели в этой Жизни? Какое ваше заветное желание? Я не ответила. Много мечтаний я увидела.. о многом подумалось… но мои желания должны исполняться по мере восхождения.. на ту вершину, которую я увидела..
  Быстро пролетело 3 км.. дорога вывела нас к Храму. Но не к Смоленскому, а к Скиту всех Святых. Это наиболее суровый скит на Валааме, богомольцы допускаются  сюда только раз в году.  Мужчины стали фотографироваться. Я наотрез отказалась. Мне показалось это невежественно.. как оскорбление.. Хотя, впрочем, я такого мнения и по поводу памятников… На редкость глупо смотрятся люди фотографирующися  рядом с Пушкиным.. Достоевским… Но ..это мое личное отношение… Они фотографировались, а я ушла вдоль высокой ограды искать  место, где Храм виден целиком.. Но это было невозможно. Белоснежный Храм стоял за высокой белокаменной стеной и виднелась лишь остроконечная вершина купола. С надеждой я подошла к воротам, вдруг там есть хоть небольшое окошко. Но все было напрасно. Ворота наглухо закрыты. Ни одной малюсенькой щелочки. Как лиса у виноградной лозы я молча стояла у ворот. И вдруг произошло чудо. Подъехала машина. Вышел священник и широко открыл ворота. Я с, не веря своему счастью, с затаенной надеждой, попросилась сфотографировать Храм. Он внимательно посмотрел на меня. И сказал- это мужской Храм. Заходить женщинам категорически запрещено. А я  и не буду заходить..  я только сфотографирую. Он улыбнулся и ответил- Можно. Фотографируйте. Искренне поблагодарив доброго священника, я фотографировала Храм и не верила, что такое возможно. Ночью. Одна. Стоя у закрытых ворот Скита Всех Святых. Мужского Храма. Выходит Священник. Открывает передо мной ворота. И я фотографирую. Ночью. Одна.  Я не верила. Что возможно Чудо. Но оно было. Обыденно и просто. Легко и обыкновенно. Как и все, что происходит вокруг нас. Как и все, что окружает нас. Потом он въехал на территорию Храма и ворота наглухо закрылись. Я стояла и думала- как удивительно все устроено.. вот только что было в Храме темно и наглухо закрыты ворота… а через минуту- они настежь распахнулись передо мной. В Храме засверкали многочисленные огни.. И я увидела то, что мало кому из женщин удавалось… Только ничего не бойся….. Все будет хорошо….Как странно…
    И я побежала догонять мужчин. Они стояли у развилки, где начиналась  дубовая аллея. Широкая и светлая. Мы отправлялись в обратный путь. Но как же так? А как же служба и Смоленский Храм? Но я не знала куда идти. И на какую дорогу сворачивать. Мне почему-то вдруг расхотелось всю ночь одной бродить по лесным тропинкам. И прийти под утро, когда служба давно закончилась… Теперь обратно- к дому. Пора уж и отдохнуть немного. Обратная дорога была веселая и быстрая. Мы о чем-то шутили, смеялись, рассказывали забавные истории из жизни. Лес быстро закончился и мы вышли к развилке. В одну -сторону начинался залив. Там плещется вода, слышится заливистый смех. Кто-то купаются,а Жизнь идет своим чередом. И в другую сторону дорога- к Храму, на Валаамский монастырь. Мы остановились. -  Нам туда, там нас ждет Яхта.  Ну, а мне- туда, и я показала рукой в  другую сторону. Мы рассмеялись. И поблагодарив друг друга разошлись, каждый в своей дорогой. Вот такие замечательные Мужчины- удивительные, умные, образованные люди встретились мне на лесной тропинке в ночном лесу. Они- из Международного Географического общества. Они многое знали, многое видели, они были намного мудрее и взрослее меня.
…В монастырскую гостиницу я вернулась совсем поздно. Но женщины еще не спали. Кто-то принимал душ, кто-то пил чай, многие молились. Вскоре и я уютно устроилась на сон. В коридоре горели лампадки… тихий голос издалека читал молитву…
     Рано утром женщины поднялись на утреннюю службу. Солнце ярко светило в окно и уже призывало на меня в далекие путешествия- на дальнейшее знакомство с островом. Мне предстоял трудный день. Впереди – скит на дальнем краю острова- Воскресенская Церковь. 6 км в одну сторону, и почти 10- обратно….. В путь. Ярко светило солнце. Я шла по главной широкой дороге острова. В кармане лежала карта. Та самая карта, на которой обозначены скиты и церкви, озера, тропки и мосты 20-ти летней давности… Карта, которая давно уже не соответствовала действительности.. ведь древние тропинки давно заросли, разрушены старые мосты и  появились новые протоки и озера. Но я этого не знала. Я уверенной поступью шла вперед. Мелькали поля, тучные стада коров, временами наступал зовущий прозрачный лес и манящие глади озер с бриллиантом солнечных брызг. Пустынна и радостна дорога. Легка и послушна веселая поступь. Быстро промелькнули тяжелые километры, совсем немного осталось. И вдруг из-за поворота показались три фигуры. Темные и мрачные. Повеяло темнотой и сыростью. Как будто свинцовая черная туча закрыла небосвод. Притихли птицы и замолчали деревья. Неприятное тоскливое чувство зашевелилось под сердцем. Я напряглась. Но откуда-то  из глубины, надо мной засияли смеющиеся глаза- Ничего не бойся. Только ничего не бойся…  Я улыбнулась. И уверенно пошла навстречу людям. Это были гастробайтеры. Они реставрировали церковь на берегу. Неопрятные и слегка подвипившие. Банки пива в руках. Некрасивые взгляды. Я шла мимо, лишь слегка замечая их. Но они меня остановили. Окружили . И стали расспрашивать как дойти до монастыря. Я медленно  и толково объянила им, но они не понимали, спрашивая еще и еще. И тут мимо проехала милицейская машина. Быстро проехала и скрылась за поворотом. Они извинились, и ушли, ушли прочь от меня. А я продолжала свой путь к Храму.
… Я много видела Соборов и Храмов, скитов, Церквей и церквушек. Среди них были роскошные и величественные, были скромные и тихие. Были разноголосые и возвышенные. Каждый из них давал  нечто особое и ценное, большое и малое. В каждом можно что-то найти  для себя.. Откровение, очищение, раскаяние или понимание.. любовь или таинство… Воскресенский Храм- это таинство. Это таинство открытия более древнего и великого. Это как ступень посвящения в  будущее. Построен он как уменьшенная копия Храма Господня в Иерусалиме. Там так же есть тайная пещера и благочестие… Но  тогда я этого не знала. Я просто зашла в Храм.. и сразу же окунулась в мир тишины и покоя. Я все узнала там. Обо всем мне рассказал священник, и разрешил зайти в тайную пещеру. Он задумчиво сказал- вообще-то мы туда никого не пускаем, только послушников . Но  вы  одна- проходите. И я , приобщаясь к таинству зашла внутрь. Когда я вышла из пещеры- священника  в церкви не было. Я задумчиво ходила по Храму, смотрела на иконы, алтарь. Я обошла весь Храм, вокруг пещеры и икон, до самого дальнего края. Потом я решила обойти его в другую сторону. Потому что не знала как надо правильно ходить по Храму- по часовой стрелке или обратно… Но тут появился священник и сказал- за пещеру заходить категорически нельзя- это Святое место, туда входят только Батюшки. Как же так… а я там уже была.. в Святая Святых… но я промолчала. Поблагодарила и вышла.  Только ничего не бойся. Раз я побывала там, где нельзя.. значит, так было нужно… Только ничего не бойся. Так я побывала  в Иерусалиме. В Храме Гроба Господня. По-настоящему. Я была там наедине с высоким и незримым. Я была там вне времени и пространства.
  И тут мне вспомнилась история, которая со мной произошла на острове Коневец. Я пришла к Скиту Божьей Матери. Но он был закрыт. Работающие на территории рабочие сказали, что никого в Храм не пускают, полько по особому благословению Батюшки. И тут появился во дворе Храма батюшка. Я подошла с нему, поздоровалсь и попросила зайти в Храм. Он сказал- нельзя туда. А почему? Спросила я . Видите работы идут у Храма- ворота ставят. Мусора много. Вы можете принести в Храм грязь. Почему же я занесу грязь в Храм? Я сниму обувь и оставлю у дверей. Он улыбнулся и ответил- Идите в Храм. Вам можно. И ушел. Я подошла к дверям. Она была закрыта на ключ. Ключ торчал в замке. Вы испытывали чувство, когда вы поворачиваете ключ в замке. Слышите тугой и глухой щелчок и дверь медленно распахивается перед вами… Вы открываете ворота Храма… Вы когда-нибудь открывали двери Храма с высочайшего разрешения и благословения…..  Это таинство. Это таинство открытия. Когда вам разрешают понять и увидеть…
 Я вышла из Валаамского  Храма Гроба Господня. Поднялась в верхний Храм. Постояла на высокой лестнице, посмотрела вдаль на леса.. озеро.. на небо.
  Я стояла наверху и слышала благодать. Она приходит, когда ты приобщаешься к Великому.
  Дороги, тропинки Валаама. Недоступные скалы и обрывы над озерами, сосны и ели. Нетронутая почти дикая природа и одухотворенный легкий прозрачный воздух. Столетия, уходящие вдаль тысячелетий и современная действительность так тесно переплетаются в нем, что порой трудно отличить одно от другого. И я углубилась в лес. Я еще нашла не все.
…. Карта… она вела меня в одну сторону и приводила в другую. Я терялась и находилась. Я была в Гефсиманском и Коневским   ските, я была там одна, я была там, где нельзя. Я фотографировала. Много. Я фотографировала то, что запрещено, не понимая, почему нельзя фотографировать то, что должны видеть все. Потому что я знаю, что увидеть по-настоящему могут только те, кому это нужно. И понять могут те, кому разрешено. Каждый видят, то что хочет, и понимае, что может.. Потом я долго  сидела на краю высокого обрыва Коневского озера и думала о том, как прекрасна жизнь, и как много она дает.. я слышала, я видела…
… Однако, пора в путь. Вечер приближался неторопливо , но неумолимо. А я все плутала по по бесконечным Валаамским тропкам, то поднимаясь, по спускаясь по давно заросшим тропинкам. Я заблудилась. Но надо мной все звучали и звучали слова –Только ничего не бойся… И наконец, по старинной разрушенной лестнице я вышла на задворки фермерского хозяйства. Тропинка вывела меня сразу к задним постройкам у самого края леса. Там , в тени построек, уютно устроившись , трое молодых людей, играли в шахматы. Я появилась перед ними неожиданно, в легком светлом платье, на узкой тропинке у самого леса. Они замерли от неожиданности.  Я лишь скромно спросила- как выйти на главную дорогу к монастырю. Но они не отвечали, они смотрели на меня с изумлением, лишь указав рукой направление. Что они думали? Испугались меня, как лесное приведение, или я им показалась лесной нимфой..неизвестно как попавшая  в эти края. Изрядно замешкавшись, они все же в след крикнули мне- до свидание.  Вот и дорога. Широкая светлая дорога. Два км от Воскресенского Храма и 4- до центральной усадьбы монастыря. О, Боже, как же я устала. Дорога. Палящее солнце. И тишина. Я посмотрела на часы. Час с небольшим до отхода теплохода… успею…  не торопясь.. успею… Я закрыла глаза, расслабилась и медленно пошла по дороге. Я шла и думала о том, как много в мире прекрасного, как много таинственного и непонятого, как безудержно много светлого и возвышенного. Высоко над головой кричали чайки. Я слушала их и вспоминала Экзюпери… Джонатан Ливингстон.. Джонатан… Чайка из моего детства.. где ты…? И как ты учил тогда… закрыть глаза.. расслабиться… и поверить… что все возможно.. в этом мире все возможно… Да, Джонатан, в этом мире все возможно… я закрываю глаза  и я мысленно улетаю… и когда я открою глаза я буду уже в том месте, где мне нужно…. Я мысленно увидела парящую высоко над головой чайку… Было жарко… до изнеможения жарко.. захотелось пить… Потом медленно я открыла глаза…резко стало темно.. потом глаза привыкли к свету и я увидела совсем рядом поклонный крест. Я не поверила. Поклонный крест находится чуть менее км от главной усадьбы. То есть я прошла с закрытыми глазами около 3 км! Я не поверила. Посмотрела на часы. Прошло 5 минут… но это невозможно! Я беспомощно оглянулась на пройденный путь. Далеко-далеко назад был поворот, а где-то еще дальше то место, откуда я пришла. Можно верить или не верить. Как ты захочешь. Можно принимать случившиеся или нет. Объяснений нет. Принимай. Принмай Чудо как действиетльность. Принимай эту жизнь как великое благо и радость. Принимай волшебство как реальность.
….  Я улыбалась. Мне нравится небо и звезды. Мне нравятся сказки и чудеса. Я верю в Жизнь! Ничего не бойся! Все будет хорошо!
Ну, вот , мое путешествие по Валааму почти завершалось.. осталось совсем немного. Но я еще не знала, что мой чудесный день будет продолжаться еще долго. Впереди меня ждало  еще много удивительных событий.
 По расписанию метеор должен был отправится в 18.00. В запасе у меня было чуть больше часа. Я зашла в кафе , немного перекусила. Купила мороженое, кофе и уютно устроилась на пристани, отдыхала и наблюдала за беспокойно галдящими чайками, за неторопливо бегущей волной, за катерами и  прогуливающими людьми. Вдруг услышала громкий голос с недалеко стоящего катера. Катер на Приозерск отправляется через 5 минут. Пассажиров просим поторопиться. Прямо так с мороженым и кофе я подбежала к трапу. Это дополнительный рейс? Для всех? Да-да.. заходите быстрее. Ура! Я приеду на вокзал раньше! И спокойно успею на последнюю электричку!
   В салоне увидела единственное свободное место. Села. И тут увидела Сергея. Да. Того самого- из ночного леса. Один из трех богатырей, из старцев, кК из мысленно назвала. Он обрадовался столь необычной встрече. С ним было необыкновенно легко и радостно. Мы говорили обо всем. Мы общались как  старые добрые знакомые. Так за неспешными и приятными разговорами, за бурными дискуссиями и беседами провели морской путь до города. Одна неприятность сильно огорчала- катер шел очень медленно. На половине пути нас обогнал метеор , который вышел на час позже. Превратности случая. Мы прибыли на пристань очень поздно. Последняя электричка уходила совсем скоро. Люди с катера быстро разбежались по остановившимся у пристани автобусам. Свободного места для нас там не оказалось, как впрочем не оказалось ни одного такси, и ни одной машины. Мы решили сократить путь через мост и остановить машину в городе. Но в Приозерске очень странно устроено движение. По кругу. С этой стороны моста весь транспорт шел в сторону, обратную от вокзала… и вообще никакого транспорта не было.  Маленький уездный городок в воскресный вечер медленно готовился ко сну. Оставалась одна надежда- идти быстро-быстро, можно сказать бегом, тогда, вероятно, мы еще и успеем на электричку. В буквальном смысле добежав до вокзала, мы с сожалением узнали, что последняя элекричка ушла 10 минут назад. До утра больше электричек не было. Не было и автобусов. Стояло одинокое такси. Безумно дорогое. Тут подошли молодые ребята. Я обрадовалась- всем вместе в складчину добраться будет значительно дешевле. Сергей грустно смотрел на меня. Он не хотел ехать. Но мне нужно было домой. Меня ждали близкие. Волновались. Мобильник разрядился. Да и связи не было. Я рвалась домой. Ребята сели, я собиралась поехать с ними. Но.. они сидели слишком вольготно.. душная машина.. банки пива в их руках и странные взгляды.. я беспомощно посмотрела на Сергея. Ехать с ними было нельзя. Захлопнулась дверь такси. Я с горечью смотрела вслед последней надежде оказаться сегодня дома. На душе была тоска и гнетущая усталость…. Все.. подумала я .. вот и закончился сказочный волшебный день.. Еще одна полубессонная ночь в добавок с полупостом.. с незнакомым мужчиной, в незнакомом городе… и на меня навалилась усталость… вековая усталось. Нехотя нога за ногу я поплелась за Сергеем. Он радостно шел впереди- зашел в магазин купить продуктов, узнал у местных где ближайшая гостиница. Чуть затеплилась надежда… Гостиница оказалась совсем недалеко. Но там не было мест. … Что делать? Куда идти? Сидеть у закрытого вокзала всю ночь? Гулять всю ночного по незнакомому городу? Мы шли мимо Собора. Я остановилась. Красивый собор. Подошла поближе. Стала фотографировать. И вдруг как будто услышала .. только ничего не бойся.. все будет хорошо… откуда-то издалека на меня смотрели смеющиеся загадочные глаза. И мне стало легко. Вдруг сразу неожиданно. Я подумала.. а ведь я еще крепость не видела. Ночи светлые. А выспаться.. потом как-нибудь.. успею..
  Сергей разговаривал в это время с женщиной. Вот он вернулся и радостно сказал- оказывается на пристане есть небольшая гостиница для паломников. И совеем недорогая. Пойдемте туда. Что ж- разумная мысль. Вперед. Мы вернулись на пристань. Старый знакомый- добрый служащий встретил меня с улыбкой. Ну, вот вы и вернулись. Да, конечно, есть свободные комнаты. Сейчас народу у нас мало. Проходите. У меня была своя комната. Уютная теплая и чистенькая. Сергей устроился в другой комнате вместе с двумя мужчинами. Но они уже спали. Пока я разбирала вещи, заряжала мобильник, Сергей поставил самовар и приготовил бутерброды. Славно. Все очень хорошо. Чудеса продолжаются. Отдохнув, пообедав, мы решили пойти искупаться в Ладоге. Был теплый вечер, солнце последними лучами согревало Землю. Радостно и спокойно. Ночное купание в старой Ладоге.. блаженство и  удовольствие.. чистота и успокоение. Потом мы долго сидели на берегу и смотрели на ласковые волны. Я чувствовала все его мысли и желания. Я видела его мысли и слова. Я молчала. Я слышала себя. Я была намного сильнее и мудрее. Я могла дать нить разговорам и поступкам. Я могла поставить непроницаемую стену. Я могла увести в сторону и далеко-далеко… Я занла, что я все заню и могу. Но мне не хотелось управления .. мне не хотелось идти на поводу.. Мне было интересно равенство и непринужденная легкость. И я заговорила о путешествиях,
О Соловках. Я собиралась вскоре поехать на Соловки. Я говорила о красоте и истории тех мест. Я рвалась туда. Вот и закончен трудный день. Торжественно волнующе необыкновенный день.
  Мы вернулись в гостиницу. Я зашла в комнату. Защелка на двери не закрывалась. Эка незадача… спать с открытой дверью… это выше моих сил. Ну нет! Я тихонько подошла к комнате, где остановился Сергей, постучала. Он вышел и удивленно спросил что случилось? Дверь не закрывается.  Сейчас проверим. Дверь ои влажности перекосилась. И крбчок не доставал до защелки. Нужно немного оттянуть дверь, сказал он задмчиво.. или постучать молотком. Я рассмеялась.. Молоток ? Ночью? Забавно! Может я булыжник принесу? Так все же проснуться. Нехорошо стучать ночью.. Да… Но спать я с лткрытой дверью не смогу…  Я заню, что делать! И вдруг он повис на двери. Как коала на стволе… как маленькая забавная обезьянка. Он ловко обхватил ручки двери, подогнул ноги в коленях и плотно прижался к косяку двери. Он висел на двеи и смотрл на меня с озадаченным и серьезным лицом… и я засмеялась. Я смеялась так , что чтнене могла соять на ногах. Я присела на кортчки и смеялась , зажимая рот рукой, чтобы не разбудить людей. Но смех – могучая сила. Он вырывается безудержно и мощно. Он льется и струится как звонкий горный водопад. Он хорочет и рыдает от смеха. Я задыхалась , я смеялась и смеялась.. И сергей висел на двери и смеялся тоже…. Боже, сколько детства спрятано в двух взрослых людях. Сколько непосредственности и веселья. Сколько жизни и радости. Смех постепенно стих. Дверь встала на свое место. Сергей неохотно попрощался, пожелав спокойной ночи. И стало тихо. Я легла на кровать. Я слушала ночь. Она пела и шуршала. Где-то далеко-далеко , на другом берегу слышались отельные вспелески звуков, отрывки какой-то мечтательной мелодии….
  Рано утром мы уехали на автобусе в город. Вскоре мы расстались. Сергей мне изредка звонит по телефону. Неожиданно и случайно. То на перроне в Кеми вдруг заздастся негромкий звонок. .. Как жаль… что уже была на Соловках… а я как раз туда собирался..
  То зазвенит поздравление с праздником и зазвучат пожелания счастья… Случайные люди по жизни.. они приходят, чтоы оказаться добрыми старыми друзьями. Друзьями в этом мире, в нашей жизни. Мы не одиноки. Весь мир принадлежит всем нам.


Рецензии